Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:48, контрольная работа

Описание работы

Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества.
О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до простых граждан. О правах человека говорят даже те, кто их постоянно нарушает.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Историческое многообразие концепций права и прав человека…….….3
2. Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России…………………………….……………...8
3. Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью. Ведь во всяком государстве есть законы, то есть система права, и значит, неправового государства по определению не существует. Верно ли это? Ответ аргументируйте…………………………………………….…………………….12
Заключение……………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

политол права чел.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  учреждения

Всероссийский заочный финансово  – экономический  институт 
 

Политология 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему «Права человека» 

Кафедра философии, истории и права. 
 
 
 
 
 

                                        Преподаватель: Шишкина И.А.

                                             Работу выполнил: Алекберов Р.А.

               Факультет: МиМ

                       Специальность: Менеджмент организаций

           группа: 2Мг-2

                                              номер личного дела: 10ММД10829 
 
 
 

Барнаул 2011 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Историческое многообразие концепций права и прав человека…….….3
  2. Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России…………………………….……………...8
  3. Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью. Ведь во всяком государстве есть законы, то есть система права, и значит, неправового государства по определению не существует. Верно ли это? Ответ аргументируйте…………………………………………….…………………….12

Заключение……………………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества.

    О правах человека много говорят и  пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до простых граждан. О правах человека говорят даже те, кто их постоянно нарушает.

    Права человека в России закреплены 2 главой Конституции. Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.

    Наиболее  проблематичными сферами российского  общества, где права человека нарушаются регулярно, являются милиция, армия, интернет услуги и суд. Коррупция и безнаказанность «людей в погонах» является основной причиной несоблюдения прав человека.

    Ситуация  с правами человека в России является одной из злободневных и крайне политизированных тем современной России.

    Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации  прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социально-экономическое процветание. 
 

    1.  Историческое многообразие концепций права и прав человека

    Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение  и опираются на божественную справедливость.

       Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

    Поиски  объективной нормы справедливости и права для полиса и его граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных правах человека положение о том, что «справедливое состоит в воздаянии другому равным».

    В концепции Эпикура справедливость – представляет собой естественное право с изменяющимся содержанием. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

    Существющие идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.

    Так, положения греческих стоиков  о мировом естественном законе были использованы римскими стоиками. Из их естественно правовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

    Существенный  вклад в развитие юридических  представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения  о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.

    Античные  идеи свободы и равенства людей  были восприняты и развиты светскими  и религиозными мыслителями средневековья.

    Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

    Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы  и сыграло значительную роль в  процессе становления универсальных  понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой.

    Новозаветные  идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях  ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).

    Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в  трудах мыслителей Нового времени. Юридическое  мировоззрение нового восходящего  строя утверждало новые представления  о свободе человека посредством  господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.

    Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.

    Важным  элементом этого процесса стала  концепция общественного договора как источника происхождения  и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

    Развивая  естественно правовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода».

    Последовательная  либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.

    Под заметным влиянием передовой европейской  политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.

    Одним из первых защитников таких идей в  России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.

    Свобода личности была основной и главной  проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. «Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием». Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она само создаётся.

    В историческом контексте современные  исследователи выделяют три поколения  прав:

    - первое — политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных декларациях (американской, английской, французской);

    -     второе — социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН;

    - третье — коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.).

    Следовательно, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.

    Объем этих благ и условий исторически  всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека.

    Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего  его социальные возможности и  блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России 

    В наши дни для большинства стран права человека являются высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин "права человека" употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении - это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Информация о работе Права человека