Свобода совести и религий. российское законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней – это отношение по поводу культуры, религии и духовных благ между членами общества, общественными объединениями и государством.
В демократическом обществе к числу различных сторон духовной жизни общества могут быть отнесены: идеологический и культурный плюрализм, свобода мысли, свобода научной и художественной деятельности, свобода совести, религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности.
Свобода совести, как социальный феномен, затрагивающий духовную жизнь общества, обладает высокой степенью абстракции. Для того чтобы наиболее полно раскрыть тему моей работы данный институт я рассмотрю в нескольких аспектах: философском, конкретно-историческом, международно-правовом, социальном.

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность института свободы совести и свободы вероисповедания...............................................................................стр.4
2. Место и роль института свободы совести и свободы вероисповедания в системе Российского права...........................стр.8
3. Концептуальные подходы к совершенствованию правового регулирования........................................................................стр.10
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ПОПЧ контрольная.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и  науки

     Государственное образовательное  учреждение

     Высшего профессионального  образования

     Московский  государственный областной университет

     Юридический факультет 

     Кафедра теории государства и права

     Контрольная работа

     Свобода совести и религий. российское законодательство 
 
 
 
 

                Выполнила студентка

                Заочной формы обучения 
                 
                 

                Преподаватель: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва 2011

Содержание

     Введение

 

     1. Понятие и сущность института свободы совести и свободы вероисповедания...............................................................................стр.4 

     2. Место и роль института свободы совести и свободы           вероисповедания в системе Российского права...........................стр.8 

    3. Концептуальные подходы к совершенствованию правового регулирования........................................................................стр.10 

Заключение  

Список использованных источников

Введение

 

     Духовная  жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней –  это отношение по поводу культуры, религии и духовных благ между членами общества, общественными объединениями и государством.

     В демократическом обществе к числу  различных сторон духовной жизни  общества могут быть отнесены: идеологический и культурный плюрализм, свобода  мысли, свобода научной и художественной деятельности, свобода совести, религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности. 

     Свобода совести, как социальный феномен, затрагивающий  духовную жизнь общества, обладает высокой степенью абстракции. Для того чтобы наиболее полно раскрыть тему моей работы данный институт я рассмотрю в нескольких аспектах: философском, конкретно-историческом, международно-правовом, социальном. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие и сущность института  свободы совести и свободы вероисповедания

     Институт  свободы совести является сложным, многоуровневым, многосторонним понятием. Так как включает в себя морально-философский, социальный, политический и правовой аспект.

     В данной части моей работы я дам  толкование ключевым терминам, проанализирую различные концепции относительно рассматриваемого института, и на основании компетентных мнений, собственного понимания постараюсь дать комплексное понятие института свободы совести и свободы религий.

     СВОБОДА СОВЕСТИ — одно из основных личных прав человека, означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.1

Ключевыми терминами рассматриваемых правовых институтов являются категории: свобода и совесть, вероисповедание.

     Понятие «свобода» прошло длительный путь. Философы различных исторических эпох и философских школ вкладывали в это понятие различный смысл, рассматривали это понятие под призмой своего времени.

     Со  времен античности до нашего времени менялось и содержание этого понятия.

      Современные философы характеризуют  «свободу» как универсалию культуры, фиксирующую возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.2

      Таким образом, можно сказать, что свобода - это способность человека к самостоятельной, активной  деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, в ходе, которой человек может достигнуть желаемого результата или поставленной цели.

     С юридической точки зрения можно дать следующее определение понятию свобода в целом:

     Гарантированная законом мера возможного (дозволенного, допустимого) поведения гражданина в рамках какой-либо системы, очерченная в конкретные юридические рамки 

     То  есть, можно сказать о том, что  государство с помощью законодательства устанавливает и регулирует границы должного поведения и поступков.

1.Большой Юридический Словарь. Яндекс-словари. Изд. ИНФРА-М                                                                      2. Энциклопедия «История философии» Мн.: Интерпресссервис, Книжный дом 2002г.

     Что касается понятия совести, то тут, на мой взгляд, необходимо проследить логическую взаимосвязь этого понятия в двух категориях: морально-нравственной и юридической.

     По  определению В.И. Даля «совесть есть нравственное чувство человека, внутреннее сознание добра и зла, тайник души в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка».

     Большая советская энциклопедия – одна из крупнейших и наиболее авторитетных универсальных энциклопедий мира, дает следующее толкование понятию «совесть»:

     

     Совесть – категория этики, характеризующая способностью личности осуществить нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. 

     Я поддерживаю мнения ученых, которые  считают, что понятие совесть  должно содержать в себе индивидуальные и общественные начала. То есть совесть – способность личности давать нравственную оценку не только своим, но и чужим поступкам.

     С точки зрения права совесть это способность личности выбора своего индивидуального поведения, пути и способы духовного и нравственно-этичного развития в пределах, установленных законодательством.

     Несмотря  на то, что понятия «свобода» и  «совесть» обладают самостоятельным смыслом понятие «свобода совести» не является объединенной суммой этих понятий, а имеет собственное юридическое значение.

     Под свободой совести в широком, объективном смысле следует понимать систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного периода в конкретной стране.

     В узком смысле свобода совести – это конкретные возможности, права личности, возникающие на основе и в пределах законодательства, т.е. конкретные права субъектов, вытекающие из указанных актов и зависящие от воли и сознания.

     Свобода вероисповедания (религии)— право исповедовать и практиковать любую религию. В моей работе эти понятия употребляются как равнозначные понятия.

     

  1. Толковый  словарь живаго великорусского языка  Владимира Даля. В 4 томах. Том 4.М.: "Русский язык", 1978)
  2. БСЭ 3-е изд. Изд. «Советская энциклопедия» 1969-1978

     Право исповедовать религию означает гарантированную возможность следовать какому-либо учению. Иметь религиозные убеждения, значит, располагать, обладать определенным набором ценностей мировоззренческого, этического, нравственного характера.

     Большинство современных правоведов относят  институт свободы совести и свободы  вероисповедания к числу личных прав и свобод и определяют следующие критерии:

  • Гарантия индивидуальной свободы, то есть возможность беспрепятственного выбора модели поведения личности в сфере нравственно-этических отношений, быта, личной жизни;
  • Выбор путей духовного развития, возможность проявления духовных интересов и склонностей, не стесненный посторонними мотивами;
  • Воспитание правосознания.

Свобода совести является естественным и  абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям, ни при каких обстоятельствах.

     Существует  концепция, определяющая свободу совести  как выражение отношения человека к религии, заключающееся в трех формах:

  • Право верить в Бога, исповедовать какую-либо религию;
  • Право индифферентно (равнодушно, безразлично) относиться к религии и атеизму;
  • Право быть атеистом, то есть не исповедовать никакой религии и активно отрицать существование Бога.

     Профессор С.А. Авакьян, выделил два аспекта свобода совести.

  • Один – это свобода морально-этических воззрений человека (то есть что считать добром и злом, добродетелью и подлостью, хорошим и плохим поступком, честным и бесчестным поведением).
  • Другой аспект свободы совести это внутренняя (духовная) возможность личности выбирать себе подобный идеал и поклоняться ему, то есть вера в божественное существо или начало.1

     В данной концепции понятия свободы  совести и вероисповедания сливаются  воедино.

     

     1. С.А. Авакьян Свобода вероисповедания  как конституционно-правовой институт. Право.М.; 1999  юридический портал http://law.edu.ru/

(привержения  религии или отрицание ее), то  свобода вероисповедания это  возможность выбора той или  иной религии.

     Понятие «cвобода совести» значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, так как, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека, в том числе включает свободу придерживаться и атеистических убеждений.

      Статья 28 Конституции РФ, гласит:

     «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания»

Исходя  из лингвистической конструкции  формулировки данной статьи, получается, что на конституционном уровне свобода  совести, хотя формально и связывается  со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней.

Следовательно, согласно Конституции, это самостоятельные  понятия, каждое из которых должно иметь  специфическое юридическое наполнение, однако дальнейшее содержание названной  статьи Конституции опровергает  это. Свобода совести, и свобода вероисповедания рассматриваются как единое понятие, включающее в себя: «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

     То  есть, согласно конституционно-правовому  содержанию и смыслу статьи 28, свобода  совести и свобода вероисповедания  составляют единое понятие и единый правовой институт.

     Данное  заключение подтверждается и специалистами  Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Так, в подготовленном ими Комментарии к Конституции Российской Федерации, категории «свобода вероисповедания» и «свобода совести» рассматриваются в неразрывном единстве как одно понятие и единый правовой институт.1

По  мнению профессора Г.П. Лупарева целесообразно  использовать в законодательстве обобщенный термин «свобода мировоззрения». «Главным достоинством предполагаемого института, - по мнению автора, - будет переход от дуалистического к плюралистическому пониманию мировоззренческой свободы.»2

  1. Комментарий к Конституции РФ под ред. Окунькова 2-е Изд.-М,; ЭКОС-1996
  2. Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России ИД «Юриспруденция» М.: 2007 c 23-25

Информация о работе Свобода совести и религий. российское законодательство