Типы и направления государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:48, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является ознакомление с типами и направлениями государственной политики в Российской Федерации, а также механизмом реализации государственной политики страны.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
 изучить теоретические основы государственной политики;
 выявить основные типы и направления государственной политики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие государственной политики 5
1.2 Идеологический аспект государственной политики 6
2 ТИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. 9
3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Работа содержит 1 файл

ГУОП реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

 

Основные сферы государственной (общественной) политики

 

Экономическая политика

Социальная политика

Государствен­но-правовая политика

Внешняя политика

Промышленная Аграрная

Налоговая

Денежно-кредитная Региональная Структурная и др.

Образовательная

Культурная

Демографическая

Национальная

Молодежная

Пенсионная и др.

Законодательная Криминальная Судебная

Кадровая Администра­тивная

Оборонная Иностранная Внешнеэконо­мическая Национальная безопасность


 

Рисунок 1 Основные сферы государственной политики

 

Для реализации государственной политики в этих названных сфе­рах создаются соответствующие системы государственного управле­ния, которые включают государственные организации и ведомства, непосредственно разрабатывающие или реализующие политику и не­сущие за это ответственность.

Часто государственную политику также разделяют по уровням ее осуществления (вертикальное деление):

   местная (муниципальная, городская);

   региональная (территориальная);

   общегосударственная (общенациональная);

   международная и мировая политика.

По функциям политику разделяют на:

а) внутреннюю, связанную с регулированием отношений между гражданами, социальными группами и властью внутри государства;

б) внешнюю – регулирование от­ношений данного государства с другими государствами, междуна­родными организациями и иными субъектами международных отно­шений.[13]

Традиционно в системе общегосударственной политики также выделяют отраслевую, структурную и территориальную полити­ку. Так, при составлении текущих планов социально-экономического развития России мероприятия разрабатываются по следующим на­правлениям:

   финансовая, денежная и ценовая политика;

   структурная политика;

   аграрная политика;

   социальная политика;

   региональная экономическая политика;

   внешнеэкономическая политика.

Политика является динамичным процессом, требующим принятия постоянных решений, поэтому в зависимости от их характера и содер­жания существующих проблем государственная политика и решения могут быть четырех типов:

   решение оперативных, рутинных по характеру административ­ных дел и общественных вопросов;

   решение текущих проблем среднего уровня важности, таких как принятие бюджета, административные реорганизации, налого­вые и таможенные инновации и др.;

   решение новых вопросов высшего уровня актуальности, связан­ных с масштабными изменениями и особой ситуацией, такими, как инициативы в иностранной политике, решение энергетиче­ских проблем и др.;

   новые стратегические инициативы в государственной политике, направленные на решение общенациональных вопросов, которые затрагивают основы жизнедеятельности общества и государства: политические реформы, военное строительство, конституцион­ные реформы и др.[13]

Каждая область политики имеет свою структуру и объекты воздей­ствия, поэтому внутри каждого направления можно выделить отдель­ные структурные блоки. Например, аграрная политика определяется как «целенаправленная деятельность государства, призванная обеспе­чить продовольственную безопасность страны с сохранением благо приятной экологической обстановки и решением социальных вопро­сов на селе, имеющая соответствующие ресурсы, бюджет и временные рамки». Она включает четыре структурных элемента: 1) сельскохозяй­ственную политику; 2) агропромышленную политику; 3) продоволь­ственную политику; 4) внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропромышленные объединения, фер­мерские хозяйства, агропромышленные предприятия и др. При реа­лизации социальной политики планируются мероприятия в таких областях, как занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, образование и др. Экономическая политика, в свою оче­редь, делится на промышленную, денежно-кредитную, налоговую, це­новую, таможенную и т. д.[17]

Внешнеполитические решения принимаются на макроуровне, микро­уровне, в условиях кризиса, и на их содержание влияют как рацио­нальные, так и иррациональные факторы.

Однако возможно разделение по другим критериям, что позволяет, в свою очередь, лучше понять характер отношений, существующий между участниками (субъектами) разработки и реализации полити­ки, а также оценить уровень конфликтности той или иной политики. В этом случае выделяют такие виды государственной политики, как распределительная, перераспределительная, регулирующая (конкурент­ная и протекционистская), административно-правовая, стратегиче­ская и антикризисная (таблица 1).

 

Таблица 1 Основные типы государственной политики

 

Характер политики

Отношения между участниками

Уровень конфликтности

Распределительная

Взаимная поддержка и согласие

Низкий

Перераспределительная

Разногласия и конфликты

Высокий

Протекционистская регу­лирующая

Соглашения и компромиссы

Высокий

Конкурентная регули­рующая

Конфликты

Средний

Административно-правовая

Взаимная поддержка. Конфликт

Низкий / Высокий

Стратегическая

Поддержка и компромиссы

Средний

Антикризисная

Сотрудничество

и поддержка. Конфликт

Низкий / Высокий


 

Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод сре­ди различных групп населения: социальные программы, образователь­ные услуги, здравоохранение, социальные льготы и дотации и др.

Перераспределительная политика означает, что определенные ре­сурсы передаются от одной группы населения или территории к дру­гой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.

Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регу­лирование, защита потребительского рынка, антимонопольная поли­тика, обеспечение конкуренции на рынках, таможенная политика и др.

Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и раз­витием государственных органов власти и управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубеж­ными государствами и международными организациями, включает ино­странную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности общества и государства.

Антикризисная политика проводится государством в случае воз­никновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономический или политический кризисы), которые требуют специальных действий от органов государ­ственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликви­дации последствий природных катаклизмов.[13]

Очевидно, что наиболее острые разногласия возникают при прове­дении перераспределительной политики, когда финансовые, матери­альные или иные ресурсы передаются от одной социальной группы населения или региона к другой. Качественно другая ситуация скла­дывается при распределительной и часто при стратегической и анти­кризисной политике, когда удается достичь согласия и наладить со­трудничество, обеспечить поддержку данному курсу среди различных социальных и политических групп общества. Естественно, все эти ас­пекты необходимо учитывать при разработке государственной поли­тики, чтобы быть готовым к различным сценариям и путям развития ситуации, легитимным или нелегитимным формам действий граждан, и заранее оценить все возможные риски и последствия для общества данной политики. Надо отметить, что чем выше уровень цивилизован­ности общества, тем сложнее и тоньше должны быть механизмы раз­решения конфликтов, чтобы обойтись без агрессии и больших потря­сений для населения государства, так как это обычно влечет серьезные негативные последствия.

Таким образом, при таком подходе к классификации выделяют не­сколько групп элементов: общую ситуацию и характер проблем, со­держание политики, систему управления, механизм принятия и ис­полнения государственных решений.

В зависимости от характера ситуации или общественной проблемы формируется определенный тип государственной политики, которо­му, в свою очередь, соответствует определенная структура государ­ственного управления, а также специальные механизмы принятия ре­шений государственными или местными органами власти.

Важнейшим направлением является государственно-администра­тивная политика, которая имеет много общего с понятием «стратегия государственного строительства». Основное содержание государ­ственно-административной политики заключается в постоянной, це­ленаправленной и планомерной работе по совершенствованию всей системы государственного управления в стране. То есть в широком смысле это означает повышение эффективности работы представи­тельной, исполнительной и судебной власти в соответствии с потреб­ностями и закономерностями развития общества и государства, в ка­честве важного условия эффективного регулирования социальных, экономических и политических процессов в стране.[18]

Чтобы решать государственные задачи, государственный аппарат должен быть конкурентным, иметь возможность выполнять свои ос­новные функции и задачи в сложной и динамичной внешней среде. Поэтому его модернизация должна проходить постоянно, а в случае глубоких, качественных социальных изменений в обществе необходи­мо проводить его структурное и функциональное реформирование, что можно наблюдать во многих развитых странах. Мировой опыт го­ворит о необходимости обновлять и модернизировать систему госу­дарственного управления через каждые 15-20 лет. В первую очередь, это относится к государственным и муниципальным органам испол­нительной власти всех уровней.

Для выполнения этой фундаментальной задачи необходимы:

   анализ и комплексное изучение функционирования госаппарата и всей системы государственного управления и власти;

   разработка концепции и рабочих программ повышения эффек­тивности государственного управления на основе отечественно­го и зарубежного опыта;

   совершенствование административных процедур и формирова­ние государственно-административной политики;

   развитие отношений между гражданами и органами государственной и муниципальной власти.

Это требует, в свою очередь, создание организационных структур, ответственных за разработку и выполнение административной политики. Опыт развитых стран показывает, что в качестве основных эле­ментов такой структуры выступают:

Информация о работе Типы и направления государственной политики