Современная реформа политической власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Власть - ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современная реформа политической власти в России
1.1 Конституционные основы принципа разделения властей в России 5
1.2 Президент Российской Федерации 7
1.3 Федеральное Собрание Российской Федерации 10
1.4 Правительство Российской Федерации 14
1.5 Судебная власть в Российской Федерации 18
Глава 2. Этапы и направления современных реформ политической власти РФ
2.1 Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России 20
2.2 Реформа политической власти 2000 г. 25
2.3 Реформа политической власти 2004 г. 29
Заключение 33
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     В соответствии со ст.32 Конституции России каждый гражданин имеет право  избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. В реальной действительности это право оставалось декларативным, потому что граждане, не имеющие поддержки финансовых, административных, корпоративных или криминальных структур, не могут всерьез рассчитывать на успех в предвыборной борьбе. Поэтому нередко к руководству регионами приходили политики, обязанные своим избранием, соответствующим структурам и в дальнейшем свою деятельность строили из их интересов, а не из интересов большинства граждан. А так как должность руководителя администрации является выборной, то, несмотря на недовольство народа, добиться смещения такого руководителя федеральным органам власти было практически невозможно. Президент предложил эту систему власти сделать полностью подконтрольной федеральному центру, так как именно президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, поэтому за низкую эффективность работы органов государственной власти в субъектах федерации он несет персональную ответственность.

     В каждой стране, перешедшей к демократизации, складывается своя система, которая  основывается как на международном  опыте, так и на национальных особенностях. Демократия в России только ищет свой путь, который сможет привести к созданию эффективной системы власти, заботящейся о людях и поддерживаемой обществом.

     Голосование по партийным спискам вводится с  целью ускорения политической социализации граждан, которые, по замыслам реформаторов, будут вынуждены разбираться в политических программах партий, чтобы сделать правильный выбор. Предполагается, что в такой системе сложнее будет избираться во власть популистам, демагогам и другим политикам, для которых интересы людей не являются определяющим критерием в практической политической деятельности, а политические партии будут разрабатывать свои программы, исходя из интересов тех или иных больших социальных групп, которые станут электоральной базой политических субъектов. Эффективность деятельности каждой политической партии можно будет определить по результатам политической практики после прихода к власти. Политическая партия, не оправдавшая ожиданий избирателей, на следующих выборах не сможет гипотетически добиться такой поддержки, которая могла бы обеспечить ей место в новых органах государственной власти. Такая схема эффективно работает в ряде демократических стран.

     В российское законодательство были внесены  также следующие изменения: установлен семипроцентный барьер для прохождения политической партии на выборах в российский парламент; предоставлено право политической партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России своего кандидата на пост главы исполнительной власти субъекта федерации.

     Практическое  решение вопросов повышения эффективности  государственной власти неизменно  приводит к дискуссии о потенциальных  опасностях, подстерегающих общество на данном пути. Так, в частности  современные споры о «вертикали власти» предполагают три различных взгляда на проблему: во-первых, как средство для обеспечения единства, силы и эффективности государства; во-вторых, временная мера, связанная с террористической угрозой; в-третьих, как курс на свертывание демократии в стране, подрыв неокрепших демократических ценностей и институтов.8

     Для того чтобы у граждан не возникало  чувства опасности за демократическое  будущее, представляется необходимым, во-первых, создание такой системы  власти и управления, которая не подавляла бы многообразие существующих в обществе интересов и потребностей, а способствовала их реализации, и, во-вторых, характерными чертами каждого человека должны стать стремление к согласию и общественной солидарности, а также потребность контроля за властью.

 

Заключение 

     Принцип разделения властей является важнейшим  элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность  соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей была создана такими исследователями политики, как Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.

     Согласно  теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются  различным людям и органам  в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и между собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

     Разделение  властей является характерным признаком  правового государства, гарантией  его функционирования. Оно обеспечивается механизмом "сдержек и противовесов", под которым понимается частичное  совпадение полномочий трех властей.

     Кроме того, разделение власти на три ветви  в государстве обуславливается  необходимостью: четкого определения  функций, компетенции и ответственности  различных государственных органов; обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; эффективной борьбы со злоупотреблениями властью. Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации.

     Впервые свое юридическое оформление принцип  разделения властей нашел в Конституции США (1787 г.), в конституционных актах Великой французской революции (1789-1794 гг.). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.

     В Российской Федерации этот принцип  также закреплен в Конституции, где говорится, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст.10).

     Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации.

     Опыт  многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что  его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.

     Институт  президентства в России характеризуется  большим объемом полномочий. Тем  не менее, президентская власть при  всей ее внушительности не опирается  на какую-либо властную структуру. Существует ряд органов, формируемых президентом, оказывающих существенное влияние на государственную политику, например, Совет Безопасности и Администрация Президента.

     Федеральное Собрание России является как бы "самоопределившимся органом". Депутаты Государственной  Думы, зачастую пренебрегают предписаниями принципа разделения властей, пытаясь присвоить прерогативы президентской или исполнительной власти. Во многом это объясняется тем, что вопреки конституционной практике, существующей во многих демократических государствах, Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.

     Равновесие  между ветвями власти в России нарушается также в силу того, что  авторитет исполнительной власти недостаточно высок. Ей приходится постоянно сталкиваться с огромным количеством проблем в условиях огромных размеров страны, сложности ее социально-экономической и политической жизни и гигантского разнообразия региональных особенностей в России.

     В начале нового столетия появилась тенденция  к согласованной работе между  законодательной и исполнительной ветвями власти, что явилось результатом  кропотливой работы президента по стабилизации политической ситуации в стране.

     Несмотря  на большие перемены, произошедшие в работе судебной власти, значительная часть населения не доверяет ей и не верит в справедливость правосудия, считая ее ангажированной.

     Эти особенности разделения властей  оказывают существенное влияние  на функционирование государственной власти в современной России. 

 

Список  литературы

1. Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я.Хабриевой. М., 2005. С.96.

2. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.23.

3. Спенсер Г. Личность и государство. Пер. М.И. Тимофеевой, под ред. В.В.Битнера. СПб., 1908. С.58.

4. Сементковский Р.И. Две книги о свободе / Русское общество и государство. Т.2. // Сочинения. В 3-х т. СПб., б/г. С.368.

5. Салмин А. Российская Федерация и федерация в России в пределах права // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.80.

6. Гельман В.Я. Возвращение Левиафана? Политика рецентрализации в современной России // Полис. 2006. №2. С.91-92.

7. Салмин А. Российская Федерация и федерация в России в пределах права // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.81.

8. Кулинченко А.В. Государственная власть и процессы общественной самоорганизации (К вопросу о государственном строительстве в современной России) // Полис.2004. №6. С.108.

9. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Российская газета. – 21 января 2009 года. – № 4831.

10. Австрийская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1985.

11. Барабашев Г.Б. Совет и мэр в «упряжке» самоуправления // Народный депутат. - 2001. - N 11. - с. 39–41.

12. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. - 2003. - N 7. - с. 34–36.

13. Берг О.В. Система «сдержек и противовесов» в местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление. - № 1. - 2001. - с. 12–14.

14. Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 2009. - 256 с.

15. Девидоу М. Камо грядеши, Русь? М., 2003. - 112 с.

16. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. - 2002. - N 10. - с. 29–32.

17. Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 2007. - 263 с.

18. Конституции зарубежных государств. М., 2006. - 251 с.

19. Крылов Б.С. Разделение властей: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. - № 6. - 2008. - с. 31-34.

20. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. - 320 с.

21. Лысенко В.Н. Процесс развития федеративных отношений должен быть отражен в Конституции // Журнал российского права. - 2007. - N 4. - с. 32-36.

22. Мальцев Г.В., Экимов А.И., Ефимов В.И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация. - 2003. - N 1/13. - 312 с.

23. Мирошниченко Е. Шаги к самоуправлению // Народный депутат. - 2002. - N 17. - с. 52-54.

24. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 2005. - 322 с.

25. Овчинников И.И. Местное самоуправление: Конституционно - правовая основа формирования // Конституционный строй России. М., 2002. - Вып. 1. - 233 с.

26. Полянский И.А., Комаров В.В. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. -  № 1. - с. 11-14.

27. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 2004. - 233 с.

28. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 2003. - 221 с.

Информация о работе Современная реформа политической власти в России