Правовое регулирование банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:43, реферат

Описание работы

Правовое регулирование общественных отношений, вытекающих банковской деятельности, центральное место в которых занимают банки, носит межотраслевой (комплексный) характер. Такой вывод можно сделать, проанализировав само содержание банковских отношений, где сочетаются частноправовые (гражданские) и публично-правовые (административные) правоотношения.
Характеристика банковского права требует его разграничения на публичное и частное. Публичное право охватывает сферу государственных интересов, тогда как частное право регулирует в первую очередь права и обязанности физических и юридических лиц. Публичному праву соответствует метод власти и подчинения, который нашел отражение в императивных нормах.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения о банковской деятельности
Источники правового регулирования банковской деятельности
Акты ЦБ РФ: юридическая сила и условия действительности
Лицензирование банковской деятельности
Глава 2. Недостатки в банковском регулировании и банковском надзоре
2.1. Требования к совершенствованию банковского надзора в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат №2.docx

— 50.05 Кб (Скачать)

Московский  государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

ИНО 
 
 

Реферат

По предмету: Финансовое право

На тему: Правовое регулирование банковской деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Общие  положения о банковской деятельности

    1. Источники правового регулирования банковской деятельности
    2. Акты ЦБ РФ: юридическая сила и условия действительности
    3. Лицензирование банковской деятельности

Глава 2. Недостатки в банковском регулировании и  банковском надзоре

2.1. Требования  к совершенствованию банковского  надзора в России

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общие положения  о банковской деятельности

    1. Источники правового регулирования банковской деятельности

   Правовое  регулирование общественных отношений, вытекающих банковской деятельности, центральное место в которых  занимают банки, носит межотраслевой (комплексный) характер. Такой вывод  можно сделать, проанализировав  само содержание банковских отношений, где сочетаются частноправовые (гражданские) и публично-правовые (административные) правоотношения.

   Характеристика  банковского права требует его  разграничения на публичное и  частное. Публичное право охватывает сферу государственных интересов, тогда как частное право регулирует в первую очередь права и обязанности  физических и юридических лиц. Публичному праву соответствует метод власти и подчинения, который нашел отражение  в императивных нормах. Частное право  характеризуется прежде всего равенством сторон, а отношения регулируются в значительной степени диспозитивными нормами.

   Таким образом, банковское законодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковские договоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляется надзор за созданием и функционированием кредитных организаций.

   Административная  составляющая банковского  законодательства не меняет сущность банковских сделок, основным объектом которых являются имущество и имущественные права, поскольку денежные средства являются имуществом особого рода, денежные средства на счете банка являются собственностью банка, а вкладчик сохраняет право требования к банку; ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме являются объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ). Административные нормы, как нормы банковского законодательства, необходимо рассматривать как определенные ограничения по созданию и деятельности кредитных организаций. Ограничения на вводимые Банком России банковские сделки не делают институт банковского права частью административного права, что подтверждается его определением.

   Таким образом, банковское законодательство представляет комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы разумной деятельности. Можно говорить о единстве гражданско-правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности. Гражданско-правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом. Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций. Соответственно и нормы регулирующие данные отношения необходимо разделять по предметам регулирования, помнить об этом разделении при их правоприменении и возможной конкуренции.

   Перейдем  непосредственно рассмотрению источников правового регулирования банковской деятельности:

   Как закреплено в ст.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование  банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом, Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

   Итак, иерархию источников правового регулирования  банковской деятельности можно построить  следующим образом:

   - Конституция РФ;

   - специальное банковское законодательство  ФЗ «О банках и банковской  деятельности» и ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)»

   - иные законодательные акты;

   - нормативные акты Банка России.

   Рассмотрим  каждую из ступеней представленной иерархии.

   Конституция РФ устанавливает, что в ведении  Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральный банк (подп. «ж» ст.71).

   Согласно  ч.1 ст.75 Конституции РФ государственной  денежной единицей является рубль. Исключительно  Банк России осуществляет денежную эмиссию.

   Следующая ступень иерархии - специальное банковское законодательство непосредственно  направленное на правовое регулирование  банковской деятельности включает в  себя:

   - Федеральный закон от 2 декабря  1990 г. N 395-I «О банках и банковской  деятельности» (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г.)

   - Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»(с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня, 29 декабря 2006 г.). Настоящий закон закрепляет функции и полномочия Банка России, устанавливает, что Банк России осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

   В эту же группу (специального банковского  законодательства) необходимо включить: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»(с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г.); Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изменениями от 20 августа, 29 декабря 2004 г., 20 октября 2005 г., 27 июля 2006 г.). Настоящие законодательные акты устанавливают специфику банкротства кредитных организаций, особые обязанности для кредитных организаций, привлекающих вклады от физических лиц.

   Данные  акты в виду их специального характера  имеют приоритет перед общими нормами иных законодательных актов  в вопросах регулирования банковской деятельности, функционирования кредитных  организаций.

   К числу «иных законодательных  актов» можно отнести кодифицированные законодательные акты (Гражданский  кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), ряд специальных законодательных актов (Федеральный закон от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»(с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г.) и весь массив иных законодательных актов). 
 
 
 

    1. Акты  ЦБ РФ: юридическая  сила и условия  действительности

   Важное  место в системе источников правового  регулирования банковской деятельности занимают нормативные акты Банка  России. В силу ст.7 Закона «О ЦБ РФ» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

   Так называемое пруденциальное регулирование банковской деятельности направлено на то, чтобы минимизировать многочисленные риски, связанные с функционированием банковской системы и тем самым обеспечить стабильное функционирование банковского сектора экономики в целом. Для выполнения этой задачи Банк России наделен определенными функциями и полномочиями.

   Следует подчеркнуть, что это наиболее «проблемный» источник в правовом регулировании  банковской деятельности. Его «проблемность» связана с тем, что, зачастую нормативные акты ЦБ РФ перешагивают грань нормативной дозволенности, изменения или, так или иначе, трактуя нормы гражданского, банковского законодательства. Подчеркнем, что истории известен не один пример, когда ВС РФ признавал недействительным те или иные пункты или даже акты Банка России.

   О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка  России действует Положение ЦБР  от 15 сентября 1997 г. N 519 (с изменениями  от 24 июня 1998 г.).

   Нормативные акты Банка России обладают следующими признаками и характеристиками:

   - направлены на установление, изменение  или отмену норм права как  постоянных или временных предписаний,  обязательных для круга лиц,  определенных ФЗ «О ЦБ РФ»;

   - принимаются только по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами;

   - обязательны для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических  лиц.

   - не могут противоречить федеральным  законам, изменять положения действующего  законодательства (законодательных  актов, подзаконных нормативных  актов);

   -не  имеют обратной силы.

   Не  являются нормативными актами Банка России следующие акты Банка России (п.1.4 Положения ЦБР О подготовке и вступлению в силу нормативных актов Банка России):

    • распорядительные акты;
    • акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если правомочие по толкованию указанных нормативных правовых актов непосредственно предоставлено Банку России;
    • акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования;
    • иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России.

   Существует  только три легальных  формы нормативного акта Банка России:

   - указание Банка России;

   - положение Банка России;

   - инструкция Банка России.

   Нормативные акты Банка России принимаются в  форме указаний, если их содержанием  является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции  Банка России.

   Нормативные акты Банка России принимаются в  виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка  России, если содержат положения об изменении отдельных положений  действующего нормативного акта Банка  России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.

   Нормативные акты Банка России принимаются в  виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный  акт Банка России в целом.

   Нормативные акты Банка России принимаются в  форме положений, если их основным содержанием  является установление системно связанных  между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка  России.

Информация о работе Правовое регулирование банковской деятельности