Аквакультура и законодательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 04:19, статья

Описание работы

Аквакультура - не только самая быстрорастущая по производству продуктов питания животного происхождения, но и опережающая рост населения отрасль. На этапе ее становления, в конце 1960-х гг., объем производства составлял около 3 млн. т, хотя потенциал только пресноводной аквакультуры оценивали в 20 млн. т. В 1985 г. общий мировой объем продукции аквакультуры (включая водоросли) составил 12,1 млн. т, однако к концу XX века, в 2000 г., он достиг 41,7 млн. т, а к середине первого десятилетия XXI в., в 2006 г., - 66,8 млн. т. Таким образом, по сравнению с начальным периодом развития, этот показатель увеличился в 22 раза, в результате чего аквакультура обеспечила почти половину (47%) среднего мирового объема поставки рыбы на душу населения - 16,7 кг в 2006 г. (Микодина, 2009).

Работа содержит 1 файл

СтатьяАквакультура и законодательство в России нов.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

УДК 597.553.1

Аквакультура  и законодательство в России 

И.Г. Рыбникова, Бровкина Е.П., Дальрыбвтуз, Владивосток  
 

      Аквакультура - не только самая быстрорастущая по производству продуктов питания  животного происхождения, но и опережающая  рост населения отрасль. На этапе ее становления, в конце 1960-х гг., объем производства составлял около 3 млн. т, хотя потенциал только пресноводной аквакультуры оценивали в 20 млн. т. В 1985 г. общий мировой объем продукции аквакультуры (включая водоросли) составил 12,1 млн. т, однако к концу XX века, в 2000 г., он достиг 41,7 млн. т, а к середине первого десятилетия XXI в., в 2006 г., - 66,8 млн. т. Таким образом, по сравнению с начальным периодом развития, этот показатель увеличился в 22 раза, в результате чего аквакультура обеспечила почти половину (47%) среднего мирового объема поставки рыбы на душу населения - 16,7 кг в 2006 г. (Микодина, 2009).

     Анализ  состояния мировой аквакультуры, проводившийся неоднократно показывает, что темп ее развития опережает самые смелые прогнозы. Удвоение годовой продукции аквакультуры относительно уровня 1985 г. заняло вместо 15 лет, по прогнозу ФАО, всего 9, а к 2000г. ее общий объем вырос почти в 5,5 раз. Предполагавшееся ФАО удвоение производства гидробионтов (без водорослей) к 2010 г. относительно уровня 1993 г., также было достигнуто раньше - к 2002 г. (соответственно 17,8 и 36,8 млн. т). Начиная с 1953 г., ежегодный прирост продукции аквакультуры составляет около 7%. В 1950-е гг. мировая аквакультура давала примерно 4% от общего объема добычи рыб, беспозвоночных и водных растений, в 1980 г. -11 %, а в 2007 г. достигла 42%. По прогнозам к 2050 г. глобальная продукция аквакультуры может достигнуть 80 млн. т с преобладанием марикультуры (Макоедов, 2006; Микодина, 2009). Марикультура (морская аквакультура) – это целостный, многофункциональный  комплекс биотехнологий по производству и переработке ценных морских животных и растений. Ежегодный прирост мировой продукции этой отрасли пищевой промышленности составляет порядка 10-15 %.

      Россия  серьезно отстает от других стран в развитии аквакультуры, с 1990 года объемы производства продукции аквакультуры резко сократились. На долю аквакультуры (выращенной рыбы и других водных животных и растений) в России приходится только 3 процента всего улова. В мире аква- и марикультура бурно развиваются и уже стали мощным альтернативным источником получения рыбопродукции, обеспечивают до 40 процентов ее рыночного оборота. В Китае около 60 процентов добычи рыбы производится за счет аквакультуры, в Германии — 20, во Франции — 30. Франция на 50 процентов обеспечивает свое внутреннее потребление черной икры за счет продукции местных рыбозаводов (Мамонтов, Захаров, 2009).

       Аквакультура  в России имеет два основных направления: товарное рыбоводство, то есть разведение одомашненных видов рыб в прудах и садках, и искусственное воспроизводство ценных видов гидробионтов с целью сохранения, пополнения и увеличения промысловых запасов. Товарное рыбоводство технологически и организационно относится к животноводству (Горбунов, 2008).

       Факторы, отрицательно влияющие на развитие аквакультуры в России - отсутствие качественных кормов, недостаток собственного посадочного материала (мальков) и оборотных средств, отсутствие нормативно правовой базы (Никоноров, 2006; Коротаев, 2007; Горбунов, 2008;),

     Еще в 2006 году в Астрахани состоялось совещание, посвященное развитию аквакультуры в Российской Федерации. По результатам совещания было запланировано включить аквакультуру в приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Задачами федеральной власти были определены необходимость ускоренного развития аквакультуры, включая пресноводную и марикультуру, которая невозможна без принятия современной законодательной и нормативно-правовой базы в области аквакультуры в Российской Федерации и разработка федеральной целевой программы длительного использования, создание благоприятных условий для частного бизнеса. Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», как приоритетное направление развития экономики Российской Федерации, предусматривает дальнейшее развитие и государственную поддержку хозяйств аквакультуры. Однако, провозглашенная проектом государственная поддержка в практическом исполнении имеет ряд недостатков: не разработана система стимуляции частных инвестиций и льготного кредитования, нет механизма лизинга для предприятий аквакультуры, который был бы аналогичен существующему механизму для предприятий сельского хозяйства и пр.

      До настоящего времени аквакультура не получила должного развития. К сожалению, этому вопросу на протяжении долгих лет отводилась второстепенная роль, что предопределило неспособность рыбоводства удовлетворять возрастающие потребности населения в высококачественной рыбной продукции. Законопроект, призванный заложить правовой фундамент для развития этой отрасли Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии готовит к рассмотрению Государственной Думой (проект Федерального Закона «Об аквакультуре).

      Действующие федеральные законы, регулирующие отдельные  общие вопросы использования, воспроизводства и охраны водных биоресурсов не учитывают специфику деятельности в области аквакультуры.

      Федеральным законом от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве  и сохранении водных биологических  ресурсов" регламентируются вопросы  распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов по отдельным видам пользования, правила добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, порядок определения общих допустимых уловов водных биоресурсов, вопросы предоставления в пользование водных объектов рыбохозяйственного значения и рыбопромысловых участков. Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" содержит в себе положения о договоре пользования рыбопромысловым участком в различных целях, включая и промышленное рыбоводство, что по терминологии Закона и означает аквакультуру.

      В статье 23 этого закона только провозглашается, кем осуществляется рыболовство  в целях рыбоводства, воспроизводства  и акклиматизации водных биоресурсов. Статья 45 "Искусственное воспроизводство водных биоресурсов" и статья 46 "Акклиматизация водных биоресурсов", носят общий, постановочный характер.

      Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не предусматривает положения о  содержании и разведении объектов животного и растительного мира. Процедура определения допустимого вылова, квот, запретов и других норм регулирования прописана без учета интересов и нужд предприятий аквакультуры. Таким образом, Закон регулирует отношения, главным образом возникающие в области рыболовства, т.е. добычу (вылов) водных биологических ресурсов, находящихся в естественной среде обитания. В свою очередь, детального правового регулирования в области аквакультуры в названном законе нет.

      Однако, 3 декабря 2008 г. выходит Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ № 250-ФЗ, в котором пункты 17 и 18 (статья 1) излагаются в следующей редакции:

       «17) рыбоводство (аквакультура) - деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по добыче (вылову) данных водных биоресурсов;

       18) товарное рыбоводство – предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов».

       В связи с появлением новых понятий появляется Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 136 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора». В соответствии со статьей 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правительство Российской Федерации постановляет утвердить «Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства»; «Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства» и «Форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства».

      Федеральный закон "О животном мире" (от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ) ст. 3 лишь провозглашает, что  указанным законом регулируются отношения в области охраны и  использования объектов животного  мира, содержащихся в полувольных  условиях или искусственно созданной среде обитания. Однако, механизм реализации не прописан. Только ст. 26 устанавливает право содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на условиях лицензий специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

      Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) содержит в себе всего  лишь положение (статья 60) о сохранении генетического фонда редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.

      Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ) устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления.

      Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (от 30. И. 1995 г. № 187-ФЗ) определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе. ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ) определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне.

      Положения всех этих законов не предусматривают  регулирование отношений в области  аквакультуры.

      В сельскохозяйственном законодательстве ("О племенном животноводстве" от 03.08.1995 г. № 123-ФЗ; "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ; "О ветеринарии" от 14.05.1993 г. № 4979-1) положения, в части разведения и выращивания рыб, водных беспозвоночных и растений, отсутствуют.

      Ряд вопросов регламентировался постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1999 г. № 1201 "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации" (срок действия - до 2005 г.), Федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002-2010)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 г. № 860,

      Сборником нормативно-технической документации по товарному рыбоводству (в двух томах), утвержденным приказом Минрыбхоза СССР от 24.04.1985 г. № 241, Положением о Государственном зональном рыбопитомнике, утвержденном приказом Минрыбхоза СССР от 19.11.1986 г. № 6121 и другими документами.

      Таким образом, правовые нормы регулирования  отношений в области аквакультуры фрагментарны, разбросаны по многим нормативным правовым актам, нередко противоречат друг другу и не учитывают в должной мере специфику данной отрасли.

      Как отдельная хозяйственная деятельность, объективно претендующая на отраслевое оформление, аквакультура требует и отраслевого свода нормативных правовых документов, и отраслевого компетентного руководства. Аквакультуру всегда по инерции относили к рыбному хозяйству. Но это абсолютно разные виды деятельности и по структуре, и по характеру, по методам и по формам работы. Таким образом, целью аквакультуры можно считать развитие водного животноводства и водного растениеводства на морских акваториях и в пресноводных водоемах с целью социально-экономического устойчивого развития прибрежных территорий Российской Федерации, удовлетворение потребностей населения ценной продукцией из гидробионтов оздоровительно-лечебного свойства, в обеспечении сбалансированности питания и поддержании стабильной эксплуатации водных биоресурсов. Масштабы промышленной аквакультуры только на юге Дальнего Востока (Приморский край, Сахалинская обл. и Хабаровский край), по экспертным оценкам, могут быть следующими: ежегодное производство до 3 млн. т продукции (Арзамасцев и др., 2009). Становление промышленной аквакультуры и марикультуры, как ее составной части, в России, в том числе и на Дальнем Востоке, становится перспективным только лишь в условиях объективного участия государства в формировании аквакультуры, как отрасли национального хозяйства.

Информация о работе Аквакультура и законодательство в России