Типы и направления государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:48, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является ознакомление с типами и направлениями государственной политики в Российской Федерации, а также механизмом реализации государственной политики страны.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
 изучить теоретические основы государственной политики;
 выявить основные типы и направления государственной политики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие государственной политики 5
1.2 Идеологический аспект государственной политики 6
2 ТИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. 9
3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Работа содержит 1 файл

ГУОП реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

а)              политические институты, отвечающие за формирование страте­гии в области государственного строительства;

б)              исполнительные государственные органы, отвечающие за ее реализацию;

в)              обеспечивающая экспертно-аналитическая инфраструктура, вклю­чая научно-информационные службы, исследовательские центры, учебные учреждения, профессиональные ассоциации и др. [20]

Реформирование госаппарата охватывает многие области и проис­ходит по различным направлениям, но главными аспектами являются следующие.

1.   Преобразование взаимоотношений исполнительных органов вла­сти с другими государственными институтами власти, как по го­ризонтали, так и по вертикали (конституционно-политический аспект).

2.   Совершенствование организационных структур и механизмов деятельности и координации: правительство, федеральная ис­полнительная власть, региональное и местное управление (орга­низационный аспект).

3.   Улучшение административных процедур и процессов (функцио­нальный аспект).

4.   Модернизация кадровой политики и системы государственной службы (кадровый аспект).

5.   Изменение системы управления государственными финансами и методов разработки бюджета (финансовый аспект). [15]

В более широком контексте важно учитывать три фактора, влия­ющие на деятельность и реформирование государственного аппарата. Это политические, институциональные и организационно-админист­ративные переменные, определяющие характер и направления разви­тия административной системы страны.

Полезно делать общий обзор административной политики в стране за текущий год, выделяя такие важные моменты, как: а) принятие основ­ных нормативных документов и решений по отдельным направлениям политики; б) содержание политики в конкретных сферах; в) ресурсы и эффективность работы ответственных исполнителей; г) основные тенденции, перспективы, проблемы и общая оценка результатов вы­полнения политики. [10]

Систематическое обновление функций и организационных струк­тур в государственном управлении, использование современных ме­тодов менеджмента и информационных технологий являются объек­тивной закономерностью. В соответствии с этой тенденцией на место консервативной стабильности приходит динамическая стабильность, связанная с тем, что модернизация и совершенствование государ­ственного аппарата становится постоянной функцией и одной из ос­новных задач любого правительства, что требует формирования эф­фективной административно-правовой политики. Если рассмотреть современную ситуацию в России, то приходится, к сожалению, при­знать, что на данный момент в стране отсутствует эффективная и це­лостная административная политика, которая заменяется отдельны­ми программами реформирования судебной системы, госслужбы, местного самоуправления и т. д.

В заключение отметим, что государственные решения могут разра­батываться и реализовываться на нескольких уровнях, в зависимости от масштаба решаемой проблемы, ее характера и объекта. Уровень опре­деляет цели и стратегию политики, состав участвующих организаций и индивидов, методы осуществления, возможные последствия и резуль­таты. Обычно речь идет о трех уровнях государственной политики:

   макроуровень, когда государственные решения затрагивают на­селение всей страны;

   мезоуровень – решения относятся к отдельным отраслям, сфе­рам и направлениям;

   микроуровень, когда решения относятся к отдельным организа­циям, общинам или индивидам, т. е. затрагивают отдельные, ча­стные проблемы.[9]

Если речь идет о самом политическом процессе, то тогда на макро­уровне изучаются проблемы взаимоотношения между политикой и экономикой в государственном управлении и особенностями полити­ческого цикла при развитии политики на общегосударственном или отраслевом уровне. На микроуровне рассматриваются вопросы орга­низации управления, модели поведения субъектов политики, стили управления и лидерства и т. д.

Хотя государство регулирует и контролирует большинство обла­стей социальной жизни общества, однако основным объектом государ­ственного воздействия является государственный сектор, в который входят:

   отрасли социальной сферы: здравоохранение, образование, соци­альное обеспечение и страхование;

   оборонный и научно-технический комплекс, включая фундамен­тальную науку и высокие технологии;

   топливно-энергетический комплекс;

   инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, телекоммуникации;

   природный комплекс: космос, мировой океан, охрана окружа­ющей среды и природных ресурсов;

   аграрно-промышленный комплекс в части обеспечения продо­вольствием.

Данный вопрос неотделим от проблемы государственных расходов, которые в развитых странах составляют в среднем 40-50% к ВВП. [13]

В последнее время наблюдается тенденция по переориентации оценки государственной политики с количественных на качественные показатели, с увеличения масштаба государственного вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения потребностей насе­ления и отдельных социальных групп.

 


3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Лучшее правило политики не слишком управлять.

Жан Поль

 

Государственные структуры создаются для выполнения определенных задач, которые в той или иной степени связаны с разработкой и реализацией государственной политики. Можно сказать, что смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни.

Формирование и реализация государственной  политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий:

1.   определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).

2.   разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).

3.   осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).

4.   оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).[5]

Если рассматривать данный процесс с точки зрения взаимосвязи общественных проблем и государства, то на первом этапе государство должно определить эти проблемы (проблемы для государства), на втором – разработать стратегию и план их решения, а также законодательно закрепить (легитимировать) политику, на третьем – осуществить мероприятия по решению этих проблем (государство для проблем), а на заключительном – оценить результаты и наметить свои будущие действия (программа для государства). Содержание и результаты этапов представлены в таблице 3. [15]

Таблица 3 Содержание и результаты этапов формирования и реализации государственной политики

 

Содержание этапа

 

Результат этапа

 

Определение общественных проблем, целей, приоритетов и направлений политики

 

Постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти

 

Разработка и легитимация политики

 

Официальный документ о государственной политике или программе

 

Осуществления и мониторинг политики

 

Практические действия органов государственной власти

 

Оценка и регулирование политики

 

Оценка результатов и решение вопроса о будущем государственной политики или программы

 


 

На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:

   объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или государственных органов власти;

   осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;

   осознание важности проблемы и необходимости ее решения со стороны государственных органов власти.

В целом здесь возможны два подхода: превентивный, когда стараются на основе анализа и прогнозирования развития ситуации заранее спланировать и осуществить мероприятия, и реагирующий (реактивный), при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества.

После признания необходимости решения проблемы возможны несколько направлений действий государственных органов власти:

   действия в интересах какой-то одной социальной группы;

   учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы;

   решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон;

   тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование.[19]

Важно отметить, что в разработке и реализации государственной политики принимают участие частные и общественные структуры и организации, а не только органы государственной власти и управления. Это значительно усложняет процесс разработки и выполнения политики, так как эти структуры стремятся отстаивать свои групповые интересы и порой бывает трудно найти разумный компромисс и прийти к согласию.

На основе комплексного анализа проблем, учета их специфики и факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет выбрать основные направления и разработать совокупность мероприятий для решения той или иной проблемы. Одновременно формируется механизм реализации государственной политики, обеспечивающий выполнение поставленных целей и задач.

В научной литературе о государственной политике основное внимание уделяется таким аспектам, как:

   процесс разработки политики;

   содержание политики в определенной сфере;

   результаты и последствия политики;

   методы обоснования политики;

   аналитические исследования и др.[12]

Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:

1) законодательные (представительные) органы власти;

2) исполнительные органы власти;

3) группы интересов и группы давления.

В отдельных случаях это ведет к созданию «железного треугольника», в котором каждый из участников играет отведенную ему роль, выполняя определенные функции, которые различается на каждом из этапов. Вместе они могут существенно влиять на разработку и реализацию политики в определенной сфере, отстаивая корпоративные интересы.[17]

Таким образом? происходит процесс подключения граждан к решению различных общественных проблем и формируется механизм, регулирующий взаимоотношения между государством и гражданами, направленный на повышение качества государственных услуг, облегчение административных процедур, получение информации о выполнении политики и ее эффективности со стороны населения.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были исследованы типы и направления государственной политики. Задачи, поставленные в начале работы – выполнены.

Часто бывает, что хорошо продуманная и разработанная политика не приносит ожидаемых результатов по причине ее плохого исполнения. Поэтому невозможно отделить разработку государственной политики от ее реализации, так как еще на подготовительном этапе необходимо учитывать и анализировать то, в какой степени планы и программы реализуемы в конкретных условиях. Кроме того, на всех этапах – разработки, реализации, оценки – существуют общие проблемы, которые необходимо изучать и решением которых лучше заниматься. Еще один вывод, следующий из опыта многих стран, состоит в том, что большую роль играет политическая среда, в которой реализуется данная политика, в том числе уровень сотрудничества между политиками и администраторами, центральными и местными структурами; степень поддержки политических лидеров и т.д.[14]

Из этого следует, что проведение в жизнь государственной политики является сложным процессом, объединяющим как политическую, так и административную деятельность.

Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих, нормативно-правовых; финансово-экономических; социально-психологических.

Информация о работе Типы и направления государственной политики