Свобода совести и религий. российское законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней – это отношение по поводу культуры, религии и духовных благ между членами общества, общественными объединениями и государством.
В демократическом обществе к числу различных сторон духовной жизни общества могут быть отнесены: идеологический и культурный плюрализм, свобода мысли, свобода научной и художественной деятельности, свобода совести, религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности.
Свобода совести, как социальный феномен, затрагивающий духовную жизнь общества, обладает высокой степенью абстракции. Для того чтобы наиболее полно раскрыть тему моей работы данный институт я рассмотрю в нескольких аспектах: философском, конкретно-историческом, международно-правовом, социальном.

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность института свободы совести и свободы вероисповедания...............................................................................стр.4
2. Место и роль института свободы совести и свободы вероисповедания в системе Российского права...........................стр.8
3. Концептуальные подходы к совершенствованию правового регулирования........................................................................стр.10
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ПОПЧ контрольная.doc

— 95.00 Кб (Скачать)
 

     Место и роль института  свободы совести  и свободы вероисповедания  в системе Российского  права.

     В научном мире вопрос о месте и  роли института свободы совести  и свободы вероисповедания является дискуссионным. Правовое демократическое государство – предполагает признание человека и его свобод высшей ценностью.

    Статья 2 Конституции РФ гласит:

       Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

      Следовательно, налицо тот факт, что рассматриваемый  институт занимает ключевое место в  системе правовых институтов. А также  немаловажное место среди личных прав человека.

    • Рассматриваемый институт тесно связан с институтом свободы слова.

     У общества есть открытая возможность  свободно изъявлять свои религиозные  или атеистические взгляды.

  • Свобода совести сопряжена с принципом равенства граждан перед судом и законом. (Например, ст. 1.4 Кодекса об Административных правонарушениях закрепляет принцип равенство перед законом.)
    • Институт свободы совести тесно связан с правом на труд.

     Существует  ряд специальностей и профессий, где учитывается вероисповедание. («ч. 3 ст. 59 Конституции РФ» «Закон об альтернативной гражданской службе).

  • Свобода совести соотносится с правом на образование.

     C 1 сентября 2006 года в ряде регионов  было введено изучение предмета  основы православия. Это вызвало  неоднозначную реакцию среди  педагогов, родителей и учеников. В соответствии с законом религиозные  объединения по согласованию с администрацией школы, учеников и родителей могут организовывать религиозное обучение в школах в качестве дополнительного, факультативного занятия.

     При православных церквях работают воскресные школы. Так же производиться обучение детей других конфессий.

    • Свобода совести и вероисповедания связана и с правом на отдых.

     Сегодня существуют многочисленные детские  и молодежные лагеря христианского  направления, где дети и подростки  не только поправляют здоровье, но и  активно усваивают современные ценности православия.

     Кроме того, в современном туризме имеют  место и пользуются достаточно большим  спросом паломнические поездки  по святым местам. Они включают в  себя не только осмотр святынь (храмов, монастырей), но и приобщение к культовым обрядам, как, например, купание в святых источниках, поклонение чудодейственным (мироточащим) иконам, участие в крестных ходах и т.п.

     Таким образом, церковь  влияет на убеждения  и мировоззрение  людей, не относящих  себя к категории  верующих.

     Необходимо  также отметить, что основополагающим гарантом свободы совести является провозглашение РФ светским государством. (статья 14 Конституции РФ).  

        Российская Федерация  - светское государство.  Никакая религия  не может устанавливаться  в качестве государственной  или обязательной.

       

     Наличие в многонациональной России различных  конфессий, религиозных верований  делает эту конституционную норму  наиболее значимой для человека.

     Хочется также отметить, отношения государства  и церкви. Например, при вступлении в должность Президента Российской Федерации присутствовали главы наиболее распространенных конфессий России. Патриарх Московский и Всея Руси от имени всех выступил с поздравлениями президенту и пожеланиями ему успешной работы.

     Это свидетельствует не только о высоком  авторитете религий, но и о конструктивных отношениях церковных иерархов с руководством государства.

     Безусловно, институт свободы совести и вероисповедания  занимает ключевое место в системе  права.

     Исследовав  и проанализировав различные  концепции, посвященные институту свободы совести, его месту и роли в системе права, на мой взгляд, наиболее комплексным, точным и обобщающим будет следующее определение.

     

     Институт  свободы совести  и вероисповедания – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере права человека принимать или не принимать, свободно менять, распространять и выражать любые мировоззренческие системы, не подвергаясь дискриминации и преследованиям со стороны государства и общества.

       

Концептуальные  подходы к совершенствованию  правового регулирования 

      В настоящее время в России законодательство в области свободы совести  и религий не далеко не совершенно. Cуществует потребность в разработке принципов, понятийного аппарата, устранения не четких норм и пробелов, регулирующих данный институт.

      По  мнению профессора Н.А. Придворова, необходимыми требованиями, которым должно соответствовать  законодательство, является согласование и соответствие:

  • Нормам Конституции РФ
  • Общепризнанным принципам международного права;
  • Положениям международных договоров;
  • Нравственно-гуманистическим критериям и изменившимся общественным отношениям, общественному сознанию в современной России и мировом сообществе.
 

      Так, нуждаются в правовом регулировании  вопросы ограничения публичного освещения с средствах массовой информации участие высших должностных лиц государства в религиозных обрядах, реализация свободы совести осужденных, военослужащих и других категорий граждан.

      Необходимо  совершенствование механизма замены воинской службы альтернативной гражданской  службой по религиозным мотивам и порядок ее прохождения.

      При проведенном в работе анализе  законодательства я столкнулась  с некоторыми противоречиями. Коллизии в законодательстве, во многом ущемляют права граждан, сказываются на эффективности  правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, общественном сознании, правосознании, правовой культуре общества. 

     22 мая 2002 года в Москве зарегистрирован  Институт свободы совести. Задача этого научного учреждения разработка системы правовых гарантий свободы совести, что должно, по мысли его организаторов способствовать созданию атмосферы толерантности и согласия в обществе, предотвращению социальных, национальных и этноконфессиональных конфликтов. 

     Главным побуждением для создания института  явилось, по мнению учредителей, отсутствие в России каких-либо серьезных подвижек в реализации права граждан на свободу совести. В сочетании с неразвитостью конституционных принципов такое положение приводит к тому, что российское законотворчество в этой сфере сосредоточено исключительно на деятельности религиозных объединений. Понятие "свобода совести" в науке и законотворчестве трактуется у нас зачастую как синоним религиозной свободы. Конституционное право граждан на свободу совести, упоминается при этом лишь в качестве декларации, что отвечает специальным интересам власти и конфессиональной бюрократии, но не общества в целом. 

     Авторы  концепции института ставят перед  собой задачу вывести исследование проблемы свободы совести за рамки  узкого круга юристов и религиоведов, "приватизировавших, - как отмечают учредители, - цех свободы совести", сделать изучение этой проблемы достоянием и заботой общества в целом. 

     Институт  намерен заниматься научно-исследовательской, учебно-просветительской и издательской деятельностью, взаимодействовать с российскими и международными научными и общественными, государственными и негосударственными организациями. В этом направлении учредителями уже проделана определенная работа: отслежены тенденции российского законотворчества в области свободы совести, проведена правовая экспертиза документов, призванных регулировать государственно-церковные отношения, и проекта Федерального закона "О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации". Результаты исследований опубликованы в научной печати. Позитивным итогом этой работы авторы считают то, что благодаря ней была приостановлена реализация некоторых законодательных инициатив, являющихся, по их убеждению, антиконституционными. 

     В научно-консультативный совет института  вошли известные российские юристы, религиоведы, историки и философы. Возглавили Институт свободы совести С. Бурьянов и С. Мозговой.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

     По  мнению авторитетных современных исследователей этой области права, законодательство является достаточно противоречивым и пробельным, что требует его дальнейшего совершенствования. 

Оценивая  перспективы применения различных  категорий норм, упомянутых в части 4 статьи 15, следует иметь в виду, что традиционно вопрос установления наличия и точного нормативного содержания «общепризнанных принципов и норм международного права» вызывает многочисленные споры среди специалистов конституционного и международного права110. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"
  3. Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России ИД «Юриспруденция» М.: 2007
  4. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. Изд. НОРМА М.; 2007
  5. Энциклопедия «История философии» Мн.: Интерпресссервис, Книжный дом 2002г.
  6. Толковый словарь живаго великорусского языка Владимира Даля. В 4 томах. Том 4.М.: "Русский язык", 1978)
  7. БСЭ 3-е изд. Изд. «Советская энциклопедия» 1969-1978
  8. Большой Юридический Словарь. Яндекс-словари. Изд. ИНФРА-М
  9. Комментарий к Конституции РФ под ред. Окунькова 2-е Изд.-М,; ЭКОС-1996
  10. С.А. Авакьян Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. Право.М.; 1999  юридический портал http://law.edu.ru/

Информация о работе Свобода совести и религий. российское законодательство