Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в Украине, на первом месте стоит про-блема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие поли-тические и государственные посты новых людей, способных на преобразо-вание государства в лучшую сторону и на проведение политики улучша-ющей жизнь населения страны.

Содержание

Введение 2
1. Понятие политического лидерства 3
2. Типология политических лидеров 7
3. Современные теории политического лидерства 12
4. Функции политических лидеров 17
5.Политический популизм. 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      Особенно  ярко определяющая роль последователей проявляется во время выборов, когда  голоса избирателей становятся ориентиром для претен-дентов на роль политических лидеров. Примером тонкого анализа настрое-ний электората может служить лозунг предвыборной кампании 1972 г. Р. Никсона, который призывал не голосовать за Ричарда Никсона, а «переизбрать президента Америки». Этот лозунг создал определенные трудности его сопернику, так как «американцы имеют тенденцию любить президента и не любить людей, составляющих ему оппозицию».

      Сторонники  этой теории утверждают, что для  понимания феномена лидерства необходимо иметь представление об ожиданиях  и целях приверженцев политического  лидера.

    Суть теории «свиты, делающей короля» в том, что лидерами не  становятся самостоятельно.  «Нужного»  лидера  ищут,  находят,  «сажают  на   трон»   и поддерживают его «создатели» и приверженцы.

      - Психоаналитическое объяснение лидерства. Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует психоаналитическое объяснение  лидерства.  Психоанализ  –  это   особый   метод   психотерапии, разра-ботанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом  (1856—1939)  и  вырос-ший затем в целое психологическое учение. По Фрейду, людьми  управляют  бессознательные  (инстинктивные)  влечения   сексуального характера, преж-де всего (либидо).  Именно  они  являются  движущей  силой социальных действий и всей творческой активности людей.  При  этом  «дурные» бессоз-нательные секс импульсы постоянно конфликтуют с «совестливым» созна-нием человека, ввергая его  в  состояние  психической  напряженности  и «борьбы» с обществом и самим собой. Когда же  индивиду  удается  пере-ключить свою «запретную» сексуальную озабоченность на «нормальное»  (приемлемое  для общества) дело, из  него  часто  получается  весьма  актив-ный  и  творческий деятель – художник, писатель, политик и т. д.

     Таким  образом,  политическими  лидерами,  согласно  данной  концепции, становятся люди, подавившие свое либидо,  и  омпенсировавшие  эту  «потерю» активной лидерской деятельностью. Однако власть в их руках может  приобрести извращенные,  крайне  деспотические  и  даже  садист-ские  формы:   жестокое полновластие  над  другими  людьми  доставляет  им  особое   наслаждение   и заглушает преследующие их психосексуальные «комплексы».

     Рассмотренные теоретические обоснования лидерства в реальной жизни тесно переплетены да  к тому же не исчерпывают всего  многообразия  путей  человека  к  власти.  Это подтверждает и нижеследующая типология политических лидеров.

      - Синтетическая теория лидерства. Попыткой преодолеть ограниченность рассмотренный подходов и представить компромиссный вариант решения проблемы можно считать синтетическую теорию лидерства. Согласно этой теории представление о политическом лидерстве как целостном явлении должно строится на основе анализа всей совокупности факторов, влияющих на его характер и содержание, в том числе:

- изучение личности  лидера, его происхождения, процесса  социализации и способа выдвижения;

- анализа окружения  лидера, его последователей и  оппонентов;

- рассмотрения  отношений между лидером и  сторонниками;

- анализа результатов  взаимодействия лидера и его  приверженцев в конкретных ситуациях.

      Все рассмотренные теории, исследующие природу политического лидерства имеют право на существование, поскольку отражают те или иные аспекты этого феномена, а в выдвижении конкретного политического лидера определяющую роль может сыграть тот или иной фактор. 

4. Функции политических лидеров

      Роль  лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди  важнейших функций Н. Макиавелли выделил  следующие:

      1) обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе;

      2) интеграцию разнородных интересов и групп;

      3) мобилизацию населения на решение общезначимых целей.

      Ученые, занимающиеся исследованием политического  лидерства, смогли классифицировать его  на основе учета личных качеств лидера, конкретной ситуации, имиджа и стиля  поведения. В современном мире происходит постоянное формирование новых тенденций в развитии политического лидерства, т.к. национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса. Кроме того, в каждой стране существует своя система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры. Эта система связана с целями и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценнос-тями политической идеологии.

      Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Характеристика этой стороны политического лидерства неразрывно связана с рассмотрением функций, выполняемых политическими лидерами.

      Функции политического лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам- непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

      Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

      1) Аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения;

      2) Управленческая функция (разработки программы действия). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

      3) Функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе.

      Мобилизация населения – это реализация лидером  мобилизационной функции, которая  может достигаться на основе возбуждения  народного энтузиазма, симпатии к  лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов. При этом политическому лидеру не стоит пускаться в масштабные и малоподготовленные перестроечные акции, так как «ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения». Примерами крупных инновационных концепций и программ могут служить «Новый курс» Ф.Рузвельта, концепция «народного капитализма» М. Тэтчер, «перестройка» М.Горбачова.

      В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется:

      4) Новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;

      5) Коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями. Стремиться обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с обществен-ностью, различными организациями, группами и слоями. Обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами, весьма актуально для современной Украины, где в последние годы прослеживается неуклонное снижение доверия граждан к власти.

   6) Организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;

      7) Координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти. 
             8) Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом.

      Показателен в этом смысле пример американского  президента Ф. Рузвельта, который умело управлял интересами различных политических сил и был мастером создания коалиций для конструктивного решения различных социальных и политических проблем.

      Высокая степень социальной напряженности  свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию, как пример, президенство В. Ющенко. 
           9) Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. Функция гаранта справедливости, законности и порядка в большей степени характеризует общенационального политического лидера.

          Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей. 

5. Политический популизм.

    В погоне за  высоким рейтингом и популярностью, т. е. широкой известностью, признанием и народной любовью, многие политики в той или иной степени «грешат» популизмом. Популизм – это своеобразное саморек-ламное заигрывание с людьми с целью завоевания их симпатий. Можно выделить пять главных  черт, наиболее характерных для лидера популист-ского толка.

       1) спекулирует на недостатках  и проблемах общества

       2) подчеркивает свою непричастность  к их возникновению

       3) беспощадно бичует своих соперников

    4) говорит что делать, но не говорит как

    5) раздает заведомо невыполнимые обещания

            Ярким примером лидера - популиста, выступает известный украин-ский политик Ю. Тимошенко.

            Прежде всего, популист стремится показать,  что  он  знает  и  озабочен «страданиями людей» и что он  немедленно  улучшит их  жизнь,  как только получит власть. Умея, как правило,  складно  и  красиво  гово-рить,  популист подхватывает  у  людей  самые  животрепещущие  проблемы,  «вскрывает»   всем известные и всегда существующие в обществе противо-речия и  недостатки  и  во всех бедах обвиняет своих соперников. Потоки  «правильных»  слов  льются  из него как из рога изобилия. Но если вслу-шаться,  то  в  основном  это  пустая риторика. Расчет здесь на невысокую  политическую  культуру  определенной части населения. Используя это, популист предлагает простые решения  сложных вопросов и выдвигает привлекательные, но  часто  неосуществимые,  лицемерные или уже доказав-шие  свою  несостоятельность  лозунги.  При  этом  он  охотно говорит, что  нужно  делать,  но  всячески  избегает  сказать как добиться желаемого.

     В отличие от популиста, вдумчивый, серьезный и некрикливый  политик  не обманывает людей сказкой о возможности существования некоего  беспроблемного общества и идеальной политики, а спокойно и по-деловому  ищет  конкретные  и реальные пути решения назревших проблем.  

Заключение

      Таким образом, политическое лидерство - важный компонент политического процесса. Политические лидеры, выражая интересы больших групп людей, оказывают значительное воздействие на ход событий.

      Лидерство и лидеры - сфера деликатная и тонкая. В ней легко нар-ушить меру, то ли чрезмерно преувеличить роль лидера, то ли серьезно недо-оценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими. Тут многое зависит и от непосредственного окружения, " команды ", круга помощников, советников, экспертов и т.д. Естественно, что каждый должен и вправе играть свою роль и не поддаваться искушениям политики и власти.

Информация о работе Политическое лидерство