Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:26, доклад

Описание работы

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы вобществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Работа содержит 1 файл

Полити́ческий режи́м.docx

— 46.63 Кб (Скачать)

    Корпоративный авторитаризм

    Корпоративный авторитаризм устанавливается в  обществах с вполне развитым экономическим  и социальным плюрализмом, где корпоративное  представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;

    Дототалитарный авторитаризм

    Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

    1. довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;
    2. такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;
    3. ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса;

    Постколониальный авторитаризм

    Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

    Расовая, или этническая, квазидемократия

    Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать  демократическим, поскольку к участию  в нем допущено определенное расовое  или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать  бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

    Султанисткий режим

    Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

    Деспотический режим

    Основная  статьяДеспотизм

      Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии[источник не указан 946 дней]Деспотизмявляется традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях[источник не указан 946 дней].

      Тоталитарный  режим

    Основная  статьяТоталитаризм

        Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайнимцентризмомволюнтаризмомкультом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

        Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

        Признаки  тоталитаризма:

        — тотальный государственный контроль над обществом;

        — всеобщая монополизация и централизация  власти в руках господствующего  меньшинства;

        — система жесткого полицейского террористического  контроля над всеми гражданами;

        — политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

        — господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

        — идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

        — унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

        — ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

        — ставка на свою расу (возможно, в скрытом  и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

        В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

        Анархия

    Основная  статьяАнархия

        Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадкегосударства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революцийгражданских войноккупации). Также анархияпредставляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

        Другие  виды политических режимов

        Часто выделяют и другие политические режимы:

        • Тирания
        • Султанизм
        • Посттоталитаризм
        • Феодализм
        • Плутократия
        • Диктатура
        • Военная диктатура
        • Клептократия
        • Корпоратократия
        • Меритократия
        • Аристократия
        • Тимократия
        • Охлократия
        • Фашизм
        • Диктократия
        • Демократура
        • Диктабланда

        Типологии

        ]Типология Б.Курашвили (от тирании до анархии)

        1. Тиранический
        2. Жестко-авторитарный
        3. Авторитарно-демократический
        4. Демократическо-авторитарный
        5. Развернуто демократический
        6. Анархо-демократический

        Типология Голосова-Блонделя

        1. Традиционный (закрытый с монолитной элитой)
        2. Соревновательная олигархия (открытый, исключающий режим)
        3. Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий)
        4. Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий)
        5. Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий)
        6. Либеральная демократия (открытый, включающий)

Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

История термина

Термин  «политическая культура» впервые  появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур СШАВеликобританииИталииФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функцийполитической культуры в обществе.

Информация о работе Политический режим