Роль избирательных систем в политике: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ теоретических основ и практического применения различных избирательных систем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
изучить понятие и виды существующих в настоящее время избирательных систем;
исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...
1. Понятие избирательной системы ………………………………………...
2. Виды избирательных систем ……………………………………………..
3. Особенности избирательных систем в Российской Федерации и их роль в формировании органов власти ……………………………………...
Заключение …………………………………………………………………..
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Роль избирательных систем в политике 3.doc

— 144.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………...

1. Понятие избирательной системы ………………………………………...

2. Виды избирательных систем ……………………………………………..

3. Особенности избирательных систем в Российской Федерации и их роль в формировании органов власти ……………………………………...

Заключение …………………………………………………………………..

Библиографический список …………………………………………………

 

3

4

7

 

20

24

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из принципов демократического общества является выборность и сменяемость органов власти, их легитимность. Актуальность выбранной темы «Роль избирательных систем в политике: теория и практика» заключается в исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества, через которую осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. От участия граждан в политической жизни страны, осуществления своих прав избирать и быть избранным, зависит, как будет развиваться наше общество и государство.

Целью настоящего исследования является анализ теоретических основ и практического применения различных избирательных систем.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

изучить понятие и виды существующих в настоящее время избирательных систем;

исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Объектом исследования является механизм функционирования избирательных систем.

Предмет исследования – содержание избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации.

При написании работы в основном использовался метод сравнения.

Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, решения Конситуционного суда и законы субъектов Федерации.

Тема, заявленная в работе, нашла широкое отражение в трудах российских ученых, таких как Авакъян С. А., Веденеев Ю. А., Баглай М.В., Кутафин О.Е., Чиркин В.Е. и др., однако единство по принципиальным вопросам среди авторов до сих пор не достигнуто.

1. Понятие избирательной системы

 

Всеобщая декларация прав человека устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов[1]. Сущность выборов - определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного законом срока будут управлять государством, государственным образованием или административно-государственной единицей.[2]

В научной литературе термин «избирательная  система»  употребляется обычно в двух значениях - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это непосредственно порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, а также принципы и условия участия в формировании этих органов, организацию и порядок выборов. Избирательная система в узком смысле - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. 

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами  Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации[3].

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования.

Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

В Российской Федерации избирательная система включает в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов государственной власти:

Президента РФ;

депутатов Государственной Думы;

депутатов законодательных органов субъектов Федерации;

органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т. е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.

Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента, обеих палат Конгресса) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией Соединенных Штатов, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды избирательных систем

 

В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.

Наиболее  распространена  на  выборах система  большинства,  которая именуется мажоритарной.  При  этой   системе   избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Эта система - единственно возможная  при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

Название этой системы происходит от французского слова majorite (большинство), а суть состоит в том, что «По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины»[4]. В основном, мажоритальная система используется в одномандатных избирательных округах. Многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков). Более сорока стран мира используют мажоритарную систему, и законодательством каждого конкретного государства определено, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. Соответственно, можно выделить 3 разновидности мажоритарной системы: мажоритарную систему квалифицированного большинства, относительного большинства и абсолютного большинства.[5]

При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос (например, в Чили для избрания в первом туре выборов депутат должен получить 2/3 голосов избирателей). Если в первом туре выборов победитель не определен, то через одну-две недели проводится второй тур, в котором на новое голосование избирателей обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими.[6]

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, даже если за него проголосовало менее половины избирателей. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и России. Очень часто она применяется при местных выборах. Получается, что чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов избирателей требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. Кроме того, в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.[7] В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя.

Мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат получает кандидат, набравший относительное большинство голосов, в то время как против него могло проголосовать большее количество избирателей, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть проблемы в том, что поданные против победившего кандидата голоса вообще не учитываются. В масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными недостатками которой являются:

1) значительное число голосов избирателей (зачастую более половины) не учитываются при распределении мандатов;

2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, наиболее ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».

Суть «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1-2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов.

Законодательство ряда зарубежных стран (ФРГ, Франции, Японии, Великобритании, США), как и российский законодатель, исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», цель которой состоит в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2—3 раза больше округов.

Пожалуй, единственным преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т.к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы. Эта система имеет своих сторонников еще и потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

Информация о работе Роль избирательных систем в политике: теория и практика