Правовое регулирование деятельности СМИ в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Право на информацию является одним из основных прав человека. Возникновение подобного права обусловлено тем, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности. Несмотря на это, право на информацию долгое время не было выделено в самостоятельный институт ни в одной европейской стране, и даже сам термин «информация» редко использовался. Изменения произошли только после принятия Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., когда внесение норм, закрепляющих право на информацию в национальные законодательства, стало необходимым для их соответствия европейским стандартам.

Работа содержит 1 файл

реферат!!!.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    Большой интерес для изучения зарубежного  опыта законодательного регулирования  СМИ представляет также пример Швеции – государства, принявшего Закон  о свободе слова и печати еще  в 1766 г. В 1974 г. риксдаг принял новую редакцию этого закона. Некоторые изменения и дополнения были внесены в закон в 1983 г.

    Первая  глава Закона определяет содержание понятия «свобода печати», под которым  понимается право каждого шведского  гражданина издавать произведения без заранее установленных какой – либо властью или иным государственным органом препятствий, привлекаться только к установленному законом суду за содержание произведений и не наказываться, следовательно, в иных случаях, кроме того случая, когда их содержание явно противоречит закону, принятому в целях охраны общественного спокойствия, который не может ограничивать требования всеобщей информированности.

    Во  всех случаях, если иное не предусмотрено  данным Актом, каждый может по вопросам, предназначенным предположительно для опубликования в печатном произведении, сообщать сведения и информацию автору или иному лицу, которое считается инициатором высказывания в произведении, редактору произведения или соответствующей редакционной коллегии, если таковая в произведении имеется, информационному агентству новостей либо другим органам информации для периодической печати.

    Согласно  Закону, никакое произведение до его  издания не может быть подвергнуто  цензуре, и никакое печатание  его не может быть запрещено. Никакая  власть и никакой орган не могут в связи с содержанием произведения предпринимать меры, которые не установлены данным Актом, чтобы воспрепятствовать напечатанию или публикации произведения или его распространению среди населения.

    Глава первая, постулирует далее, что никто не должен в связи со злоупотреблением свободой печати или соучастием в нем привлекаться к суду, приговариваться к судебной ответственности, возмещению ущерба, к конфискации произведения либо наложению ареста в ином порядке и случае, чем это установлено данным Актом.

    В Законе подчеркивается, что лицо, в  обязанности которого входит вынесение  решения по поводу злоупотребления  свободой печати или обеспечение  иным путем выполнения данного Акта, должно всегда иметь в виду, что  свобода печати является основой свободного общества, и всегда должно обращать внимание больше на противозаконность темы и смысла, чем на формы их выражения, больше на цель, чем на манеру изложения, а также в случае сомнения скорее оправдывать, чем осуждать.

    Глава вторая Закона рассматривает вопросы, связанные с публичным характером официальных документов. Указывается, что в целях поощрения свободного обмена мнениями и всеобщего просвещения каждый шведский гражданин должен иметь право пользоваться официальными документами. Право пользоваться официальными документами ограничивается лишь по соображениям:

    1) безопасности государства или  его отношений с другим государством  либо с международной организацией;

    2) централизованной финансовой, денежной  или валютной политики государства;

    3) деятельности власти по инспектированию,  контролю и иной проверке;

    4) заинтересованности в обнаружении  и расследовании преступлений;

    5) общих экономических интересов; 

    6) защиты личных и имущественных  отношений частных лиц; 

    7) заинтересованности в сохранении видов животных.

    Ограничения в праве пользоваться официальными документами должны четко определяться в положениях специального закона или, если это в некоторых случаях  целесообразно, в ином законе, к которому отсылает специальный закон. По уполномочию такого положения Правительство может, однако, своим решением устанавливать более детальные правила его применения.

    Под документом Закон понимает изображение  в виде письма или рисунка, а также  запись на пленку, которая может  читаться, прослушиваться или иным путем восприниматься лишь с помощью  технических средств. Документ является официальным, если он хранится у органа власти и согласно законодательству считается поступившим в орган власти или составленным им.

    Орган власти не обязан тотчас же предоставлять  документ, если при этом создаются  значительные трудности. В отношении  вопроса о записи на пленку, не существует такой обязанности, если заинтересованное лицо может познакомиться с этой записью в органе власти, расположенном ближе к месту его жительства. Лицо, выразившее желание ознакомиться с официальным документом, имеет также право за установленную плату получить запись или копию документа в той части, которая может выдаваться. Орган власти не обязан, однако, выдавать запись на пленку для автоматической обработки в счетно-решающем устройстве в иной, кроме выписки, форме.

    Просьба в получении официального документа  выполняется органом власти, у которого он хранится. В отношении документа, имеющего особое значение для безопасности государства, также предписывается, что только определенный орган власти может рассматривать вопрос о его выдаче. В указанном здесь случае просьба о выдаче передается соответствующему органу власти. Если иной, кроме риксдага и правительства, орган власти отказал в просьбе об ознакомлении с документом или выдал официальный документ с условием, которое ограничивает заинтересованное лицо в праве раскрывать его содержание или иначе им распоряжаться, это лицо может обжаловать решение. Жалоба на решение министра может передаваться правительству, а на решение иного органа – в суд.

 

     3. Экономическое  регулирование СМИ 

    В развитых демократических государствах используются утвержденные экономические методы регулирования, направленные на создание благоприятных условий для выполнения СМИ своей общественно-полезной миссии, обеспечения свободы слова и массовой информации.

    Международные правовые акты, касающиеся прав человека на информацию и конкретно СМИ провозглашают в качестве одного из основных принципов функционирования СМИ их независимость от государственного контроля, от различного рода монополий, а также подчеркивают особую роль финансовых механизмов в обеспечении этой независимости.

    За  рубежом достаточно широко практикуется предоставление налоговых, таможенных и иных льгот для СМИ с целью  создания благоприятных условий  для распространения ими общественно  значимой информации. Так, французское  законодательство предусматривает предоставление целого ряда налоговых и таможенных льгот периодическим изданиям в тех случаях, если они отвечают следующим требованиям: эти издания должны выходить с определенной периодичностью; они должны быть признаны «общественно полезными», т. е. способствующими образованию, воспитанию, информированию и культурному досугу населения; они должны выделять для текстов и иллюстраций рекламного характера не более 2/3 своей площади, они не должны распространяться бесплатно.

    Основные  виды льгот таковы:

    – освобождение от уплаты налога на прибыль, направленную на развитие материальной базы;

    – освобождение от уплаты налога на прибыль, направляемую в фонды, предназначенные  для выплаты выходного пособия  в случае увольнения сотрудников  периодических изданий;

    – снижение НДС (для ежедневных газет, региональных общеполитических еженедельников и для национальных политических еженедельников он равен 2%, другие издания  платят 4%);

    – освобождение от таможенных пошлин;

    – скидки на расходы, связанные с профессиональной деятельностью журналистов;

    – пониженные почтовые тарифы на распространение  периодических печатных изданий;

    – скидки за услуги телеграфной и телефонной связи.

    Законодательство  зарубежных стран предусматривает  выделение субсидий, т. е. предоставление средств из государственного бюджета для финансирования целевых расходов. Например, во Франции предоставляются субсидии (как правило, годовые) некоторым ежедневным общеполитическим газетам в том случае, если они: не имеют достаточных доходов от рекламы; не имеют долгов по платежам в бюджет и в фонды социального страхования.

    В Великобритании в настоящее время  государство предоставляет целевые  субсидии целому ряду телевизионных  кампаний. Такие субсидии предоставляются, например, для осуществления телевещания в Уэльсе. Цель такой политики – поддержка программ на языке уэльского меньшинства, а также программ на кельтском языке Ирландии.

    В Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании  существуют государственные телерадиокомпании, а в большинстве развитых стран  – общественные (публичные) телерадиокомпании. Они получают финансовую поддержку от государства.

    Основу  финансирования частых компаний составляют доходы от рекламы. Содержание информационных и развлекательных программ таких  компаний свободно от государственного вмешательства.

    В целом в мировом вещании прослеживается тенденция к сокращению доли государственного вещания (до 4-5% телепросмотра) и увеличение доли коммерческого вещания, а также  превращению государственного в  общественное вещание, менее зависимое  от институтов власти. В финансовом плане общественное вещание отличается тем, что использует разные источники финансирования, но, как правило, среди них преобладает абонентная плата.

    В демократических странах большое  внимание уделяется контролю за тем, чтобы экономические методы регулирования не использовались в качестве орудия давления на СМИ. Так, в США попытки властей увеличить доходы за счет налогообложения СМИ. Однако согласно Первой поправке к Конституции такое налогообложение можно считать неконституционным предварительным ограничением печати. Суды исходят из того, что под угрозой обременительных налогов СМИ могут «смирять» свое желание критически анализировать политику правительства, а это может привести к ограничению контроля за действиями властей.

    Серьезные меры экономического протекционизма предусмотрены и нормами международного права. Имеется. Прежде всего, в виду международное Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера (1950 г. ) и Протоколы к нему (1976 г. ). В названном соглашении участвуют около 90 стран мира, в том числе и Российская Федерация. Для содействия свободному обмену указанными материалами участники обязуются:

    – не взимать таможенных пошлин или  других видов сборов при ввозе  или в связи с ввозом материалов;

    – предоставлять необходимые лицензии и иностранную валюту для ввоза  определенных материалов;

    – предоставлять льготы для ввоза  материалов с исключительной целью  показа на публичных выставках и  др.

    Завершая  изложение темы, отметим следующее. Свобода информации является системообразующим элементом демократии. Демократия вырождается без свободных и разнообразных СМИ, являющихся постоянным рупором общественного мнения. Власть, также через СМИ, имеет возможность оказывать влияние на общество, объяснять свои действия, подготавливать общественное мнение к восприятию ее будущих шагов. Отношения власти и СМИ в развитых демократических государствах регулируются исключительно законами. Общим для всех стран является стремление к установлению и сохранению хрупкого баланса между свободой СМИ и их ограничением при соблюдении над ними контроля со стороны общества.

 

     Список используемых источников 

  1. Конституции зарубежных государств. М., 1997.
  2. Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 70
  3. Конституции стран-членов СНГ: Сборник документов. Ереван, 1997.
  4. Средства массовой информации и демократия в современном мире. М., 2002.
  5. Власть и СМИ: Обзор правовых норм зарубежных стран

Информация о работе Правовое регулирование деятельности СМИ в зарубежных странах