Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - анализ теоретического, правового и организационно- управленческого состояния института режима чрезвычайного и военного положений в Российской Федерации на современном этапе, внесение предложений по совершенствованию его законодательной регламентации и повышению результативности предусмотренных им мер в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

1. Введение________________________________________________________________3
2. Понятие и виды административно- правовых режимов______________________5
3. Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ________________8
3.1. Понятие и содержание режима чрезвычайного положения__________8
3.2. Понятие и содержание режима военного положения________________14
3.3. Права и свободы граждан в условиях чрезвычайного и военного положения_________________________________________________________20
5. Заключение_____________________________________________________________29
6. Список используемой литературы__________

Работа содержит 1 файл

Никас.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Содержание.

1. Введение________________________________________________________________3

2. Понятие и виды  административно- правовых режимов______________________5

3. Правовой режим  чрезвычайного и военного положения в РФ________________8

    3.1.  Понятие и содержание режима чрезвычайного положения__________8

    3.2.  Понятие и содержание режима военного положения________________14

    3.3.  Права и свободы  граждан в условиях  чрезвычайного и военного положения_________________________________________________________20

5. Заключение_____________________________________________________________29

6. Список используемой литературы_________________________________________30

   1. Введение

   В юридической литературе правовые режимы рассматриваются в нескольких аспектах: как элемент юридического инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств; как составная часть системы права, которая наряду с предметом и методом правого регулирования отвечает за ограничение одной отрасли права от другой; правовой режим рассматривается как совокупность правовых и организационно- технических мер, используемых в сфере безопасности, представляющая собой юридико- организационный институт.

   Правовой  режим, с одной стороны, объединяет разнообразный юридический инструментарий, заставляя его работать на единых правах и началах, а с другой – обеспечивает его дифференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностей субъектов в зависимости от целей и задач, времени и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешней среды.

   Актуальность, данной курсовой работы, заключается  в том, что административно- правовые режимы широко распространяются в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно- правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их  по определенным, имеющим юридическое значение признакам. Классификация  правовых режимов призвана помочь законодателю систематизировать имеющийся инструментарий, с тем чтобы своевременно реагировать на возникновение различных ситуаций, осуществлять адекватное и комплексное регулирование территорий и объектов с особым социальным статусом.

   Субъектами, или участниками, правовых режимов  являются физические или юридические лица, связанные с носителями режима (проживающие на режимной территории, работающие с режимными документами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленные правила. В качестве специального субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил.

   По  критерию юридических свойств режимы можно подразделять на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся  только в случае возникновения чрезвычайной ситуации социального или природно-техногенного  характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и тд. Законодательство РФ предусматривает два типа экстраординарных режимов – чрезвычайное и  военное положение, которые будут рассмотрены в данной работе.

   Цель  курсового  исследования - анализ теоретического, правового и организационно- управленческого состояния института режима чрезвычайного и военного положений в Российской Федерации на современном этапе, внесение предложений по совершенствованию его законодательной регламентации и повышению результативности предусмотренных им мер в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

   2. Понятие и виды  административно- правовых режимов

   В общественной жизни государства  всегда возникают нетрадиционные или  неординарные ситуации, когда административно-правовые нормы не могут обеспечить устойчивость и динамичность развития управленческих отношений в различных сферах и областях государственной и общественной жизни. Особо это касается развития негативных явлений, например, обострения межнациональных вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, массовых заболеваний населения или животных, когда действующим административным законодательством эти общественные отношение не могут быть урегулированы и стабилизированы.

   Административно-правовые режимы - это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения.

   Эта возможность ограничения прав и  свобод граждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может  быть установлена только федеральным  законом «в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства».

   При этом в условиях чрезвычайного положения  в соответствии с пунктом 3 ст. 56 Конституции  РФ «Не подлежат ограничению права  и свободы, предусмотренные статьями 20,21. 23 (часть 1). 24, 28, 34 (часть 1). 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.

   Например, принятый Федеральный конституционный  закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»1 основан на этих конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административно-правовых режимов меняется административно-правовой статус граждан, оказавшихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с обстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливают свое воздействие за счет методов административного принуждения. Поэтому административно-правовые режимы ощутимо влияют на объем административной правосубъктности практически каждого гражданина, оказавшегося в правовом поле специального административно-правового режима. Общая черта административно-правовых режимов в том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных в основном мерами административного принуждения.

   При осуществлении мер обеспечения  различных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральные  законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.

   К таким законам следует отнести: «Об основах государственной  службы РФ» от 31 июля 1995 г.1, «Об основах  муниципальной службы РФ» от 8 января 1998г.2, Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991г. № 1026-1, в ред.04.08.2001 г.3, Федеральные  законы «Об органах федеральной службы безопасности РФ» от 22.02. 1995 г. в ред. от 07.11.2000 г. № 135-Ф34, «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03 1998 г.5, Федеральные законы «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. в ред. 07.11.2000 г., 06.03.2001 г.6 и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08. 1995 г.7, «О внутренних войсках МВД РФ»8 и др.

   В федеральных законах регламентированы общие и особые права и обязанности  субъектов управленческих отношений  в сфере осуществления задач  и функций административно-правового режима, которые в свою очередь могут быть изменены подзаконными актами, что требует установления особых режимов административно-предупредительного характера.

   В итоге административно-правовой режим  как совокупность государственных  мер и средств административно-правового характера, основанных на нормах законодательства и определяющих особый порядок осуществления административно-правовых отношений в неординарных для них условиях с целью уменьшения вероятности дезорганизации отношений в сфере государственного управления и последующего приведения управленческих отношений к упорядочению и стабилизации.

   В условиях действия административно-правового  режима существенно изменяется объем  административной правосубъектности  граждан, оказавшихся в поле его действия.

   Рассмотрим  основные виды административно-правовых режимов.

   К ним относятся:

   1. Административно-правовой режим  чрезвычайного положения, который  регламентирован Федеральным конституционным  законом № 3-ФКЗ «О чрезвычайном  положении» от 30.05.2001 г.1.

   2. Административно-правовой режим  военного положения, регламентированный  ФКЗ, принятым от 30.01.2002 г. №  1-ФКЗ «О военном положении»2.

   З.Иные административно-правовые режимы (1, с. 476-479), также ограничивают права человека и гражданина и в соответствии с пунктом 3 ст. 55 Конституции РФ, эти права должны регламентироваться федеральными законами, включая регламентацию действий и решений субъектов, участвующих в осуществлении этих административно-правовых режимов.

   Справедливо считают, что этот административно-правовой режим является комплексным и включает в себя иные административно-правовые режимы. 2

   Другой  пример постоянно действующего административно-правового  режима — это режим государственной  тайны, установленный Законом РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г., с измен, и доп. 1997 г.2.

   Существуют  также менее распространенные административно-правовые режимы закрытых административно-территориальных  образований, специфические административно-правовые режимы регистрации населения, автомототранспорта, оборота оружия и боеприпасов, наркотических и психотропных веществ, режимы исполнения и отбывания уголовного наказания - все эти режимы регламентируются административно-правовыми нормами.

   3. Правовой режим  чрезвычайного и военного положения в РФ

   3.1.  Понятие и содержание  режима чрезвычайного положения

   Чрезвычайное  положение означает введенный на всей территории или ее отдельных  местностях особый правовой режим деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений допускающий установленные Законом «О чрезвычайном положении» отдельные ограничения прав и свобод граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложения на них дополнительных обязанностей.

   Введение  чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно  для обеспечения безопасности и  защиты конституционного строя.

   Цель  введения чрезвычайного положения  является устранения обстоятельств, послуживших  основанием  для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя.

   Правовую  основу чрезвычайного положения, кроме  конституционных норм, оставляют Закон РФ «О чрезвычайном положении», а также законодательные акты, в основном регламентирующие деятельность отдельных органов государственного управления в условиях ЧП. Среди таких законов можно назвать: ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ», ФЗ «О безопасности», ФЗ «О гражданской обороне» и др.

   Режим чрезвычайного положения при  наличии чрезвычайной ситуации (ЧС) вводится в установленном законом  порядке компетентными государственными органами. Иными словами, существуют фактическое (ЧС) и юридическое (правовой акт) основания возникновения такого правового режима.

   В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» оно может вводиться  лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю страны, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.3

   Законодательство  РФ, определяя основания объявления ЧП, дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии:

   а) конкретные явления, возникновение  которых создает опасность для  жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов, имущества - эпидемии, эпизоотии, крупные  аварии;

Информация о работе Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ