Правовое регулирование деятельности СМИ в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Право на информацию является одним из основных прав человека. Возникновение подобного права обусловлено тем, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности. Несмотря на это, право на информацию долгое время не было выделено в самостоятельный институт ни в одной европейской стране, и даже сам термин «информация» редко использовался. Изменения произошли только после принятия Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., когда внесение норм, закрепляющих право на информацию в национальные законодательства, стало необходимым для их соответствия европейским стандартам.

Работа содержит 1 файл

реферат!!!.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    Что касается законодательного обеспечения доступа к правительственной информации, то здесь особое место занимает Великобритания. В этой стране не существует закона о свободе информации, а принятие решений правительством скрыто завесой секретности. В США федеральный закон о свободе информации предусматривает, что власти обязаны по запросу СМИ предоставлять им любую необходимую информацию. Ограничения налагаются лишь на секретную информацию, сведения о гражданах, носящие частный характер, а также на правоохранительную информацию. Во Франции закон предоставляет право каждому иметь доступ к государственным документам. Этот же закон определяет восемь условий, запрещающих доступ к подобной информации. Решение государственного органа об отказе предоставить информацию может быть оспорено в суде.

    Телевизионное и звуковое вещание в развитых демократических странах мира осуществляется через деятельность коммерческих и  публично-правовых вещателей. Их соотношение  различно в разных странах. Так, если в развитых странах Европы их соотношение примерно равно, то в США превалирует коммерческое вещание.

    Взаимоотношения вещателей с государством строятся на разрешительной основе – вещание  может осуществляться только на основании  специальной лицензии. Она предоставляется  на определенных условиях, выполнение которых строго контролируется государством. Вместе с лицензией фиксируется и список (перечень) частот и каналов, которые закрепляются за конкретным вещателем.

    Те  или иные ограничения на распространение  информации устанавливаются непосредственно в законах и конкретизируются в лицензионных условиях, а особенности и порядок деятельности вещателей могут быть установлены непосредственно в лицензионных условиях.

    Во  всех развитых странах система взаимодействия власти (в первую очередь, исполнительной) и вещателей строится на двух основных принципах:

    – принципе максимального невмешательства  государственной власти не просто в  деятельность вещателей, но и вопросы  регулирования их деятельности (регулирование  осуществляется специальными органами, напрямую неподконтрольными власти, в т. ч. исполнительной);

    – принципе коллегиальности органов, осуществляющих такое регулирование, причем формирование коллегиального органа осуществляется так, чтобы учесть интересы по возможности большей части  политических и социальных сторон.

    Эти принципы объединены в идеологию, по которой в развитых демократических  странах телевизионное и звуковое вещание и вообще все СМИ являются не институтом власти, а институтом общества. Основная их цель состоит  не в служении интересам государства (имеются в виду интересы власти), а в служении интересам общества. Такую позицию в этих странах разделяет и сама власть, которая осознала необходимость независимой оценки ее деятельности со стороны общества через СМИ и поняла, что таким образом существенно повышается эффективность ее управления обществом.

 

     2. Законы  о печати ФРГ  и Швеции 

    В 1949 г. был принят Основной закон –  Конституция Федеративной Республики Германия. Участвовавшие в её разработке политики решили передать культуру и  заодно устройство новой системы средств массовой информации в ведение федеральных земель. Они учли при этом тяжелейшие последствия подавления любой свободы информации и СМИ в период национал – социализма с 1933 по 1945 гг. Статья 5 Основного закона гласит: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируются свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Цензуры не существует. Эти права ограничиваются нормами общих законов, законодательными положениями об охране молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести».

    Убедительным  примером законотворчества земель в  области регулирования СМИ является закон о печати земли Гамбург, принятый земельным парламентом в 1965 г. В закон были внесены поправки в 1980 и 1985 гг.

    Свобода печати – первый и важнейший постулат закона. При этом указывается, что  печать не просто свободна: она должна служить свободному демократическому правопорядку. Свобода печати может быть ограничена лишь в той мере, в которой это допускается конституцией Федеративной Республики Германия и – в ее рамках – настоящим законом.

    Указывается, что чрезвычайные меры любого типа, которые могли бы нанести ущерб свободе печати, запрещены. Профессиональные ассоциации печати с обязательным членством, равно как и специальное судопроизводство для органов прессы, обладающее такими же полномочиями, как и общегосударственная система судопроизводства, не допускаются.

    В параграфе 4-м закона говорится, что  государственные учреждения обязаны  давать информацию представителям печати и радио/телевидения, если таковая  служит целям выполнения печатью  её общественных задач. При этом в  информации может быть отказано, если: а) тем самым может быть затруднено или поставлено под угрозу срыва проведение текущего судебного процесса; б) процесса по взиманию штрафа или дисциплинарного процесса; в) имеют место предписания о содержании в тайне данной темы или о неразглашении служебных дел; г) если тем самым был бы нанесён ущерб прочим общественным или частным интересам, претендующим на защиту государства.

    Особо отмечается, что распоряжения общего типа, запрещающие государственному учреждению давать информацию печати, недопустимы. Издатель периодического печатного издания может потребовать от государственных учреждений, чтобы их официальные заявления доставлялись ему не позже, чем его конкурентам.

    Закон четко формулирует требования, предъявляемые  государством к СМИ. Перед тем, как распространять полученные новости, печать обязана проверять материал на предмет его правдивости, содержания и происхождения, соблюдая при этом тщательность, соответствующую обстоятельствам.

    В законе особо и очень подробно оговорены условия помещения в СМИ опровержений. Так, в параграфе 11 отмечается, что ответственный редактор и издатель периодического издания обязаны напечатать опровержение того лица или учреждения, которое затронуто утверждениями, помещенными в этом печатном издании. Эта обязанность распространяется на все местные издания данного периодического печатного издания, в котором было опубликовано данное утверждение. Обязанность напечатать опровержение не имеет места, если опровержение по объёму не соразмерно тексту утверждения. Если опровержение не превышает объем текста с утверждениями, то оно считается соразмерным. Опровержение должно ограничиваться фактическими данными и не должно иметь уголовно наказуемого содержания. Опровержение должно быть сделано в письменной форме и подписано затронутым лицом или его доверенным представителем. Затронутое лицо или его представитель может потребовать опубликования опровержения лишь в том случае, если опровержение было передано венному редактору или издателю не позднее чем в течение трёх дней после опубликования текста с утверждениями. Опровержение должно быть опубликовано в номере, следующем непосредственно за получением опровержения, при условии, что его подготовка к печати еще не закончена.

    Опровержение  должно быть помещено в той же части  печатного издания и напечатано тем же шрифтом, что и текст с утверждениям. Опровержение должно быть опубликовано без сокращений, без добавок: оно не должно быть оформлено как письмо в редакцию от читателя. Если текст с утверждениями не был опубликован как объявление, то публикация опровержения бесплатна. Тот, кто высказывает свое мнение по поводу опровержения в том же номере, где помещено опровержение, должен ограничиваться данными о фактах.

    Государство в Германии не контролирует работу журналистов. Однако руководящие редакционные линии издательств и бизнес – политика средств массовой информации, ориентированная на получение прибыли, могут влиять на выбор тем журналистами и на освещение событий. Законы федеральных земель, регулирующие деятельность средств массовой информации, можно объединить в три группы:

    – законы о печати;

    – законы об организации публично –  правовых телерадиокомпаний;

    – законы, регулирующие права частных  телерадиокомпаний.

    Федеральные земли добились унификации правовых норм, касающихся электронных средств массовой информации, путем заключения нескольких государственных договоров. Так, «Государственный договор о радиовещании в единой Германии» от 31 августа 1991 г. распространил федералистский порядок работы радиостанций в Федеративной Республике Германия на систему радиовещания бывшей Германской Демократической Республики. Многие положения земельных законов о печати совпадают. Это касается, например, определения круга лиц, несущих уголовную ответственность за содержание публикаций, права на публикацию опровержения, обязанности журналистов тщательно проверять факты и обозначения заказных платных материалов.

    Редакторы имеют право не указывать источники  информации. Никто не может их заставить  раскрыть информантов и источники. Для конфискации тиража газеты или журнала необходимо судебное решение. Запретить выпуск газеты может только Федеральный конституционный суд, если он сочтет ее противоречащей конституции. Федеральный президент в его качестве главы государства, члены правительства и депутаты парламента не имеют особого статуса в отношениях со средствами массовой информации. Законы о печати не предусматривают ответственности за выражение мнений и критические оценки. Право на защиту в суде существует лишь в случаях клеветы и искажения фактов.

    Земельные законы о телерадиовещании и государственные договоры о радио регулируют структуру, организацию и финансирование публично – правовых телекомпаний и радиостанций. В их наблюдательные советы входят представители всех значимых групп общественности и общественных организаций, обеспечивающие влияние общественности. Они должны заботиться о партийно – политическом нейтралитете при назначениях на должности и составлении программ. Представители политических партий постоянно находятся в меньшинстве. Однако, когда принимаются основополагающие решения, например, проходят выборы интендантов (генеральных директоров), в политической практике бывает достаточно попыток оказать влияние на лиц, принимающих эти решения.

    После упорного юридического противоборства между публично – правовыми и частными радиостанциями и телевизионными компаниями Федеральный конституционный суд высказался в 1986 г. за так называемую «дуальную» систему телерадиовещания. Он возложил на публично – правовые радиостанции и телекомпании задачу «снабжения основной информацией» и предоставил им гарантии существования и развития. Земельные законы о средствах массовой информации позволяют, в общей сложности, пятнадцати земельным ведомствам по делам СМИ – не зависимым от государства субъектам публичного права – оказывать мощное влияние на частные телерадиокомпании. Они принимают решения о регистрации частных телерадиокомпаний, распределяют частоты вещания и кабельные каналы и контролируют соблюдение программных директив. Чтобы внести правовую ясность в отношении Интернет – программ, Германский Бундестаг принял в 1997 г. первый в мире закон, определяющий правовые условия деятельности информационных и коммуникационных служб. Однако он относится только к тем службам, которые можно причислить к индивидуальной коммуникации (телебанкинг, телешоппинг, услуги банков данных и т. д. ). Параллельно с этим федеральные земли заключили государственный договор о службах СМИ, создав организационные рамки для предложения Интернет – программ массовой коммуникации, которые делают основной упор на информирование, развлечение общественности и формирование общественного мнения.

    Поскольку медиа – индустрия превратилась в сектор экономики с большим  оборотом, а господствующее положение  на рынке СМИ означает также определяющее влияние на информирование и формирование общественного мнения, в Германии существует обязанность уведомлять Федеральное Ведомство по делам картелей (аналог российского Антимонопольного комитета) о намечаемом слиянии компаний этой отрасли и получать его разрешение. В отличие от правовых положений, разработанных для других сфер экономики, эта обязанность существует уже в том случае, когда участвующие в сделке медиа – компании имеют совокупный годовой оборот в размере около 12, 6 миллиона евро. Если какая – то медийная компания может занять в результате слияния или покупки доли участия в уставном капитале доминирующее положение на рынке, то Федеральное ведомство по делам картелей вправе или запретить запланированное объединение, или разрешить его, потребовав от сливающихся компаний взять на себя определенные обязательства.

      Федеральные земли, реагируя на  тенденции слияния в области  частного телевидения и радио,  образовали Комиссию по изучению  концентрации в сфере СМИ (КИК)  в составе экспертов по средствам  массовой информации, которая является с мая 1997 года дополнительной инстанцией, контролирующей объединение частных телекомпаний и радиостанций. Она ориентируется на следующее правовое положение: «Если программы, готовящиеся какой – либо телевизионной компанией, охватывают в течение года 30 % телезрителей, то напрашивается предположение, что она становится доминирующей силой в формировании общественного мнения». Две крупные германские частные телекомпании уже вплотную подошли к этому рубежу.

    Чтобы предотвратить вмешательство государства в систему средств массовой информации, были созданы многочисленные органы самоконтроля, которые обязывают журналистов соблюдать непреложные этические принципы. В 1956 г. был создан Германский совет по делам печати как орган самоконтроля печатных средств массовой информации. Объединения издателей газет и журналов и Рабочее сообщество журналистских организаций делегируют в него по десять своих представителей. Совет по делам печати является моральной инстанцией, не имеющей возможности применять санкции, и напоминающей о том, что журналистика – это не только бизнес.

    Другие  средства массовой информации также  имеют органы самоконтроля. В кинематографе  это Добровольный самоконтроль германской киноиндустрии (ДСГК), решения которого о выпуске фильмов в прокат обязательны также и для телевидения. Защите молодежи служит Добровольный самоконтроль на телевидении, установленный частными телевизионными каналами. Кроме того, существует Германский совет по рекламе, который может карать нарушения кодекса поведения в рекламной индустрии, вынося общественные порицания. Федеральное ведомство по контролю за печатными материалами, вредными для молодежи, работает как орган, созданный на основании закона, однако его члены не связаны указаниями. Он может запретить печатную продукцию, видео – и аудиокассеты и компакт – диски, а также ввести временный запрет на распространение и рекламу. В контрольных органах работают лица, делегированные союзами деятелей культуры, литературными организациями, издателями, молодежными союзами и церквями, а также уполномоченные федеральных земель.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности СМИ в зарубежных странах