Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - анализ теоретического, правового и организационно- управленческого состояния института режима чрезвычайного и военного положений в Российской Федерации на современном этапе, внесение предложений по совершенствованию его законодательной регламентации и повышению результативности предусмотренных им мер в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

1. Введение________________________________________________________________3
2. Понятие и виды административно- правовых режимов______________________5
3. Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ________________8
3.1. Понятие и содержание режима чрезвычайного положения__________8
3.2. Понятие и содержание режима военного положения________________14
3.3. Права и свободы граждан в условиях чрезвычайного и военного положения_________________________________________________________20
5. Заключение_____________________________________________________________29
6. Список используемой литературы__________

Работа содержит 1 файл

Никас.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     В частности, ст. 4 Трудового кодекса РФ установлено, что не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления чрезвычайного или военного положения. А в ст. ст. 51 и 93 Земельного кодекса РФ закреплено, что во время чрезвычайного или военного положения допускается временное изъятие у собственника земельного участка с возмещением собственнику причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции земельных участков для нужд обороны и безопасности. Данные положения Трудового кодекса и Земельного кодекса согласуются с предусмотренными ст. ст. 13 и 29 ФКЗ "О чрезвычайном положении" и ст. ст. 7 и 18 ФКЗ "О военном положении" нормами о возможности привлечения (мобилизации) граждан к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ (работ для нужд обороны) с гарантированной оплатой труда, а также об изъятии у них необходимого для нужд обороны имущества (во время режима чрезвычайного положения - использования имущества и ресурсов организаций) с последующей выплатой государством его стоимости. 
Обоими Законами закреплены и разграничены полномочия Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, иных структур и должностных лиц по введению и применению на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, мер, связанных с временным ограничением отдельных прав граждан.

   Таким образом, законодательством РФ предусмотрены  ограничения отдельных прав граждан и их дополнительные обязанности в условиях чрезвычайного или военного положения. Отсюда следует, что правовое положение граждан в период действия этих режимов имеет свои характерные черты и специфические особенности, которые заключаются в том, что органами, обеспечивающими режим чрезвычайного или военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан.11

   Вместе  с тем федеральное законодательство предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан в период действия военного положения только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Более того, принимаемые в этой связи меры с учетом международно-правовых норм не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Указанные обстоятельства имеют важное значение для определения перспектив развития законодательства Российской Федерации в области прав и свобод граждан в целом, поскольку в последнее время некоторыми авторами высказываются соображения о том, что закрепленный в Конституции РФ перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению при введении чрезвычайного положения (что имеет существенное значение и при введении военного положения), значительно расширен по сравнению с Международным пактом о гражданских и политических правах (путем указания таких прав, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну частной жизни и др.). В этой связи отдельные авторы предлагают внести соответствующие изменения в Конституцию РФ.12

5. Заключение.

   Таким образом, правовые режимы устанавливаются в том случае, когда иные меры административно- правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (обеспечить безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта.

   В этом случае, государство принимает  ряд мер, устанавливая дополнительные запреты и обвязывания, специальные  административные меры, система контроля и надзора за выполнением режимных требований физическими и юридическими лицами, организационно- техническое обеспечение установленных режимных правил.

     Большую  роль в регулирование  играют конституционные нормы.  Во-первых, Конституция РФ  осуществляет  легализацию таких правовых режимов,  как чрезвычайное и военное  положение. Во- вторых, в Конституции  РФ закреплены основополагающие положения и принципы функционирования правовых режимов.

    Подводя итог изложенному материалу, можно  сказать о необходимости развития всей системы специальных органов  РФ в целях проведения ее в состояние, позволяющие обеспечить надежную защиту личности, общества, и государства от преступных посягательств, в том числе и в условиях режима чрезвычайного и военного положения.

    Для достижения этой цели предстоит решить задачи:

    повышения эффективности управления и служебно-боевой готовности органов внутренних дел и внутренних войск;

    создания  полноценной правовой базы функционирования системы МВД России;

    максимального использования положительно зарекомендовавших  себя на практике форм и методов  оперативной, служебной и служебно-боевой деятельности, обеспечения внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта;

    улучшения работы с кадрами, повышения уровня профессионализма, исполнительной дисциплины и научной организации труда;

    укрепления  делового сотрудничества с другими правоохранительными органами, налаживания на новой основе взаимодействия с населением и институтами гражданского общества;

    расширения  и углубления взаимовыгодных международных  связей;

    доведения до нормативного уровня финансового  и материально-технического обеспечения;

    правовой  и социальной защиты личного состава;

    обеспечения собственной безопасности системы  МВД России.

    Чрезвычайная  ситуация и военное положение  в стране  видоизменяет общественные отношения, являющиеся объектом управленческого  воздействия и тем самым влияет на субъекты управления, управленческую подсистему. Структура аппарата управления зависит от той среды, в которой ему приходится функционировать и поэтому для более эффективного его осуществления необходимо в различных условиях обеспечить четкое взаимодействие между местными ОВД, органами местного самоуправления и органами государственной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) издательство «Осъ-89»М., 2001г.
  2. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ (ред. на 30.06.03) // Собрание законодательство РФ.-2001г., №23.,ст.2277.
  3. Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении» от 30 января 2002г., №1-ФКЗ // Собрание законодательство РФ.-2002г.,№5.-Ст.375.
  4. Лозбинев В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика). М., 2001.- Ст.367
  5. Права человека и вооруженные конфликты: Учебник / Отв. ред. В.А. Карташкин. М., 2007.Ст.289
  6. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Особенная часть / Под ред. Коренева А.П. Издательство «Щит-М» - М., 2005 г. Ст.655
  7. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики//Правоведение. - 2006.Ст. 465
  8. Административное право России. Часть I. Государственное управление и административное право. Учебник/ Под ред. Комирова АЛ. - М., 2002. Ст. 245.
  9. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: «ЗЕРЦАЛО», 2007. Ст. 385
  10. Бахран Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: «Норма», 2005. Ст.799
  11. Грязнов А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения // Государство и право. – 1994. - №6. – Ст. 345

Информация о работе Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ