Арабская биология в Средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Западная Европа в эпоху раннего средневековья представляла унылую картину. Редкие деревушки и еще более редкие помещичьи усадьбы были отдельными мирками, слабо связанными между собой, феодал получал все необходимое от своих крепостных, съестные припасы, одежду, обувь, оружие. Не было городов, подобных древнему Риму, Афинам, Александрии, оживленных гаваней, шумных рынков, театров и цирков. Мир средневекового человека ограничивался узкими рамками его деревушки и усадьбы. Немудрено, что и мировоззрение этого человека было столь же ограниченным и сильно уступало мировоззрению образованного афинянина или александрийца. Вся духовная жизнь средневековья, просвещение, искусство, наука — была подчинена церкви.

Содержание

Введение………………………………………………….3
Изобретения востока………………..…………………...4
3. Медицина и биология………………….………………6
4. Хирургия, офтальмология, анатомия…….……….….7
5. Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази..…….….9
6. Медицинское дело…….………………………………10
7. Абу Али ибн Сина…………………………….………11
8. Ибн аль-Байтар - величайший ботаник и фармацевт
Средневековья…………………………………………..14
9. Список литературы…………………………………..15

Работа содержит 1 файл

реферат Арабская биология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

 

 

План:

  1. Введение………………………………………………….3
  2. Изобретения востока………………..…………………...4

  3. Медицина и биология………………….………………6

 4. Хирургия, офтальмология, анатомия…….……….….7

  5. Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази..…….….9

   6. Медицинское дело…….………………………………10

   7. Абу Али ибн Сина…………………………….………11

           8. Ибн аль-Байтар - величайший ботаник и фармацевт

           Средневековья…………………………………………..14    

            9. Список литературы…………………………………..15                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Западная Европа в эпоху раннего средневековья представляла унылую картину. Редкие деревушки и еще более редкие помещичьи усадьбы были отдельными мирками, слабо связанными между собой, феодал получал все необходимое от своих крепостных, съестные припасы, одежду, обувь, оружие. Не было городов, подобных древнему Риму, Афинам, Александрии, оживленных гаваней, шумных рынков, театров и цирков. Мир средневекового человека ограничивался узкими рамками его деревушки и усадьбы. Немудрено, что и мировоззрение этого человека было столь же ограниченным и сильно уступало мировоззрению образованного афинянина или александрийца Вся духовная жизнь средневековья, просвещение, искусство, наука — была подчинена церкви.

Средневековый Восток был богаче и культурнее. Столица арабского халифата—Багдад—была украшена роскошными дворцами халифа и его визирей, шумные базары заполняла пестрая разноязычная толпа. Арабские купцы снаряжали караваны и морские суда, в городах выделывались богатые ткани, ковалось замечательное оружие, изготовлялись золотые и серебряные украшения. Восток славился пряностями и сладостями, ароматическими веществами. Это был совсем другой мир, мир роскоши и богатства, построенный на труде рабов и крепостных. В этом мире могла найти приют и дать толчок новым знаниям гонимая христианской церковью наука древности.

Наука на востоке начала развиваться именно с становлением ислама. Считалось, что единственный источник знаний — Аллах, и в деятельности ученых не усматривали никакого кощунства. Именно поэтому, когда вся Европа была погружена в беспросветную религиозную тьму, Восток стал главным интеллектуальным центром планеты.

Европейские библиотеки ютились по монастырям и специализировались в основном на религиозных текстах. В одном только багдадском «Доме мудрости» хранилось несколько миллионов научных манускриптов. Европейские лекари отпиливали раненым рыцарям руки и ноги, используя вместо анестезии большой деревянный молоток. Арабские врачи делали сложные лекарства в пилюлях и растворах, а также бесплатно лечили население за счет халифа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобретения востока

 

Употребление термина "арабская наука" подразумевает исламскую  науку в целом, т.к. выдающимися ученами тех времен были не только арабы, но и другие народы, различного этнического и религиозного происхождения: христиане (Хунаин ибн Иcхак), персы (Ибн Навбахт), сабиане (Cабит ибн Кура) и евреи (Машаллах). Арабский был основным научным, но не обязательно родным языком этих ученых.

Алхимия. Говоря об алхимии, мы обычно «перескакиваем» исламский  период и сразу вспоминаем о Бэконе, Фламеле, Агриппе и Парацельсе. Роль исламских ученых в развитии этого  ремесла обычно занижается — и очень зря, ведь именно они придумали основные инструменты (перегонный куб, реторту), получили и описали кислоты, щелочи, иначе говоря — превратили разрозненные успехи древних греков и египтян в научную практику.

Восток традиционно  славится пряностями и благовониями. Нормы ислама предписывают строгое слежение за гигиеной, поэтому арабы еще в 7 веке наладили массовое производство мыла. Попав в ванную комнату того периода, вы были бы поражены — мыло почти ничем не отличалось от сегодняшнего. На выбор имелись ароматизированные цветные бруски, жидкое мыло в сосудах или специальное мыло для бритья.

Нужно ли говорить, что  шампунь также изобрели арабы? Дин  Мухаммед привез его в Англию под  видом лекарства и открыл специальный  «шампунный» госпиталь, где лечил  запаршивевших пациентов мытьем головы.

Открытие дистилляции  позволило арабам в 9 веке выделять ароматические масла и эссенции, применяемые в парфюмерии, в кулинарии (для отдушки продуктов), и активно  продаваемые на Запад «для борьбы с миазмами». По завету пророка Мухаммеда  правоверные чистили зубы расщепленными веточками дерева арак, содержащего триклозан (антибактериальный компонент современных зубных паст).

В 8 веке багдадские ученые додумались перегнать нефть и  получили из нее керосин. Последний с успехом заменил масло в лампах. Дистиллированную воду использовали пустынные караваны: в отличие от обычной, она не портилась на жаре. Гебер также изобрел «царскую водку» — смесь кислот, в которой растворялись даже благородные металлы.

Успехи в алхимии  позволили арабам поднять производство стекла, хорошо известного в Египте, на совершенно новый уровень. Они не только научились выплавлять высококачественное цветное стекло, но и вырезали из него искусственные драгоценные камни. Арабы впервые получили бесцветное стекло, а в 11 веке научились делать из него привычные нам зеркала.

 

Механика. Арабские ученые преуспели в механике. Фигурой номер один был инженер Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари (1136—1202), которого называют «да Винчи арабского мира». Именно он изобрел коленчатый вал — вероятно, вторую по важности механическую деталь после колеса. По его чертежам строились двухтактные клапанные насосы, дамбы и водоподъемные машины. Аль-Джазари сконструировал водяные часы, отбивавшие время каждые полчаса, фонтаны, музыкальные автоматы, а в 1206 году он явил публике гуманоидного робота. Вернее, даже четырех.

Арабские инженеры в  разное время изобрели такие привычные  нам вещи, как ветряные мельницы, переключатели (9 век), вентиляторы (в  начале 13 века путешественники сообщали, что вентиляторы имеются почти в каждом каирском доме), водяные и паровые турбины (в чертежах 16 века) и защищенные от ветра лампы.

Оружие. Общеизвестно, что  китайцы запускали пороховые  фейерверки, а греки жгли вражеские  суда секретным составом из нефти  и селитры. Последнюю можно было получить даже из навоза, однако для создания нормальной взрывчатки она не годилась. В 10-11 веках арабы научились получать химически чистую селитру и разработали оптимальный рецепт пороха (75% селитры, 10% серы, 15% угля). Взрывчатка не стала «чудо-оружием», спасшим арабский мир от крестоносцев, но наделала немало шума в древних войнах.

В 1168 году рыцари осадили  Каир. Арабы решили сжечь город, чтобы  он не достался врагу. Для этого были применены «караз шами» — керамические гранаты с зажигательным составом. По словам историков, город горел 54 дня. Похожие устройства арабы использовали против французской армии в битве при Аль Мансуре (1250 год). Свидетели сообщали, что сарацины метали горшки с порохом, нанесшие серьезный ущерб европейцам, после чего те были рассеяны, а Людовик IX попал в плен. Наконец, в 1291 году арабы переломили хребет крестоносцам, взяв Акру. Во время осады под стены заводились пороховые мины, метательные машины-требушеты забрасывали город бомбами, а к стрелам лучников привязывались компактные «взрывпакеты».

Чуть позже арабы  впервые массово стали применять пушки, позаимствованные у китайцев и монголов, а при осаде Константинополя в 1453 году использовали «Базилику» — огромную бомбарду весом в 32 тонны. Она разрушила городскую стену, но через несколько недель эксплуатации ее попросту разорвало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина и биология

 

Арабская медицина биология начинают свое развитие в период средневековья. Знания арабских ученых берут свое начало от греков. Многие древние труды известных мыслителей были переведены с латыни на арабский язык, что продлило им жизнь. Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, особенности в области астрономии, медицины, математики. Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций – многие древние труды дошли до средневековой Европы тольков арабских переводах.

 

В области теории болезни  арабы восприняли древнегреческие  учения о четырех стихиях и четырех телесных соках, изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затемпрокомментированные в трудах Галена. Согласно представляениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (темперамент) каждого человека. Когда их равновесие нарушено, задача врача – восстановить первоначальное состояние. Мизаджне является чем-то постоянным и изменяется с возрастом и под влиянием окружающей среды.

 
При лечении внутренних болезней первейшее  внимание уделялось установлению правильного  режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

 

В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармацеи и создании фармакопей. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи лекарств. Первая из них появилась в Багдаде в 754 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хирургия, офтальмология, анатомия

 

Известно, что исламские традиции не допускают вскрытия человеческого тела. Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомиии хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам первым объяснил преломление лучейв средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и др.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд  Ибн ал-Хайсама «Трактат по оптике» прославил его имя в странах Востока и ЗападнойЕвропы.

 
К плеяде замечательных арабских окулистов  принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили, один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара».

 
Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса, живший в Багдаде в первой половине XI в. В предисловии к своей знаменитой книге «Меморандум для окулистов» Иса отметил, что испытал значительное влияние Галена и Хунайна. Первая часть меморандума посвящена описанию глаза и его строения, вторая – болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья – болезням глаза, которые незаметны для больного.

 
Лечение глазных болезней явилось  той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

 

К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения, которое сделал в XIII в. сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис.

 
Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции.В халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.

 
Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави. В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена.

 
По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шовс ниткой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственнымавтором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операцияхи производил его чаще каутером, реже – прижигающими средствами (азотнокислое серебро и др.).

 
Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление», содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абу Бакр Мухаммад ибн  Закарийа Ар-Рази

 

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртутина организм обезьяны. С именем Ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

 
Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал еес позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы.

 
Другой энциклопедический труд  Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах, посвященная правителю Хорасана Абу Салиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний.

 
Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори», который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего.

Информация о работе Арабская биология в Средневековье