Территориальная структура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Целью рассматриваемого вопроса является основания освобождения от уголовной ответственности.
Задачей является исследование причин по которым человек, совершивший какое-либо преступление может быть освобожден от наказания.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 50.19 Кб (Скачать)

     В результате описанных процессов  в России сложилась специфическая  федеративная система, которой присущи  следующие черты:

     – смешанный этнотерриториальный  характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;

     – асимметричность масштабов федеральных  единиц и, соответственно, неравный вес  голосов проживающего в них населения;

     – неравенство статусов субъектов  федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие  субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);

     – экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно  отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени  эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических  институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;

     – дотационность большинства субъектов  федерации, а, следовательно, их зависимость  от субвенций федеральной власти;  

     – провинциальный централизм, т.е. воспроизводство (в ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений центр - регионы;

     – авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью  со стороны гражданского общества и  правовых институтов;

     – неоправданно высокая роль субъективного  фактора, когда личные качества главы  региона и его персональные связи  в центре во многом определяют отношение  федеральных властей к региону  и тем самым - социальное и экономическое  положение проживающих в нем  граждан.

     Учет  перечисленных особенностей российского  федерализма представляет собой  непременное условие позитивного  решения проблем, связанных с  совершенствованием взаимоотношений  центр - регионы в публичной сфере.

     Для приведения в соответствие нормативно-правовых документов субъектов Федерации  Конституции России, законам и  другим государственным правовым актам  была проведена большая работа Полномочными представителями Президента Российской Федерации в Федеральных округах.

     Специфика российского федерализма определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает 160 этносов различной численности. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

     Под воздействием процесса суверенизации  регионов авторы Конституции России заложили в ней два классических положения: запрет на односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на одностороннее изменение статуса субъекта Федерации.

     Уровень самостоятельности субъектов Российской Федерации фактически определяется не их конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством механизма распределения полномочий устанавливается степень и форма децентрализации, учитывающие специфику того или иного региона. Отсюда отличительная особенность российского федерализма - взаимное делегирование полномочий. Смысл его состоит в том, что субъект Федерации передает свои полномочия центру и наоборот. Благодаря этому Федерация создается как бы снизу на основе договорных отношений. Поэтому российскую модель федерализма можно назвать конституционно-договорной.

     Для российского федерализма характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов. Согласно переписи населения 2002 года в России проживают представители 160 национальностей.3

     На  формирование современного российского федерализма не могла не сказаться угроза распада России, особенно реальная в 1991-1992 гг. Российская Федерация была создана на тех же принципах, что и Союз ССР. Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало стремление самостоятельно распоряжаться своим экономическим богатством, природными ресурсами, плодами своего труда, получить большую свободу, уменьшить зависимость от центра.

     Вслед за всеми автономными республиками, осенью 1991 г. провозгласившими себя суверенными  государствами, заявили о повышении своего статуса - о преобразовании в республики - большинство автономных областей. Края и области также начинали открытую борьбу за расширение своих прав и полномочий, за равноправие с республиками.

     Первым  серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года. В Кремле большинством субъектов Российской Федерации. Он включил в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (суверенных республик в составе Российской Федерации; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономных областей и автономных округов). Договор носил компромиссный характер и явился результатом большой подготовительной работы, начавшейся еще в 1990 г. Тем не менее, Федеральный договор закрепил неравноправное положение краев и областей по сравнению с республиками и не смог полностью нейтрализовать дезинтеграционные процессы в Российской Федерации.

     В настоящее время реальный российский федерализм представляет собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большая передача властных функций и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.

     Демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между Центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.

     В России предстоит еще немало сделать, чтобы создать такое федеративное устройство, которое обеспечит действительную прочность и незыблемость единства и территориальной целостности страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основания освобождения от уголовной ответственности.

     Под основанием, в науке понимается существенный признак, по которому определяется влияния, понятия, причина, достаточный повод. Однако, эта формулировка, на наш  взгляд, не показывает отличия «основания»  от других обстоятельств, необходимых  для применения той или иной нормы. Нам представляется, что основанием освобождения от уголовной ответственности  может быть названо такое обстоятельство или совокупность обстоятельств, которые  отвечают тем признакам:

     Во-первых, они не только наиболее существенны  и необходимы для применения нормы  об освобождении, но и характеризуют  современное преступление или личность преступника;

     Во-вторых, они характеризуют преступление и преступника на момент совершения этого деяния или оценки его органами правосудия;

     В-третьих, между «основанием» и нормой об освобождении имеется непрерывная связь, т.е. при  наличии обстоятельств, которые  относятся к «основаниям», всегда ими по общему правилу может быть применено освобождение от уголовной  ответственности.

     В Уголовном кодексе РФ Главе 11, при  обобщении отдельных видов освобождения от уголовной ответственности, можно  прийти к выводу, что законодательство допускает освобождения от уголовной  ответственности при двух основаниях:

     1. Невысокая степень общественной опасности преступления;

     2. Относительно невысокая степень опасности личности виновного. 

    1. Тяжесть совершенного преступления как основание освобождения от уголовной ответственности
 

Совершение  преступления невысокой степени  общественной опасности отвечает всем требованиям, предъявляемым к «основаниям»:

     1. Он характеризует преступления;

     2. Эта характеристика относится к моменту совершения преступления;

     3. Совершение преступления повышает степень общественной опасности в совокупности со вторым основанием, относящимся к личности виновного, как правило, даётся возможность положительно решить вопрос об освобождении виновного лица от уголовной ответственности.

     В соответствии со статьями 75, 76, 77, Уголовного кодекса РФ, непременным условием для освобождения лица от уголовной  ответственности является совершение им впервые преступления небольшой (либо средней) тяжести. К преступлениям  невысокой степени общественной опасности относятся, преступления, небольшой тяжести, т.е. умышленное и неосторожное деяния, за совершение которых максимальное наказание  не превышает двух лет лишения  свободы, и преступления средней  тяжести, т.е. умышленное и неосторожное деяния, за совершение которых максимальное наказание, не превышают пяти лет  лишения свободы.4

     Из  статьи 76 следует, что в связи  с примирением с потерпевшим  освобождения от уголовной ответственности  может последовать по достаточно разнообразному кругу преступлений, сопряжённые с посягательством  на интересы личности. Это например, побои (ст. 116 УК), заражение ВИЧ –  инфекцией (ч1 ст. 122 УК), незаконное лишение  свободы ( ч1 ст. 127 УК), клевета (ч1,2 ст. 129 УК), оскорбление (ст. 130 УК), нарушение  равноправия граждан (ст.137 УК), нарушение  неприкосновенности жилища (ч1,2 ст.139 УК), умышленное уничтожение или повреждение  имущества (ч1 ст. 167 УК), воспрепятствование свободной предпринимательской  деятельности (ст.169УК), незаконное использование  товарного знака (ст.180 УК).

     Причём, освобождение от уголовной ответственности  за преступления средней тяжести, законодатель допускает только в порядке статьи 77 Уголовного Кодекса РФ, когда будет  установлено, что вследствие изменения  обстановки или совершенные им деяния перестали быть общественно опасными.

     К преступлениям средней тяжести, при которых наступает освобождение от уголовной ответственности в  соответствии со ст. 76 РФ, в частности, относятся убийство матерью новорождённого ребёнка (ст. 106 УК), причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК), доведение  до самоубийства (ст. 110 УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 105 УК), мошенничество (ч.1 ст. 159 УК), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК), лжепредпринимательство (ст. 173 УК), контрабанда (ч. 1 ст. 188 УК), хищение  либо вымогательство радиоактивных  материалов (ч. 1 ст.221 УК).

     Законодательством так же предусмотрено, что освобождение от уголовной ответственности наступает  даже при совершении преступления иной тяжести. Так, в соответствии со статьёй  ч 2. ст. 75 Уголовного кодекса РФ лицо, совершившее преступление иной категории, т.е. преступление средней тяжести  или даже особо тяжёлое, при наличии  условий, предусмотренных ч. 1 этой статьи, может быть освобождено от уголовной  ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. Особенно части Уголовного кодекса. Это означает, что по соображениям целесообразности, в целях раскрытия  опасных преступлений, в примечание к целому ряду статей особенной части  УК включены специальные нормы, об освобождении от уголовной ответственности в  силу деятельного раскаяния. Таковы примечания:

     - К ст. 126 УК, согласно которому освобождаемое лицо, добровольно освободившее похищенного человека;

     - К ст. 205 УК, согласно которому лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению акта терроризма;

     У ст. 206 УК, предусматривающее освобождение от уголовной ответственности лица, которое добровольно или по требованию властей освободило захваченного им заложника;

     У ст. 208 УК, согласно которому освобождается от уголовной ответственности лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшие оружие;

     - К ст. 223 УК, в силу которого лицо, добровольно сдавшее оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, незаконно изготовленные им, освобождается от уголовной ответственности;

     - К ст. 228 УК, предусматривающее освобождение от уголовной ответственности лица, которое добровольно сдало наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовало раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем;

Информация о работе Территориальная структура РФ