Режим чрезвычайного положения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Правовые режимы вводятся для обеспечения жизнедеятельности людей, осуществление ими хозяйственной и предпринимательской деятельности, а также функционирования органов государственной власти на территории где возникла экстремальная ситуация.
Под экстремальной ситуацией принято понимать совокупность опасных факторов, которые реально представляют угрозу для личности, общества и государства, а также восприпятствуют одной из сфер жизнедеятельности общества.

Работа содержит 1 файл

Режим ЧП в РФ.docx

— 31.21 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  университет МВД России 
Факультет подготовки следственных работников 

Кафедра конституционного и  международного права 
 
 
 

Сообщение по конституционному праву России 
на тему :

 
«Режим чрезвычайного положение  в РФ»
 
 
 
 

                     
                    Курсант 223 уч.взвода 
                    рядовой полиции 
                    Иваничкина Н.И.
                     
                     
                     
                     
                     
                     

СПб 
2011 г.

    Общие положения режима чрезвычайного положения

    Понятие, содержание и назначение режима чрезвычайного  положения в Российской Федерации

    Правовые режимы вводятся для обеспечения жизнедеятельности людей, осуществление ими хозяйственной и предпринимательской деятельности, а также функционирования органов государственной власти на территории где возникла экстремальная ситуация.

    Под экстремальной ситуацией принято понимать совокупность опасных факторов, которые реально представляют угрозу для личности, общества и государства, а также восприпятствуют одной из сфер жизнедеятельности общества.

    В юридической  науке данную ситуацию принято называть чрезвычайной ситуацией. Чрезвычайная ситуация- это неблагоприятная обстановка сложившаяся в результате:

  • аварии;
  • опасного природного явления;
  • катастрофы;
  • стихийного или иного бедствия, которое может повлечь или повлекло: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, ущерб окружающей природной среды, значительные материальные потери, нарушения жизнедеятельности людей и т.д.

    Наиболее  характерным с точки зрения выраженности всех основных черт и элементов правовых режимов является режим чрезвычайного положения. Режиму чрезвычайного положения специально посвящена ст.56 Конституции Российской Федерации. В ней определено, что данный режим:

  1. вводится для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя;
  2. правовое регулирование режима чрезвычайного положения должно осуществляться федеральным конституционным законом;
  3. в условиях режима чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод;
  4. эти ограничения вводятся с указанием пределов и срока их действия;
  5. режим чрезвычайного положения может вводиться как на всей территории РФ, так и на части территории страны.

    Содержание  режима чрезвычайного положения:

  • изменяет правовой статус субъектов на данной территории;
  • изменяет систему органов, осуществляющих управленческое воздействие;
  • устанавливает меры, которые используются для урегулирования ситуации.

    Виды  чрезвычайных режимов:

  • правовой режим контртеррористической операции (ФЗ РФ "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06 марта 2006 г.);
  • особый правовой режим чрезвычайного положения (ФКЗ РФ "О чрезвычайном положении" N 3-ФКЗ от 30 мая 2001 г.);
  • особый правовой режим военного положения (ФКЗ РФ "О военном положении" N 1-ФКЗ от 30 января 2002 г.);
  • военное время (с момента объявления отдельным Федеральным законом состояния войны до объявления о прекращении военных действий), как чрезвычайный правовой режим (ФЗ РФ "Об обороне" N 61-ФЗ от 31 мая 1996 г., п. 18);
  • осадное положение, как чрезвычайный правовой режим (архивные документы об установлении осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.) и в Ленинграде (1941 - 44 г.г.));
  • исключительное положение, как чрезвычайный правовой режим (устанавливался в годы Гражданской войны 1918-22 г.г., интервенции, вооруженных мятежей).

    Согласно  ст. 1 Федерального Конституционного Закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года, чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным Конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установление настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

    В то же время статья 2 устанавливает временный  характер чрезвычайного положения  и исчерпывающий перечень целей, для достижения которых может  вводиться этот режим. Вводимый в  соответствии с Законом режим  является мерой именно чрезвычайной. Он может вводиться лишь тогда, когда  обстоятельства, служащие основанием для его введения, представляют собой  реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или  конституционному строю республики, устранение которой невозможно без  применения чрезвычайных мер.

    Статья 10 Закона исчерпывающе регламентирует требования к содержанию Указа Президента РФ, в котором обязательно должны быть указаны:

  • обстоятельства, на основании которых вводится чрезвычайное положение;
  • основания необходимости введения чрезвычайного положения;
  • перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;
  • государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;
  • границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение. Согласно, опять же таки Закону срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории страны, не может превышать 30 дней, а вводимого на части территории РФ-60 дней. При необходимости продление установленных сроков действия режима чрезвычайного положения в описанном выше порядке принимается новый указ Президента РФ.

    На территории, где введено чрезвычайное положение, указом о введение чрезвычайного  положения либо отдельным указом могут вводиться особые формы управления. В их числе: возможность отмены федеральными органами власти любых решений органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; наделение особыми полномочиями и чрезвычайными полномочиями государственных органов, осуществляющих управление в условиях чрезвычайного положения, которые требуются для принятия мер по скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан.

    Кроме того, органы исполнительной власти субъектов  Федерации, на территории которых введено  чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту Российской Федерации либо назначенному органу.

    Для координации  работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного  положения, а также в случае ненадлежащего  осуществления своих функций  органами государственной власти и  управления территории, на которой  введено чрезвычайное положение, могут  быть образованы специальные временные  органы. Этим органам полностью или  частично могут быть переданы распорядительные и исполнительные полномочия органов  государственной власти и управления на территориях, где введено чрезвычайное положение.

    Силы  и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного  положения

    Для обеспечения  режима чрезвычайного положения  используются силы и средства органов  внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и  средства органов по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий. Согласно статье 17. ФЗ “О Чрезвычайном положении” привлечение дополнительных сил и средств для обеспечения  режима чрезвычайного положения, производится:

    I. В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 16 настоящего Федерального конституционного закона, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Пограничные органы и пограничные войска, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации, привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 2-ФКЗ)

    II. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

  • а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
  • б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
  • в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
  • г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
  • д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    III. Задачи, указанные в пунктах "а" - "г" части второй настоящей статьи, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты. Также на территории где введен режим чрезвычайного положения, назначается комендант. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение назначается для:

    1. Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
    2. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение:

    а) издает в пределах своих полномочий приказы  и распоряжения по вопросам обеспечения  режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей  территории всеми организациями  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного  положения;

    б) устанавливает  время и срок действия комендантского часа;

    в) определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

    г) устанавливает  особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие  вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;

    д) определяет порядок и места хранения изъятых  оружия, боеприпасов, веществ и военной  техники, указанных в пункте "д" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона;

    е) выдворяет  в установленном порядке за пределы  территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного  положения;

    ж) обращается к Президенту Российской Федерации  с предложениями о необходимости  применения на территории, на которой  введено чрезвычайное положение, мер  и временных ограничений, предусмотренных  статьями 11 - 13 настоящего Федерального конституционного закона;

    з) оповещает  через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных  мер, применяемых в условиях чрезвычайного  положения;

    и) устанавливает  особый порядок аккредитации журналистов  на территории, на которой введено  чрезвычайное положение, и порядок  их работы. 

Информация о работе Режим чрезвычайного положения в РФ