Понятие гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

По настоящему социальным современное государство может стать лишь тогда, когда само общество становится по своей сути гражданским обществом. Это становится возможным при установлении равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. «Гражданское общество во многих социальных государствах обеспечило высокую степень защищенности частной сферы жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства».

Содержание

Введение 3
Понятие гражданского общества 5
Итоги радикальных реформ в России 9
Гражданские движения в России 11
Условия становления гражданского общества в современной России 15
Перспективы становления гражданского общества в современной России 20
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

  1. Понятие гражданского общества                                                                 5                                                    
  2. Итоги радикальных реформ в России                                                         9                                               
  3. Гражданские движения в России                                                               11                                                    
  4. Условия становления гражданского общества в современной России 15  
  5. Перспективы становления гражданского общества в современной России                                                                                                                     20                                                                                                         

Заключение                                                                                                             26

Список используемой литературы                                                                       28                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

По настоящему социальным современное государство может  стать лишь тогда, когда само общество становится по своей сути гражданским  обществом. Это становится возможным  при установлении равновесии сил  политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. «Гражданское общество во многих социальных государствах обеспечило высокую степень защищенности частной  сферы жизни человека от жесткой  регламентации со стороны государства».

В современной трактовке  под гражданским обществом понимается комплекс общественных отношений, относительно самостоятельная совокупность сложившихся  форм совместной деятельности людей. Это  часть общества, взятая как бы вне  политической власти и включающая в  себя преимущественно неполитические отношения; совокупность всех негосударственных  общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Возможность  выразить частные интересы личности помимо государства и института бюрократии - один из главных признаков гражданского общества. Оно стоит, прежде всего, на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни.

Структурными элементами гражданского общества являются: в экономической сфере - государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и др. кооперативы, союзы и др. добровольные объединения юридических лиц и граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по их инициативе; в социальной сфере - семья, общественные организации и движения, другие организационно оформленные неформальные объединения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации и т. п.; в духовной сфере - самостоятельные и не зависимые от государства творческие, научные и другие объединения.

В структуре гражданского общества сформировались мощные защитные ассоциации (общества защиты прав человека, прав потребителей и т.п.). Принято  считать, что в гражданском обществе не человек существует ради государства, а государство ради человека. Необходимыми условиями формирования гражданского общества являются создание социальной и правовой основы и достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренняя свобода, умение включаться в тот или иной институт государства. В обществе необходимо достичь определенного уровня гражданской культуры населения, чтобы ценности гражданского общества были востребованы.

Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся  системой. Однако оно развивается  гораздо успешнее, когда для этого  создаются благоприятные условия. В значительной мере их создает само общество через государство или  без него. Через государство общество приобретает механизмы формирования гражданского общества принятием необходимых  законов, формированием демократических  государственных структур, строгим  соблюдением общепринятых демократических  норм и процедур. Эти механизмы  формируются и вопреки государству, например, образованием в рамках Конституции  независимых объединений, ассоциаций и средств массовой информации, функционированием  массовых общественных демократических  движений. Один из действующих способов на этом пути - широкое участие масс в выдвижении и реализации разнообразных социальных инициатив. Формирующиеся структуры гражданского могут взять на себя часть функций стабилизации общества. В тех странах, где государство способствовало внедрению принципов гражданского общества, более интенсивно шел процесс становления рыночной экономики.

 

  1. Понятие гражданского общества

 

Понятие «гражданское общество»  означает такое состояние социума, при котором создаются условия  для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и  политической активности, реального  участия граждан в политике. Современное  гражданское общество есть результат  длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет  рука об руку с формированием  правового государства. Гражданское  общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной  политики.

 Во время посткоммунистических  преобразований конца 1980-х –  начала 1990-х гг. лозунг «гражданского  общества» обобщал требования  о прекращении слияния всех  аспектов жизни в единое целое,  т.е. разделял государство и  общество. Эта задача остается  одной из важнейших на современном  этапе реформирования российского  общества. В этом смысле гражданское  общество - тот социальный заказ  и та идея, которые во многом  определяют магистральный путь  развития России. Это означает  нахождение того или иного  минимума социальности, который  бы не подпадал под тотальное  огосударствление. Американский исследователь  Д. Боуз пишет: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении».

В политологической литературе, нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает  мнение, что гражданское общество - это неполитические отношения в  обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства  государства. Американский политолог  О. Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций.

А. Хлопин рассматривает формирование гражданского общества как «процесс структуризации современного российского социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил».

Разнообразные формы самоорганизации  граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское  общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих  проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство  должно не «управлять» добровольными  объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия  в государственных делах.

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?» - вопрошал шотландский мыслитель А.Фергюсон.

Достойное существование  человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать  свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл  его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено законом.

По мнению Д. Ловелла, перед посткоммунизмом стоит задача легитимировать вновь созданные институты, как политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации новых институтов и принимаемых ими решений делают необходимым доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в рамках правового государства. Возможная альтернатива - это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности за собственные политические промахи на чужие плечи.

Укрепление доверия способно консолидировать либеральную демократию и подлинно гражданское общество. Для этого необходимо формировать  и отстаивать общественный интерес. Граждан необходимо информировать  о новой форме и роли политики, а государственных служащих - относительно природы и важности общественного  интереса. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее  противодействовать злоупотреблениям в экономической и других сферах жизнедеятельности. Однако ввести доверие  простым указом невозможно. Оно возникает  как привычка и требует постоянной практики.

Гражданское общество, в  отличие от политического с его  вертикальными структурами иерархических  взаимоотношений, с не­обходимостью  предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества.

Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными  гражданскими объединениями. Именно в  такого рода объединениях «вызревает»  гражданская активная личность.

Гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может  обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу  динамичного развития в XXI веке. Свобода  не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена  материальным благополучием, и теми, для кого она - синоним изнурительной  бедности. Исходом этого раскола  могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует  стремиться не только к равенству  прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное  существование тем, кто их лишен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Итоги радикальных  реформ в России

 

Конец XX века был ознаменован  крушением коммунистической системы. Были сделаны первые шаги в сторону  создания правового государства, рыночной экономики и гражданского общества. Однако возможность совершить исторический прорыв не была реализована.

Отказ от принципа социальной справедливости привел к снижению уровня и ухудшению качества жизни большинства  россиян, вытеснению значительной части  населения за черту бедности. Возникло резкое социальное расслоение - признак  отсутствия среднего класса как гаранта  стабильной демократии. Невыполнение социальных обязательств перед населением при одновременной приватизации узкой группой лиц национальных богатств и институтов государственной  власти раскололо общество на преуспевающее  меньшинство и проигравшее большинство. Испытания диким капитализмом не выдержали образование, здравоохранение, наука и культура.

В то же время государство  отказалось от своих прямых обязанностей по созданию в России правовых, социальных и экономических институтов, соответствующих  современному обществу. Правовой вакуум содействовал криминализации российской экономики. Произошло сращивание бизнеса  с государственными структурами, создавшее  почву для бурного роста коррупции  и заложившее основы олигархической системы в современной России.

Экономические и политические неудачи 1990-х гг. дискредитировали демократические, либеральные и рыночные ценности в глазах большинства россиян. Отсутствие массовой сознательной поддержки демократических  институтов, их неразвитость и низкая эффективность, неограниченные возможности  манипуляции общественным мнением  порождают у правящей элиты соблазн  установить в России бюрократическую  авторитарную систему, обслуживающую  интересы узкой группы лиц. Об этом свидетельствуют попытки установления контроля над средствами массовой информации и избирательным процессом, экономическая политика правительства. Попытки построить в России авторитарную систему могут привести страну к бюрократическому застою, необратимому отставанию и окончательному превращению в страну третьего мира.

Информация о работе Понятие гражданского общества