Современная реформа политической власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Власть - ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современная реформа политической власти в России
1.1 Конституционные основы принципа разделения властей в России 5
1.2 Президент Российской Федерации 7
1.3 Федеральное Собрание Российской Федерации 10
1.4 Правительство Российской Федерации 14
1.5 Судебная власть в Российской Федерации 18
Глава 2. Этапы и направления современных реформ политической власти РФ
2.1 Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России 20
2.2 Реформа политической власти 2000 г. 25
2.3 Реформа политической власти 2004 г. 29
Заключение 33
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение                                                                                                                               3

Глава 1. Современная реформа  политической власти в России                                         

1.1 Конституционные основы принципа разделения властей в России                         5

1.2 Президент  Российской Федерации                                                                              7

1.3 Федеральное  Собрание Российской Федерации                                                       10

1.4 Правительство  Российской Федерации                                                                      14

1.5 Судебная  власть в Российской Федерации                                                                18

Глава 2. Этапы и  направления  современных реформ политической власти РФ        

2.1 Особенности  взаимодействия различных ветвей  власти в современной России  20

2.2 Реформа  политической власти 2000 г.                                                                       25

2.3 Реформа  политической власти 2004 г.                                                                       29

Заключение                                                                                                                         33

Список  литературы                                                                                                            36

 

Введение

     Власть - ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

     Под политической властью понимается особая разновидность социального взаимодействия политических субъектов, а также  специфическая форма социальной коммуникации между субъектами и  объектами политической деятельности по поводу получения, хранения, воспроизводства и трансформации политической информации с целью выработки адекватных или неадекватных политическим ценностям общества решений.

     В любом обществе на определенном этапе  его развития неизбежно возникают  политические отношения, складываются и функционируют политические организации, партии, формируются политические идеи и теории. Политика - это особая сфера деятельности. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также страны в целом условий и способов осуществления власти. Политическая власть - это тонкое искусство государственного управления. Субъектами этой системы являются государственный аппарат, политические партии и движения, профсоюзы, различные общественные организации.

     Осуществление в стране демократических преобразований определило необходимость реформирования системы политической власти в соответствии с общецивилизационными закономерностями движения к демократическому общественному  устройству и правовому государству. Политические преобразования в стране развивались в направлении структурирования власти путем разделения властей, децентрализации, плюрализации власти, преодоления отчуждения человека от власти.

     Россия  представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (президентскую республику). Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     Тема  курсовой работы посвящена реформе политической власти в РФ. Тема эта весьма актуальна в современной российской действительности как в свете выработки конституционной и государственно-правовой доктрины взаимодействия между всеми ветвями власти, причем не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне.

     Цель  работы - рассмотреть современные направления реформ политической власти России.

Задачи:

- рассмотреть и проанализировать мнения разных авторов путем анализа публикаций в правовых периодических изданиях,

- рассмотреть учебники, учебные пособия и монографии, посвященные теме государственного устройства и взаимодействия между разными ветвями власти.

     Курсовая работа состоит из введения, заключения, списка литературы и нормативно-правовых актов, основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются общие принципы системы «сдержек и противовесов». Во второй главе рассматривается реализация этого принципа на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

    Глава 1. Современная реформа  политической власти в Росии.

    1.1. Конституционные основы принципа разделения властей в России.

     Принцип разделения властей является важнейшим  элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность  соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках или в рамках одного политического института. Теория разделения властей была разработана такими исследователями политики, как Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и другими.

Согласно  теории разделения властей:

- законодательная,  исполнительная и судебная власть  предоставляются различным людям  и органам в соответствии с  Конституцией;

- все  власти равны перед законом  и между собой; 

- никакая  власть не может пользоваться  правами, предоставленными Конституцией другой власти;

- судебная  власть независима от политического  воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются  только закону.

     Суть  принципа сводится к тому, что «различные по содержанию властные функции осуществляются в государстве самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма, которые уравновешивают друг друга, ограничивают друг друга от узурпации власти, сосредоточения всех властных функций в руках одной из ветвей власти».1 При этом законодательная власть формулирует нормы права, исполнительная власть обеспечивает их применение и исполнение, а судебная власть разрешает споры о праве.

     Разделение  властей является характерным признаком  правового государства, гарантией  его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

     Кроме того, разделение власти на три ветви  в государстве обуславливается  необходимостью: четкого определения  функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; эффективной борьбы со злоупотреблениями властью. Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации.

     Впервые свое юридическое оформление принцип  разделения властей нашел в Конституции  США (1787 г.), в конституционных актах  Великой Французской революции (1789-1794 гг.). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.

     В Российской Федерации принцип разделения властей также закреплен в  Конституции, которая была принята  на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В ст.10 Конституции России говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

     Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим арбитражным и другими судами Российской Федерации.

     Опыт  многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что  его важным элементом является определенный баланс полномочий между ветвями  власти, наличие системы сдержек  и противовесов. 

1.2. Президент Российской Федерации

     Важным  институтом государственной власти является институт президентства, существующий в многообразных формах и являющийся демократическим атрибутом политической системы. Первой президентской республикой  стали Соединенные Штаты Америки  в 1787 году. Впоследствии этот институт был востребован во многих странах Европы, Америки, Азии и Африки. Однако президентская власть не является гарантом демократии, так как при несовершенных противовесах может стать причиной поворота в сторону авторитарного правления.

     В качестве важнейших требований к  современным политическим системам следует выделить сочетание демократического и эффективного правления, реализацию, которой может обеспечить институт президентства, чем и определяется его популярность. В качестве приоритетов данного института следует выделить такие черты президентской власти, как оперативность, действенность, взвешенность при выработке и реализации внутренней и внешней политики, персональная ответственность за принятие решений.

     Место президента не одинаково в различных странах. Так в парламентских республиках он выступает в качестве главы государства с представительскими функциями, не влияющими на реальный ход политических событий. В президентской и полупрезидентской республиках президент выступает в качестве ключевой фигуры реальной государственной власти, обладающей огромными возможностями для эффективного проведения своего политического курса. Можно выделить следующую тенденцию, влияющую на значимость президента в структуре государственной власти: чем представительнее выборы, чем демократичнее путь кандидата в президенты, тем самостоятельнее и сильнее он в решении вопросов реальной политики.

     Президент, как ведущая фигура в системе  государственной власти, не оценивается  однозначно, что связано, главным образом, с успехами и политическими ориентирами государств во внутренней и внешней политике. Не следует, как идеализировать президентство, так и принижать его значение. Определяющим в оценке является материальное благополучие граждан и социальная стабильность общественной жизни в целом.

     Институт  президентской власти в России имеет  сравнительно короткую историю. Пост избираемого  всенародно Президента РСФСР был  установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993 г.) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

     Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он избирается на пять лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.

     Президент России, в соответствии с Конституцией, назначает выборы в Государственную  Думу, распускает Государственную Думу, назначает референдум, вносит законопроекты  в Государственную Думу, подписывает  и обнародует федеральные законы, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет право принять решение об отставке Правительства.

Информация о работе Современная реформа политической власти в России