Порядок введения чрезвычайного положения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Согласно ФКЗ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим ФКЗ на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные данным ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Работа содержит 1 файл

контр по админ праву.docx

— 35.73 Кб (Скачать)

Задание 1. Каковы основания и порядок введения режима чрезвычайного положения? Какими правами наделяются органы, осуществляющие режим чрезвычайного положения?

Согласно ФКЗ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим ФКЗ на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные данным ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение  вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России и устранение которых возможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

    1. Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение  на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Указ Президента о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В указе Президента должны быть определены:

    1. Обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
    2. Обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
    3. Границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
    4. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
    5. Перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
    6. Государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
    7. Время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию  по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часа с момента обнародования указа Президента, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного  положения на всей территории  Российской Федерации Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного  положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении срока, указанного выше. Чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим ФКЗ для введения чрезвычайного положения.

В случае введения чрезвычайного  положения федеральный орган  исполнительно власти, ведающий вопросами  иностранных дел, согласно международным  обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.

В случае введения чрезвычайного  положения в отдельных местностях Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее  установленного в соответствии со ст.9 ФКЗ «О чрезвычайном положении» срока, Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного  положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и  средства органов по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий. В исключительных случаях  на основании указа Президента в  дополнении к названным силам  могут привлекаться Вооруженные  Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

Для осуществления единого  управления силами и средствами, обеспечивающими  режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Комендант территории издает в пределах своих полномочий приказы  и распоряжения по вопросам обеспечения  режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующе территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм собственности  и должностными лицами указанных  организаций, гражданами, а также  начальниками органов внутренних дел, органов по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидациям последствий стихийных  бедствий, воинских формирований. Расположенных  на территории, на которой введено  чрезвычайное положение, и дополнительно  привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения; устанавливает  время и срок действия комендантского часа; определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено  чрезвычайное положение, и выезда с  нее; устанавливает особый режим  продажи оружия, боеприпасов, лекарственных  средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции; определяет порядок и место хранения изъятых  оружия, боеприпасов, веществ и военной  техники, указанной в п. «д» статьи 12 ФКЗ «О чрезвычайном положении»; выдворяет  в установленном порядке за пределы  территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного  положения; обращается к Президенту Российской Федерации с предложением о необходимости применения на территории мер и временных ограничений, предусмотренных ст. 11-13 ФКЗ «О чрезвычайном положении»; оповещает население через СМИ о порядке выполнения отдельных мер, применимых в условиях чрезвычайного положения; устанавливает порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.

Комендант территории, на которой  введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Комендант осуществляет руководство  комендатурой территории, на которой  введено чрезвычайное положение. Деятельность комендатуры регулируется положением, утвержденным Президентом Российской Федерации. Образование комендатуры не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Для координации сил и  средств, обеспечивающих режим чрезвычайного  положения, в составе комендатуры  территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом Российской Федерации.

На территории, на которой  введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территории путем создания:

    1. Временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;
    2. Федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Временному специальному органу управления территорией, на которой  введено чрезвычайное положение, могут  быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Руководитель временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления и по должности является его первым заместителем.

Федеральный орган управления территорией, на которой введено  чрезвычайное положение, создается  в том случае, если создание временного специального органа не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения. При этом временный специальный  орган управления прекращает свои полномочия. Руководитель федерального органа назначается Президентом Российской Федерации. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, также утверждается Президентом Российской Федерации. При создании федерального органа управления осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на указанной территории и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, приостанавливается, их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Комендатура территории, на которой введено чрезвычайное положение, входит в структуру федерального органа управления. Комендант является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Указанные временный специальный  и федеральный органы управления территорией, на которой введено  чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей  территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного  положения. Организации, должностные  лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную  поддержку органам управления и  выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного  положения.

Органы особого управления территорией, на которой введено  чрезвычайное положение, на период действия чрезвычайного положения могут  наделяться функциями распоряжения в установленном порядке бюджетными ассигнованиями, направляемыми на восстановление объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, жилого фонда, расположенных  на указанной территории.

Правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указной территории действуют  все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Информация о работе Порядок введения чрезвычайного положения в РФ