Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Правовое государство………………………………………………………......4
2. Гражданское общество и правовое государство…………………………....11
3. Государство правовое и социальное…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Содержание…………………………………………………………………..…..27

Работа содержит 1 файл

политология реферат.docx

— 55.90 Кб (Скачать)

 

В дальнейшем идея социального государства  начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж.Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

 

Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.

 

Подлинно социальное государство  возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее  время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство  не может не быть правовым.

 

Теория и практика правового  государства, как уже отмечалось, предшествовали идее и практическому  воплощению государства социального, и их можно рассматривать как  определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед  за правовым потому, что последнее  в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.

 

Истоки социальной политики государства  находятся в далеком прошлом, когда правители, например, римские цезари, заботились о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

 

Кроме того, следует учитывать, что  проведение государством социально  ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную  необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга  факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики  и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью  достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Не случайно среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и  политической свободе - правовом принципе, социал-демократы и близкие к  ним либералы - на сближении доходов  и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе.

 

Становление социального государства - это процесс не только экономический  и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

 

 

 

 

 Признаки социального государства

 

С учетом сказанного можно сделать  вывод, что условиями существования  социального государства и его  характерными признаками[16] являются:

 

Демократическая организация государственной  власти.

 

Высокий нравственный уровень граждан  и прежде всего - должностных лиц  государства.

 

3. Мощный экономический потенциал,  позволяющий осуществлять меры  по перераспределению доходов,  не ущемляя существенно положения  собственников.

 

4. Социально ориентированная структура  экономики, что проявляется в  существовании различных форм  собственности со значительной  долей собственности государства  в нужных областях хозяйства.

 

5. Правовое развитие государства,  наличие у него качеств правового государства.

 

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведения  социально ориентированной политики.

 

7. Ярко выраженная социальная  направленность политики государства,  что проявляется в разработке  разнообразных социальных программ  и приоритетности их реализации.

 

8. Наличие у государства таких  целей, как установление всеобщего  блага, утверждение в обществе  социальной справедливости, обеспечение  каждому гражданину.

 

а) достойных условий существования;

 

б) социальной защищенности;

 

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

 

9. Наличие развитого социального  законодательства (законодательства  о социальной защите населения,  например Кодекса социальных  законов, как это имеет место  в ФРГ).

 

10. Закрепление формулы «социальное  государство» в конституции страны (впервые это было сделано в  Конституции ФРГ в 1949 г.).

 

Говоря о функциях социального  государства, следует иметь в  виду следующие обстоятельства:

 

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

 

б) на содержание всех функций социального  государства налагает отпечаток  его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как  бы преломляются через призму целей  и задач социального государства, и в этом плане можно вести  речь о наличии у него общей  социальной функции (общем социальном назначении);

 

в) в рамках общей социальной функции  можно выделить специфические направления  деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:

 

- поддержка социально незащищенных  категорий населения;

 

- охрана труда и здоровья  людей;

 

- поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства;

 

- сглаживание социального неравенства  путем перераспределения доходов  между различными социальными  слоями через налогообложение,  государственный бюджет, специальные  социальные программы;

 

- поощрение благотворительной  деятельности (в частности, путем  предоставления налоговых льгот  предпринимательским структурам, осуществляющим  благотворительную деятельность);

 

- финансирование и поддержка  фундаментальных научных исследований  и культурных программ;

 

- борьба с безработицей, обеспечение  трудовой занятости населения,  выплата пособий по безработице;

 

- поиск баланса между свободной  рыночной экономикой и мерой  воздействия государства на ее  развитие с целью обеспечения  достойной жизни всех граждан;

 

- участие в реализации межгосударственных  экологических, культурных и социальных  программ, решение общечеловеческих  проблем;

забота о сохранении мира в обществе.

Заключение

 

XXI век ставит новые задачи  в информационном пространстве  человечества, учитывая трансграничные  возможности информационных процессов.  Усилилось и воздействие этих  процессов на людей не только  вследствие описания работы политиков  (встречи, поездки, совещания и  т. п.), но и путем описания  жизни общества, самых разных  людей. Большое значение приобрело  описание многих малых воздействий,  событий, приводящих к крупным  потрясениям, переменам, которые  происходят в обществе. Но ведь  как часто в прошлом эти  малые воздействия также были  судьбоносными, приводили к социальным  потрясениям, переменам, но отсутствие  современной информационной технологии  делало их малозаметными и  малоизвестными.

 

Иное положение сейчас! По крайней  мере, в России газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких  фактах, обстоятельствах, которые послужили  основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.

 

И такой признак правового государства  как взаимодействие гражданина и  государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права  и обязанности гражданина и государства  обеспечивают соблюдение как частных интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных социальных групп и т. п.).

 

Переплетение этих интересов создает  такую пеструю ткань, окутывающую, обволакивающую жизнедеятельность  государства и личности, что приходится опять вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в жизни гражданского общества. Здесь, как нигде более, торжествует жестокая синергетическая действительность.

 

На предыдущем этапе отечественная  теория государства и права, описывая переплетения интересов, оперировала  понятием «равнодействующей», которая  якобы складывалась в этом внешне хаотическом массиве, главным образом, под влиянием социально-экономических  классовых интересов, и организовывала, направляла общество в конечном счете по предопределенному пути к становлению нового строя, новых общественных отношений, новых процессах, и в конечном счете к коммунистическому будущему человечества. Пожалуй, от представлений о равнодействующей, т. е. об однозначном, однонаправленном общественном развитии, придется отказаться.

 

На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной теории государства и права по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.

 

Таким образом, правовое государство  может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его  смысл, социальное назначение, будущее  правового государства в существовании  и развитии гражданского общества.

 

Правовое государство и гражданское  общество складывается коэволюционно, синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже в России правовое государство, оправдана ли конституционная характеристика российского государства как правового.

 

Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государство  находится на этапе становления, точно также как на том же этапе находится и гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т. д.).

 

Пожалуй, будущее российской государственности  и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское  общество воздействует на формирование правового государства.

 

 

Идеал правового и социального  государства получает закрепление  и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство  правовое и социальное - последнее  достижение научной юридической  мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы  личности.

 

Именно человек в концепции  государства правового и социального  становится целью все этой открывающейся  многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2005. – 400 с.

 

Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2003. – 357 с.

 

Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 2006. – 245 с.

 

Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 2000. – 300 с.

 

Деев Н.Н. Государство и право. - М., 2007. – 367 с.

 

Енгибарян Р.В. Теория государства и права. - М., 2005. – 300 с.

 

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2003. - 254 с.

 

Проблемы теории государства и  права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2007. – 450 с.

 

Протасов В.Н. Теория права и  государства. - М., 2005. - 350 с.

 

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 2009. - 266 с.

 

Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 2006. - 400 с.

 

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 2008. - 350 с.

 


Информация о работе Правовое и социальное государство