Роль избирательных систем в политике: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ теоретических основ и практического применения различных избирательных систем.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
изучить понятие и виды существующих в настоящее время избирательных систем;
исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...
1. Понятие избирательной системы ………………………………………...
2. Виды избирательных систем ……………………………………………..
3. Особенности избирательных систем в Российской Федерации и их роль в формировании органов власти ……………………………………...
Заключение …………………………………………………………………..
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Роль избирательных систем в политике 3.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит?

Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).

Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест.

Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе - сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Но есть одно из наиболее ценных качеств, присущих большинству этих вариаций, - возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать партийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, в том числе и независимых (индивидуальное баллотирование). К тому же, это лишает политические партии монополии на право выдвижения кандидатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности избирательных систем в Российской Федерации и их роль в формировании органов власти

 

В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть различных политических блоков.

Многообразие избирательных систем объясняется существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Каждая система имеет свои преимущества перед другими видами и свои недостатки. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

Согласно Конституции РФ избирательное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов[12]. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время вправе самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой, - порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации.

Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя[13].

К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.

Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Не менее половины депутатов или даже все избираются по пропорциональной системе. В рамках единой избирательной кампании выборы иногда включают, наряду со списками, также голосование в многомандатных округах, что может привести к нарушению равенства прав избирателей (часть избирателей имеет один голос, ибо избирает одного депутата, а другая - по нескольку голосов, ибо избирает нескольких депутатов).

До установления в декабре 2004 г. нового порядка выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводились в двух основных формах: самим населением (преимущественно) и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан).

Система избрания глав администраций населением во многом напоминала систему избрания Президента РФ: предусматривалось избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и прочее. Ныне этот порядок изменен.

В 2003 году на выборах региональных парламентов в Российской Федерации осуществлен переход от преимущественно мажоритарной (лишь в ограниченном числе регионов применялись смешанная или пропорциональная системы) к смешанной избирательной системе, а в настоящее время в некоторых регионах – уже и к исключительно пропорциональной системе.

На федеральных парламентских выборах в 2007 г. также осуществлен переход от преобладавший в четырех избирательных циклах 1993-2003 годов смешанной (мажоритарной и пропорциональной) избирательной системы к исключительно пропорциональной системе, т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым политическими партиями.

10.10.2010 г. выборы депутатов Челябинской области прошли по смешанной избирательной системе.

В некоторых регионах используются закрытые партийные списки без разделения на региональные группы кандидатов, а например, в Забайкальском крае – закрытые списки с разделением на региональные группы. Во всех регионах к распределению депутатских мандатов допускаются не менее двух списков кандидатов, исключение – Иркутская область с допустимым минимумом в три списка кандидатов.

В субъектах Российской Федерации существует так называемый заградительный барьер, который составляет в разных регионах от 5 до 7%.

Заградительный барьер - это минимальный процент голосов избирателей, который необходимо преодолеть спискам кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, для того, чтобы принять участие в распределении депутатских мандатов в органе законодательной власти. Барьер вводится для того, чтобы избежать излишнего дробления состава избранного законодательного органа (так называемая лоскутность парламента), которое может негативно сказаться на его работе.

Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы - это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

Проблема существования и развития гражданского общества едва ли не коренная во всей нашей сегодняшней жизни. Решение ее, непосредственно связано с наличием политического сознания у наших граждан. А это порождает так называемую политическую апатию, вялость и политическую бездеятельность, что усиливает и укрепляет теневые процессы разного рода, способствует своеобразной лигитимизации их, проникновение их в политику, идет закрепление негативных процессов в реальных структурах власти. Все это очень опасно, ибо приводит к социально - негативным последствиям, усиливает энтропию политического реформирования. Для демократического государства чрезвычайно существенно, чтобы исправно работал механизм избирательной системы. Если он не будет функционировать, демократия лишиться своей важной основы - подлинной выборности государственных органов власти.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировой опыт проведения выборов указывает на существование и применение следующих избирательных систем: мажоритарной системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства; системы пропорционального представительства политических партий. Кроме того, применяются смешанные избирательные системы. Все применяемые системы имеют свои достоинства и недостатки; имеют особенности применения на национальных выборах и чаще всего вызывают неоднозначное отношение специалистов и многочисленные общественные дискуссии.

В отечественной юридической и политологической литературе высказывалось мнение, что мажоритарная и пропорциональная избирательные системы гармонично дополняют одна другую; недостатки одной системы нейтрализуются достоинствами другой, а вместе они способствуют наиболее эффективному и полному учету интересов всех избирателей, что придает смешанному варианту (мажоритарно-пропорциональной системе) некоторые преимущества.

Определенная законодателями избирательная система влияет не только на персональный и партийный составы представительного органа, но и на все стадии избирательного процесса, начиная с выдвижения кандидатов и их списков, их представления и регистрации и заканчивая определением результатов голосования. Кроме того, другие важные элементы политической жизни страны находятся под весьма сильным воздействием избирательной системы, в частности, развитие многопартийности, отражение реального спектра политических сил, работоспособность и стабильность законодательной и исполнительной власти и т.д.

В текущий исторический момент предполагает необходимый минимум культуры участия в избирательном процессе, предполагает повышенное осознание того, что полномочия на власть всего лишь отражения волеизъявления граждан, выраженного в ходе конкурентных периодически проводимых законных выборов. Освещение демократических политико-правовых ценностей участия в избирательном процессе - важный элемент современной государственной политики, общественных изменений в этой области.

К сожалению, вслед за декларированием редко наступают конкретные действия. Избиратель не доверяет институту выборов, что в частности показала рекордно низкая явка избирателей на состоявшихся выборах 10 октября 2010 года. Не редко происходит срыв выборов в связи с неявкой избирателей на свои участки, часто слышим оправданные не одобрительные высказывания в адрес кандидатов в депутаты, непрекращающиеся чреды выборов «грязных» избирательных технологий.

Изучение положительных и отрицательных черт избирательных систем, используемых на практике, позволяет составить более объективное представление об эффективности институтов непосредственной демократии в современной России и роли избирательных систем в формировании государства и влиянии на общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Нормативные правовые акты:

 

1.                  Всеобщая декларация прав человека, принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. 1995. 5 апреля.

2.                  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2007.

3.                  Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

4.                  Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

5.                  Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

6.                  Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

7.                  Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Информация о работе Роль избирательных систем в политике: теория и практика