Политическин отношения и процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:20, реферат

Описание работы

Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Выделяют следующие типы политических отношений :
отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ.docx

— 24.81 Кб (Скачать)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

1. СУЩНОСТЬ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

Политические  отношения - взаимодействие субъектов  политики друг с другом и с властью. Выделяют следующие типы политических отношений :

отношения сотрудничества, взаимодействия и политического  единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными  и вертикальными.

Политический  процесс - это совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени  и пространстве. Политический процесс  представляет собой целостное явление: стихийное, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера  людей, прежде всего политических лидеров; логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами.

Основными акторами политического процесса являются: политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, олитические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

Факторы политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся  среда (социально-экономические, социокультурные  и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного  политического процесса политические обстоятельства, такие как правила  и условия политической игры, «внешние»  политические события и т.п. К  «внутренним» можно отнести такие  параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение  властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.

2. ТИПОЛОГИЯ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1. Базовые  и периферийные.

2. Явные  или скрытые.

3. Открытые  и закрытые

4. Стабильные  и переходные

5. «Западные»  и «незападные»

6. С  различным циклом протекания.

Стадии  политического процесса или режимы его протекания: Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Вторая стадия - функционирование. Третья стадия - развитие. Четвертая стадия - разложение, упадок.

Политическая  модернизация - совокупность приемов  и средств совершенствования  политической системы государства, повышения ее эффективности.

История политических модернизаций знает два  основных пути ее осуществления : либеральный; консервативный.

Политическая  технология - это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса.

Политическое  управление - это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.

Политическое  решение - это сознательный выбор  одного из не менее двух возможных  вариантов политических действий.

Фазы  принятия и реализации политических решений: -постановка проблемы; формулирование альтернативных решений; сравнительный  анализ и выбор наиболее эффективного решения; формулирование государственного решения и его легити¬мация; реализация принятых решений; контроль за реализацией  и осуществление «обратной связи».

В соответствии с различными уровнями общностей  выделяются: интересы, выражающие фундаментальные  тенденции развития (это интересы класса, нации, общества в целом); частные  интересы (отдельных социальных групп). Для политических интересов характерны: экономическая обусловленность; связь  с механизмом и способом осуществления  власти в обществе; относительная  самостоятельность. Оформление групповых  интересов и реализация их в сфере  политики включает взаимосвязь следующих  элементов: источники политического  участия (их объективная основа в  характере социальной стратификации); самоорганизация группы, представляющая собою процесс преобразования ее потребностей в определенные политические цели, обеспечение целостности группы; формирование представительских структур, которые непосредственно действуют  в политическом пространстве.

Способы выражения интересов

Прямые  действия Участие в избирательном

процессе

  Организованное

представительство интересов

митинги, демонстрации,

пикетирование,

забастовки  выдвижение и поддержка кандидатов,

оказание  финансовой помощи кандидату, партии, избирательному блоку политические партии,

группы  интересов,

общественно-политические

движения,

группы  давления

 

Политическая  культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы к объектам политической системы, базирующихся на определенном уровне политической идеологии  и общественной психологии. Политическая культура представляет собой типичные для определенного общества идеальные  представления о политике включающие понимание того, какой должна быть политика и как она должна функционировать. Таким образом, политическая культура определяет отношение людей к  политической жизни, их установки в  отношении власти; предопределяет взаимоотношения  человека, общества и государства. В  структуре политической культуры можно  условно выделить 2 компонента:

Культура  политического сознания;

Культура  политического поведения.

 

Культура  политического сознания представляет собой типичный для определенной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность.

 

Политические  представления – это образы политических объектов, которые формируются сознанием  человека как непосредственно на основе индивидуального опыта, так  и посредством социального общения  и воспитания. Они могут основываться на объективном политическом знании или существовать в виде политических чувств и настроений, могут быть подлинными или настоящими.

 

Политические  убеждения – являются осознанными  потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в  сфере политики.

 

Политические  ценности – нравственные принципы, нормы, идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и  социальных групп.

 

Устойчивость  политическому сознанию придают  политические традиции – исторически  сложившиеся, передаваемые из поколения  в поколения и сохраняющиеся  в течение длительного времени  нормативные образцы политического  поведения. Политические традиции могут  быть старыми и новыми, национальными  и мировыми, динамичными и статичными, с высокой и слабой устойчивостью. Влияние политических представлений, убеждений, ценностей и традиций на политическую жизнь осуществляется посредством политических установок  и ориентаций.

 

Политические  установки характеризуют предрасположенность  субъекта к определенным формам политической активности в определенных ситуациях.

 

Политические  ориентации – это установки, основанные на системном представлении субъекта о цели, плане и средствах осуществления  предстоящих или выполняемых  политических действий.

Политическая  социализация

 

В политически  организованных обществах человек  всегда вольно или невольно включен  в систему политических отношений, является носителем политической культуры.

 

Политическая  социализация – это процесс включения  человека в политику, формирования у него определенного отношения  к власти и политической активности на основе усвоения определенной системы  знаний, норм и ценностей, т.е. политической культуры общества. Политическая социализация является одной из составляющих общественного  процесса социализации человека. Усваивая посредством социального общения  и воспитания и развивая в меру индивидуальных способностей социально-культурный опыт, индивид усваивает и развивает  навыки, знания, нормы, ценности и традиции политической системы. По своему содержанию политическая социализация представляет собой двусторонний процесс: переход  требований политической системы во внутреннюю структуру индивида и  формирование активности индивида в  отношении политической системы. Отсюда вытекают две основные функции политической социализации:

приобретение  индивидом умения ориентироваться  в политическом пространстве;

приобретение  им навыков выполнять определенные роли в политической системе.

 

Роли, которые выполняет человек в  политической системе, могут быть самыми разнообразными: подданный, избиратель, компетентный наблюдатель, компетентный критик, функционер политической партии или политизированной общественной организации, государственный чиновник, политический деятель, политический лидер  и т. п. Способность их выполнения в политической системе во многом зависит от меры и характера политической социализации личности. Мера политической социализации отдельного человека индивидуальна. Но вместе с тем она внутренне  обусловлена действием трех факторов:

возрастом человека;

наличием  у него того или иного субъективного  опыта;

способностью  к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.

 

Комплексное; воздействие отмеченных факторов определяет стадию политической социализации: первичную  и вторичную. Первичная стадия характеризует  выработку начального отношения  к сфере политики посредством  восприятия политической информации через  мнения и оценки окружающих, появление первого самостоятельного опыта взаимодействия с властями. Содержание первичной стадии составляет усвоение индивидом выработанных обществом политических ценностей, установок, норм, ориентации; закрепление в структуре индивида стереотипов политической культуры общества. Вторичная стадия связывается с расширением самостоятельного политического опыта, с умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, формировать позиции, способные противостоять давлению коллективного мнения, с участием в специализированных политических объединениях и организациях. Вторичная социализация характеризует становление индивидуальной политической культуры личности, ее способность к самостоятельной выработке политических ценностей, установок, норм, ориентации. Среди великого множества факторов политической социализации особая роль принадлежит социальным, институтам, оказывающим целенаправленное влияние на формирование политического сознания и поведения граждан. Такие институты обозначаются в политологии в качестве институтов политической социализации. К ним относятся семья, школа, церковь, средства массовой информации, общественные объединения и организации, политические партии, государственные органы и учреждения. Влияние институтов политической социализации на членов общества осуществляют конкретные люди (родители, учителя, священники, журналисты, пропагандисты, агитаторы, информаторы и т. п.), которых называют агентами политической социализации. Политическая социализация представляет собой непрерывный процесс, который начинается в раннем детском возрасте и продолжается всю жизнь человека. Его содержание составляет обретение и утрата индивидом тех или иных политических качеств. В процессе политической социализации можно выделить пять типичных этапов, которые различаются между собой особенностями формирования и развития сознания человека, степенью влияния тех или иных факторов его жизни и деятельности, энергетическим потенциалом индивида, степенью воздействия тех или иных социальных институтов.                                                                     Первый этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок уже в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализации на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шага в освоении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе или традицию аполитичности), которые передаются ребенку.                                                                            Второй этап политической социализации совпадает со школьными годами. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Школьное образование в любом обществе призвано выполнять важные политические функции: прививать любовь к государству, его институтам, воспитывать патриотизм. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны, ее конституционных актов и т. п.) целенаправленно формируется определенная система знаний о политике.                Третий этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается лет до 25-30. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения, его профессорско-преподавательский состав, студенческие организации. В высшей школе существенно углубляются и расширяются системные знания о политике. Молодежь более чем другие возрастные группы бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права, ограничивает свободы, препятствует быстрому продвижению по социальной лестнице.                                                                  Четвертый этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается все меньше и меньше времени для занятия политикой. И если круг деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. Как правило, в зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным и умеренным, а политические взгляды – более стабильными.                                                                                        Пятый этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени, которое часто, отдается политике. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям.

Существует  несколько типов политической социализации:

Гармонический – нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное отношение индивида к государству, осознание им своих гражданских  обязанностей.

Гегемонистский  – негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».

Плюралистический  – признание человеком равноправия  с другими гражданами, способность  изменять свои политические пристрастия, возможность перехода к новым  ценностным ориентациям.

Конфликтный – формируется на основе межгрупповой борьбы, противостояния взаимозависимых  интересов, цель политического участия  его представители видят в  сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими  противниками.

 

 

 

 

 

Политическое  решение в политической деятельности: понятие, сущность

 

Принятие  политических решений - центральный  элемент преобразования политических требований различных групп и  граждан в приемлемые для всего  общества средства и методы регулирования  социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений - это технологическое  преобразование политической власти в  управление социальными процессами.

 

По  существу, данный процесс присутствует как на «входе», так и на «выходе» политической системы. При этом увеличение требований населения, социальное «возмущение» среды расширяют масштаб управления и повышают его роль в организации  политической жизни. С другой стороны, эффективность реализации принятых решений непосредственно влияет на степень поддержки и авторитет  режима правления.

 

Политическое  решение правомерно рассматривать  как основной элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом  политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата.

 

Политическое  решение - это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер Соловьев А. Принятие государственных решений. Учебное  пособие. М.: КноРус, 2006. 344 с..

 

Политическое  решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. 378 с.. Политическая жизнь  общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов  различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Информация о работе Политическин отношения и процессы