Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:33, реферат
В начале нашего века наконец-то осуществилась давнишняя мечта человека - полеты на аппаратах тяжелее воздуха. Первые полеты продолжались всего несколько минут, их дальность была крайне незначительна. Так, в 1906 году француз Сантос-Дюмон пролетел всего 220 метров, а знаменитые американцы братья Райт - и того меньше. Однако к началу нового десятилетия полеты Анри Фармана из Шалона в Реймс (27 км) и Луи Блерио через Ла-Манш заставили военные ведомства крупнейших стран Европы и США всерьез обратить внимание на авиацию. Во Франции в 1911 году было принято на вооружение 200 аэропланов, в Германии в том же году - 30.
Российские военные стратеги вначале скептически оценили новые летательные аппараты, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 году в императорской армии имелось семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один - русской постройки
Кафедра
общеобразовательных и
Реферат
авиация и космонавтика
Уфа 2011г
Содержание
Введение
начало
Русская авиация в Первой мировой войне
НАЧАЛО
В
начале нашего века наконец-то осуществилась
давнишняя мечта человека - полеты
на аппаратах тяжелее воздуха. Первые
полеты продолжались всего несколько
минут, их дальность была крайне незначительна.
Так, в 1906 году француз Сантос-Дюмон
пролетел всего 220 метров, а знаменитые
американцы братья Райт - и того меньше.
Однако к началу нового десятилетия полеты
Анри Фармана из Шалона в Реймс (27 км) и
Луи Блерио через Ла-Манш заставили военные
ведомства крупнейших стран Европы и США
всерьез обратить внимание на авиацию.
Во Франции в 1911 году было принято на вооружение
200 аэропланов, в Германии в том же году
- 30.
Российские
военные стратеги вначале скептически
оценили новые летательные
Боевой
путь авиации начался в период
итало-турецкой и двух балканских войн
(1911-1913). В болгарской армии действовал
русский добровольческий
К
1 августа 1914 года в строю находилось
всего 244 самолета, которые распределялись
между шестью ротами и 39 авиаотрядами:
1 гвардейский, 1 гренадерский, 3 полевых,
25 корпусных, 3 сибирских, 8 крепостных
и 1 добровольческий авиаотряд (сформированный
Всероссийским аэроклубом и переименованный
впоследствии в 34-й корпусной). По штату
корпусной авиаотряд состоял из шести
разведчиков, двух истребителей и двух
самолетов - корректировщиков артогня
(артиллерийских самолетов). Гвардейский,
гренадерский и три сибирских отряда ничем
не отличались от корпусных. Основной
задачей корпусного отряда была разведка
и корректировка огня артиллерии в полосе
действия пехотного корпуса. Германия
имела на ту же дату 232 аэроплана в 34 отрядах,
Франция - 138 в 25, Англия - 56 самолетов первой
линии, Австро-Венгрия - около 30 машин.
Учитывая, что державы германского блока
сосредоточили большинство самолетов
на Западном и Сербском фронтах, русские
ВВС получили в начале войны численное
преимущество над противником.
Значительная
часть русских самолетов была
построена на семи отечественных
заводах: Русско-Балтийский завод в
Риге с филиалом в Петрограде; завод
С. С. Щетинина, акционерное общество
В. А. Лебедева (оба - Петроград); акционерные
общества <Дукс> и <Моска> (Москва);
завод А. А. Анатра (Одесса); завод В. В. Слюсаренко.
В ходе войны в строй вступило еще пять
заводов: Ф. Р. Терещенко, В. Ф. Адаменко,
<Безобразов и Ко>, А. А. Пороховщикова
и <Матиас>. Однако военное министерство
фактически устранилось от координации
выпуска самолетов. В большинстве случаев
выпускались аэропланы иностранных конструкций
(в серийном производстве находилось 16
зарубежных моделей и лишь 12 отечественных).
Иностранные фирмы отнюдь не спешили передавать
русским свои новейшие технические разработки.
К моменту, когда их все-таки продавали
в Россию, они успевали уже порядком устареть.
При этом изобретения талантливых русских
конструкторов - Сикорского, Стенглау,
Гаккеля - так и не были запущены в серийное
производство. Так же обстояло дело и с
самыми современными на тот момент аппаратами
для аэрофотосъемки систем С. А. Ульянина
и В. Ф. Потте. Тот же Ульянин в 1914 году предложил
военному министерству первый в мире проект
аппарата для дистанционного управления
самолетом, который прошел успешные испытания
в военно-морском управлении. Не получив
поддержки у отечественных бюрократов,
талантливый русский инженер уехал в Лондон
- только там он смог продолжить свои работы.
Недостаточное
производство самолетов в России
пытались возместить закупками за границей.
Но и эта мера не принесла ожидаемого
результата. Только летом 1916 года наконец-то
были выделены средства для централизованных
закупок. Поставки осуществлялись с
большими перебоями, а после боев
под Верденом, где союзная авиация
понесла большие потери, вообще резко
сократились. Очень часто поступающая
продукция была низкого качества
и требовала доработки на месте.
Всего до 1 ноября 1916 года из-за границы
было получено 883 самолета и 2326 двигателей.
Из них во Франции закуплено 65% самолетов
и 90% моторов, в Англии - по 10%, в Италии
- 25% самолетов (в самой России за
всю войну выпустили только 511
авиадвигателей).
К
началу войны на каждый самолет приходилось
в среднем по два летчика. Всего
было подготовлено около 300 пилотов; почти
половина из них (133) обучалась в двух крупнейших
школах - Гатчинской (с отделением в Варшаве)
и Севастопольской. В 1913-1915 годах были
дополнительно организованы авиашколы:
в Москве (на базе Московского общества
воздухоплавания), в Одессе (на средства
банкира А. А. Анатра), в Петрограде (при
Всероссийском аэроклубе; позднее объединена
с Гатчинской) и Киевская школа наблюдателей.
При этом резерва обученных летчиков попросту
не было, а Россия стала единственной из
воюющих стран, не имевшей плана мобилизации
гражданских летчиков. Большие потери
среди авиаторов заставили главное командование
принять решительные меры: все частные
школы были подчинены военному ведомству,
расширены Гатчинская и Севастопольская
школы, организованы новые - в Феодосии
и Тифлисе.
Но
темпы обучения по-прежнему оставались
низкими. За 1915 год было подготовлено
всего 190 летчиков. При ежегодной
потребности около 1000 человек все
российские школы могли обучить
не более 500 авиаторов. В 1916 году было заключено
соглашение об обучении русских пилотов
во Франции и Англии. Наиболее крупными
были школы в Казо (здесь стажировался
знаменитый ас Евграф Крутень) и в СенМаксене
близ Лиона, где в 1916 году находилось 58
русских, а также британская школа в Кройдоне.
Всего же вне России было подготовлено
250 пилотов. При этом далеко не все русские
летчики возвращались домой. В 1916 году
из русских были сформированы два самостоятельных
авиаотряда, включенных в экспедиционый
корпус маршала Франции д'Эспре, направленный
на Салоникский фронт. Русские авиаторы
находились в Греции до марта 1917 года,
а затем были переброшены в Южную Сербию.
Российские
ВВС вступили в войну, не имея четкого
руководства. Уже известный нам воздухоплавательный
отдел при ГИУ Генштаба, руководимый В.
А. Семковским, просуществовал до 1916 года.
Затем было создано Управление Военно-воздушного
флота во главе с генерал-майором Н. В.
Пневским, которое занималось в основном
вопросами укомплектования и снабжения.
Параллельно в Ставке Верховного Главнокомандующего
создается Авиационная Все материалы
(Авиаканц), возглавляемая сначала бароном
фон Каульбарсом, а с конца 1915 года- великим
князем Александром Михайловичем. Высшее
руководство авиации не имело необходимых
знаний и опыта - Каульбарс был кавалеристом,
а его преемник получил весьма поверхностное
военное образование. Очень показателен
следующий пример: когда в 1913 году военный
министр Сухомлинов прибыл на испытательный
аэродром в Петербурге и узнал, что построенные
самолеты должны испытываться в полете
полтора часа, он приказал сократить испытательные
полеты до 30 минут. Протесты летчиков и
инженеров ни к чему не привели. Неудивительно,
что в первый период войны основной процент
потерь приходился на аварии: к 5 октября
1914 года авиаотряды 3, 5, 8 и 9-й армий из 99
самолетов 91 потеряли вследствие несчастных
случаев.
После
Февральской революции
В
России не было ни одного ремонтного завода
- самолеты, нуждавшиеся в капитальном
ремонте, отправлялись на место постройки,
что в итоге сказывалось на
выпуске новых машин. Мелкий ремонт
выполняли на аэродромах, более сложный
- в авиационных парках.
Очень медленно росло число самолетов на фронте. Если на день мобилизации русская авиация имела 244 машины, то на 1 июня 1916 года- всего 383, из них в строю 250, в ремонте 133. За все время войны количество самолетов, одновременно находящихся в строю, в среднем не превышало пятисот. До конца 1916 года на русских заводах было построено 1893 самолета, тогда как Германия в июне 1916 года имела в строю 1000 машин, в 1917-м в среднем за месяц одновременно в строю было 1500, а в 1918-м - 2500 машин. Согласно данным начальника Авиаканца, в 1917 году русская авиация нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями. Отсутствие единого руководства, относительная слабость промышленности и ремонтной базы, нехватка квалифицированных кадров сразу же поставили русскую авиацию в крайне тяжелое положение, из которого она не могла выйти в течение всей войны.
БОЕВЫЕ
ДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ
Несмотря
на объективные и искусственно создаваемые
трудности, российские авиаторы воевали
успешно. К лету 1916 года насчитывалось
уже 135 авиаотрядов, Из них три подчинялись
непосредственно УВВФ, 4 были крепостными
(базировались в Одессе, Петрограде,
Кронштадте и Ревеле). На сухопутных
театрах войны находилось 84 авиаотряда:
44 корпусных, 4 артиллерийских, 12 армейских
и 24 истребительных. Армейские отряды
выполняли примерно те же задачи, что и
корпусные (только в масштабах армии).
Они состояли из б разведчиков и 2 истребителей
любых типов, базировались в тылу армий
и занимались в основном дальней разведкой.
Артиллерийские отряды были созданы уже
в ходе войны, когда позиционный характер
боев предопределил необходимость более
точной корректировки артогня. Ранее применявшиеся
для этой цели аэростаты стали слишком
уязвимыми - противник попросту расстреливал
их из пулеметов и орудий. На 20 июля 1917
года числилось три действующих и один
формирующийся артиллерийский отряд.
По штату в каждом из них полагалось по
22 самолета. Истребительные отряды образовывали
4 авиагруппы, где насчитывалось 196 машин
(плюс 81 истребитель для прикрытия разведчиков).
Из 6-8 отрядов разного назначения формировались
авиадивизионы. На 1 июня 1917 года действующая
армия располагала 581 самолетом, в том
числе: Северный фронт - 93, Западный - 125,
Юго-Западный и Румынский - 259 и Кавказский
- 104.
На
протяжении всей войны главной задачей
авиации была разведка и корректировка
артогня. Первоначально воздушная разведка
была малоэффективной из-за несовершенства
конструкций аэропланов, что увеличивало
риск посадки на неприятельской территории.
Уже в августе 1914 года летчик А. А. Васильев
и генерал А. К. Макаров, проводя воздушную
разведку, были вынуждены приземлиться
за линией фронта и попали в плен.
В
первый период войны высшее командование
весьма скептически относилось к
воздушной разведке, предпочитая
ей традиционные средства - например, армейскую
конницу. Такая недооценка авиации
не замедлила сказаться - во время
боев в Восточной Пруссии (1914) командующий
2-й армией А. К. Самсонов пренебрег
информацией своих летчиков, предупреждавших
о движении корпуса Макензена с правого
фланга, - и потерпел жестокое поражение.
Появление радиосвязи с землей и массовый
выпуск фотоаппаратов систем С. А. Ульянина
и В. Ф. Потте резко повысили результативность
разведки. В 1916 году была произведена плановая
съемка позиций противника на всем протяжении
фронта. В Генеральном штабе создали специальную
аэрофотограмметрическую лабораторию
для дешифровки снимков. Воздушная разведка
оказала огромную помощь при организации
крупных ударов русских войск. Готовя
прорыв Австрийского фронта в апреле 1916
года, А. А. Брусилов во всех приказах требовал
массового привлечения авиации. Летчики
сумели сфотографировать расположение
всех австрийских частей - в результате
русская армия за несколько часов подавила
долговременные укрепления и огневые
точки противника.
От
разведки произошла и бомбардировка:
отправляясь в полет, пилоты часто
брали с собой бомбы, чтобы
не только сфотографировать, но и разрушить
объекты противника. На вооружении
авиации состояли бомбы 4, 6, 10, 16, 32 кг-
для истребителей и разведчиков; в 1915 году
появились бомбы 48,80, 160, 240 и 400 кг для самолетов
типа <Илья Муромец>. Первоначально
эффективность бомбардировок была опять-таки
низкой, однако она оказывала чрезвычайно
сильное моральное воздействие. Не было
специальных прицелов для бомбометания,
отсутствовали бомбодержатели - соответственно,
не существовало и бомбардировщиков как
особого типа боевых самолетов. Помимо
бомб в русской авиации использовались
и так называемые <стрелы> конструкции
В. Л. Слесарева - свинцовые пули (в четыре
раза больше обычных) с жестяным стабилизатором,
которые сбрасывали на противника, вручную
опрокидывая фанерный ящик. "Стрелы"
были особо эффективны против кавалерии
Россия
была единственной страной, имевшей
в начале войны бомбардировочную
авиацию дальнего действия - воздушные
корабли <Илья Муромец>. Но военное
ведомство фактически устранилось
от всех дел, связанных с <Муромцами>.
Все функции выполняла