Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Правовое государство………………………………………………………......4
2. Гражданское общество и правовое государство…………………………....11
3. Государство правовое и социальное…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Содержание…………………………………………………………………..…..27

Работа содержит 1 файл

политология реферат.docx

— 55.90 Кб (Скачать)

 

В ряде стран Латинской Америки  выделяются четыре ветви власти: к  трем известным добавлена избирательная  власть. И это не предел. В проекте  Конституции Никарагуа 1986 г. указывались  пять ветвей власти, а во второй Конституции  Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная  и учредительная.

 

Некоторые российские специалисты  полагают, что если существует законодательное  закрепление принципа независимости  тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

 

• власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

 

• постоянной законодательной власти;

 

• исполнительной власти, которую  осуществляют президент и правительство;

 

• судебной власти;

 

• материальной власти, воплощенной  в так называемых материальных придатках  государства (армия, полиция, тюрьма);

 

• власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

 

• власти членов федерации, которую  осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах).

 

3. Гарантированность прав и свобод  граждан. Этот признак правового  государства означает, что кроме  провозглашения прав и свобод  личности в обществе должны  существовать конкретные механизмы  их реализации, т.е. реально обеспеченная  возможность гражданина получить  образование, социальное обеспечение,  квалифицированную юридическую  помощь, судебную защиту своих  прав, эффективную работу правоохранительных  органов и т.д. Личность вправе  иметь на закрепленные в законах  субъективные права личности  и рассчитывать на положительные  действия государства в его  интересах.

 

4. Взаимная ответственность государства  и личности. Провозглашая определенные  права и обязанности гражданина, само государство имеет не  только права, но и обязанности  перед гражданином. Оно не свободно  от ограничений в своих решениях  и действиях, и государственные  органы несут ответственность  за нарушение законов или ненадлежащее  выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к  взаимоотношениям личности и  государства означает существование  определенных форм контроля общества  над деятельностью государственных  органов. К формам такого контроля  относятся: политическая ответственность  правительства перед парламентом,  парламента перед народом, юридическая  ответственность должностных лиц  за нарушение прав и свобод  граждан, регулярные перевыборы  высших должностных лиц и т.д.

 

Некоторые авторы к признакам права  также добавляют верховенство закона в системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

 

Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правового  государства зависит от наличия  ряда объективных условий.

 

Экономическая основа правового государства - это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

 

Социальную основу правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское  общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.

 

Нравственной основой правового  государства являются принципы равенства  и свободы личности, ее чести и  достоинства, гуманизма и справедливости.

 

Политическая природа правового  государства наиболее четко проявляется  в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной  власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти .

 

В целом правовое государство —  это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные  институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гражданское общество  и правовое государство

 

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят  многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое  состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло  в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать  на веру.

 

Вот почему стоит обратиться к истокам  появления этого понятия, его  первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.

 

 Характеристика и понятие  гражданского общества.

 

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории  человечества, государства и права. Гражданское общество возникает  в процессе и в результате отделения  государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

 

Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана  в "Философии права" Гегеля, определившего  гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний  порядок (полицию и корпорации)[8] . Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, это сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия.

 

Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как  к интересам общества с помощью  полиции и корпораций.

 

Гражданское общество Гегеля - это  хорошо известное нам первоначальное общество расцвета буржуазии, со всеми  его характеристиками и практикой. Но надо отдать должное Гегелю - он точно  определяет политико-правовые и социально-экономические вопросы этого общества и дает на них содержательные ответы.

 

Теперь становится понятным, почему и для российского общества, только теперь, в конце XX века, вступившего  на путь формирования гражданского общества, так важно знать исходные теоретико-правовые (впрочем, разумеется, не только правовые) положения, характеризующие это  общество.

 

Понятно теперь также, почему это понятие  было исключено из лексикона отечественной  теории государства и права на предыдущем этапе. Это общество, если и интересовало теорию, то только в  историческом плане и в плане  критики буржуазии, капитализма  и то, по отдельным элементам: «свобода денежного мешка», «частная, эксплуататорская собственность»[9] и т.д. Действительно, в теории и практике социалистического  государства идея независимого гражданского общества была отвергнута, т.к. ограничивала формы и способы вмешательства  государства в жизнь самих  граждан, прежде всего контроль за ними.

 

Эта идея была заменена концепцией политической, экономической, социальной систем, которые  якобы и составляли структуру  общества. В Конституциях 1936 и 1977 годов  эта концепция получила и юридическое  закрепление. Политическая система  по этим теоретическим взглядам и  юридическим положениям состояла из органов власти - Советов народных депутатов и осуществления их властных полномочий. Экономическая  система - из социалистической собственности, социалистических форм трудовой деятельности. Социальная система - из рабочих, крестьян, трудящейся (народной) интеллигенции.

 

Гражданское общество в долгое семидесятилетие  существования социалистического  государства исчезло из исследовательских  работ отечественной теории права. И только в настоящее время, при  переходе России к социально регулируемой рыночной экономике, демократическим  преобразованиям, вновь обнаруживается большой гуманистический потенциал  этой концепции.

 

Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий  продвижения России по пути крупных  социально-политических, экономических  и правовых реформ, одной из целей  модернизации российского общества.

 

И, наконец, теперь можно рассмотреть  влияние формирующегося гражданского общества на дальнейшую судьбу государства  и права, на будущее этих социальных институтов, по крайней мере, в России.

 

Гражданское общество - это не некое  абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно  состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее  на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с  государством, обеспечивающим частное  право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом -правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т. п.

 

Разумеется, что речь не идет о сведении содержания гражданского общества к  гегелевской модели. За двести лет  оно обогатилось и многими  другими ценностями. Среди них - открытость, глобальность, новые права и свободы, в том числе право на информацию, т. е. на доступ к информации, на распространение  массовой информации, на разъяснения  информации и т. п.

 

Сюда же входят и новые обязанности, в том числе по отношению к  интеллектуальной собственности, экологический  императив и многое другое.

 

Но гегелевская модель как одна из первых, тщательно разработанная, также должна быть сохранена в  современной концепции гражданского общества, по крайне мере в своей  правовой форме - правосудие, право  собственности, четкие функции полиции, свобода личности и ее разумная правовая регламентация.

 

Гражданское общество и правовое государство  логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В  то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства.

 

Нельзя ставить знак равенства  между понятиями «общество» и  «гражданское общество»: второе значительно  уже первого и моложе на много  лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории  человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским  обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько  веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом  масштабе. Реальность существования  гражданского общества (собственно, как  и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

 

Гражданское общество в его современном  понимании и значении — это  общество, способное противостоять  государству, контролировать его деятельность, способное указать государству  его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.

 

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при  наличии определенных экономических  условий, а именно - экономической  свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое  достоинство.

 

Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения  их правами и свободами - едва ли не главный признак и основа гражданского общества.

 

Одним из устоев гражданского общества является свобода личной инициативы, самостоятельность и предприимчивость граждан в добыче средств к существованию. Эта свобода резко противоречит сословно-кастовым ограничениям рода и вида занятий, существовавшим в предыдущие эпохи, а также притязаниям феодально-абсолютистских государств на выражение "общего блага", протекционизм и всеобъемлющее руководство промышленной и частной деятельностью.

 

Природе гражданского общества соответствует  принцип законности как строгого соответствия закону деятельности государства  и его органов.

 

Во-первых, лишь при таком понимании  обозначается проблема законности самих  законов, издаваемых высшими органами государственной власти в смысле их соответствия общепризнанным и узаконенным  правам и свободам граждан.

 

Во-вторых, только при таком подходе  к понятию законности гражданин  в случае нарушения его прав ставится на один правовой уровень с государством и его должностными лицами при  рассмотрении и решении спора  о нарушенном праве.

 

Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих  свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное  от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Таким образом, понятие  «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

Информация о работе Правовое и социальное государство