Режим чрезвычайного положения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Правовые режимы вводятся для обеспечения жизнедеятельности людей, осуществление ими хозяйственной и предпринимательской деятельности, а также функционирования органов государственной власти на территории где возникла экстремальная ситуация.
Под экстремальной ситуацией принято понимать совокупность опасных факторов, которые реально представляют угрозу для личности, общества и государства, а также восприпятствуют одной из сфер жизнедеятельности общества.

Работа содержит 1 файл

Режим ЧП в РФ.docx

— 31.21 Кб (Скачать)
    
    1. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие  во всех заседаниях органов государственной  власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения  по вопросам, отнесенным настоящим  Федеральным конституционным законом  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации к его  компетенции.
    2. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории. Деятельность комендатуры регулируется положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
    3. Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.
 

    Для координации  действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного  положения. Объединенным оперативным  штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. При введении чрезвычайного  положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное  подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом  Российской Федерации. Для лиц участвовахших  в обеспечении режима чрезвычайного  положения предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации.

    Учет  лиц, указанных в части первой статьи20 Закона» О чрезвычайном положении», осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Вывод: В исключительных случаях по указу Президента РФ, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться дополнительные силы и средства помимо тех, которыми собирались ранее урегулировать создавшуюся ситуацию.  

    Правовые  основы введения режима чрезвычайного положения

    Основания и обстоятельства введения режима чрезвычайного  положения

    Чрезвычайный  режим вводится в целях:

  • Нормализации в кратчайшие сроки обстановки;
  • Устранение угроз безопасности;
  • Восстановления законности, нормальной деятельности.
  • Оказания помощи пострадавшим гражданам, организациям.
  • Ликвидация последствий беспорядков, эпидемий, катастрофы, стихийного бедствия.

    Основаниями введения режима чрезвычайного положения  являются: попытки насильственного  изменения Конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, международными конфликтами, блокадой отдельных местностей, угроза жизни и безопасности граждан  и нормальной деятельности государственных  институтов.

    Обстоятельствами  принято считать конкретные явления, возникновение которых опасно для  жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных органов, имущества. (Например: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии и т.д.).Данные обстоятельства, служащие основанием должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу. Сферы, в которых могут  возникнуть чрезвычайные ситуации: общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения общества и природы.

    Чрезвычайное  положение вводится лишь при наличии  обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни  и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам  относятся:

  1. попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  2. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Вывод: Из выше сказанного следует, что режим чрезвычайного положения вводится по основаниям и обстоятельствам реально представляющими угрозу жизни и здоровью граждан, а также конституционному строю Российской Федерации, в целях восстановления былого положения. При этом закон предусматривает строгий перечень таких обстоятельств.

    Процедура введения режима чрезвычайного  положения

    Чрезвычайное  положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных  местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно  передается на утверждение Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации.

    Содержание  указа Президента Российской Федерации  о введении чрезвычайного положения, в котором должны быть определены:

  1. обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  2. обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
  3. границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  4. силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  5. перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  6. государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  7. время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

    Указ  Президента Российской Федерации о  введении чрезвычайного положения  подлежит незамедлительному обнародованию  по каналам радио и телевидения, а также официальному незамедлительному  опубликованию.

    Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа  Президента Российской Федерации о  введении чрезвычайного положения:

    1. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.
    2. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.
    3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.
    4. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

    При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная  Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в  течение всего периода действия чрезвычайного положения.

    Период  действия режима чрезвычайного положения  ограничен временными рамками, то есть введение его без определения  срока его действия не допустимо, исчисление сроков действия происходит следующим образом:

    • Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.
    • По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

    Также закон регламентирует порядок отмены Президентом Российской Федерации  чрезвычайного положения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент  Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации  или соответствующих ее отдельных  местностей оповещается в том  же порядке, в каком оно оповещалось  о введении чрезвычайного положения.

    Вывод: Порядок введения режима чрезвычайного  положения, обнародования строго регламентирован  законодателем, сроки и территория его действия, а также порядок  продления и отмены. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных  местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно  передается на утверждение Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации. 
 

    Заключение

    Чрезвычайное  положение - это предусмотренный  Конституцией РФ особый правовой режим  деятельности государственных органов, органов местного и регионального  самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, временно допускающий  установленные ограничения в  осуществлении конституционных  прав и свобод граждан, а также  прав юридических лиц, возлагающий  на них дополнительные обязанности.

    Основной  целью правовых режимов является ликвидация экстремальных ситуаций, представляющих собой совокупность опасных для общества факторов, создающих  угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства  и требующих для своего урегулирования или иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы чем  те, которые действуют в обычных  условиях. Целью правовых режимов  обеспечения стабильности государства  является обеспечение государственной  безопасности вообще, и на государственной  границе в частности. 

Список  нормативных актов  и литературы

  1. Конституция РФ от12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" N 3-ФКЗ
  3. Федеральный закон от 13 октября 1996 г «Об основах государственной службы Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 8 января 1998 года «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе»
  6. Федеральный закон от 3 апреля1996 года «О защите население и территорий о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  7. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

Информация о работе Режим чрезвычайного положения в РФ