Без отходное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:52, доклад

Описание работы

По мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста
все большую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения мало-
и безотходных технологий. Скорейшее их решение в ряде стран
рассматривается как стратегическое направление рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей среды.
«Безотходная технология представляет собой такой метод
производства продукции, при котором все сырье и энергия используются наиболее
рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление
— вто­ричные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее
нормального функционирования». Эта формулировка не должна восприниматься
абсолютно, т. е. не надо ду­мать, что производство возможно без отходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
II. КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОТХОДНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЕЗОТХОДНОЙ И МАЛООТХОДНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
IV. ПЕРЕРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ.
V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ОТХОДЫ».
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 45.05 Кб (Скачать)

Отходы бывают токсичные  и опасные. Токсичные и опасные

отходы — содержащие или загрязненные материалами такого рода, в таких

количествах или  в таких концентрациях, что они  представляют потенциальную

опасность для здоровья человека или окружающей среды.

В Российской Федерации  ежегодно образуется около 7 млрд. тонн отходов, при

этом вторично используются только 2 млрд. тонн, т. е. около 28%. Из общего

объема используемых отходов около 80% — вскрышные  породы и отходы обогащения

— направляется для  закладки выработанного пространства шахт и карьеров; 2% —

находят применение в качестве топлива и минеральных  удобре­ний, и лишь 18%

(360 млн. т.) используются  в качестве вторич­ного сырья, из них 200 млн. т. в

стройиндустрии.

На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено  около 80 млрд. т.

твердых отходов, при  этом изымаются из хозяйственного оборота  сотни тысяч

гектаров земель; сконцент­рированные в отвалах, хвостохранилищах и свалках

отходы яв­ляются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод,

атмосферного воздуха, почв и растений.

Особую тревогу  вызывает накопление в отвалах и  свалках токсичных и

экологически опасных  отходов, общее количество которых  достигло 1,6 млрд. т.,

что может привести к необратимо­му загрязнению окружающей среды. В России

ежегодно образуется около 75 млн. т. высокотоксичных отходов, из них

перерабатывается  и обезврежи­вается лишь 18%.

Общая площадь организованных хранилищ для токсичных отходов  составляет 11

тыс. га, при этом не учитываются неор­ганизованные хранилища и свалки, на

которые, по некоторым данным, вывозится около 4 млн. т. высокотоксичных

отходов.

Следует также выделить проблемы, связанные с образова­нием твердых бытовых

отходов (ТБО) и осадков  сточных вод. Ежегодно в Российской Федерации образуются

140 млн. м3 ТБО.  Около 10 тыс. га дефицитных  пригородных земель

отчуждены для размещения полигонов ТБО, не считая множества  «диких» свалок.

Проблема переработки  ТБО в России практически не решается, общая мощность

мусороперерабатывающих  и мусоросжигающих заводов составляет около 5 млн. м

3/год, т. е. всего  3,5% общего объема образующихся ТБО.

Суммарное годовое  количество осадков сточных вод  состав­ляет 30—35 млн. м3

, или в пересчете  на сухое вещество — 3-3,5 млн.  т.; они разнообразны по

качественному составу  и свойст­вам и содержат значительные количества ионов

тяжелых метал­лов, токсичных органических и минеральных  соединений,

нефте­продуктов. На подавляющем большинстве очистных сооружений не решены

вопросы удаления и  переработки образующихся осад­ков, что приводит к

бесконтрольному сбросу жидких токсичных отходов в водные объекты.

Большая доля загрязнения  окружающей среды — неорганизо­ванные свалки вокруг

садовых кооперативов и дачных участков. Во многих городах  в каждом дворе,

вокруг каждого  дома образовались огромные «залежи» не убираемых и гниющих

месяцами бытовых  отходов. В ряде городов случайно были обнаружены подземные

озера масел, дизельного топлива. Около Курской нефтяной базы на глубине 7 м

обнаружено «месторождение»  дизельного топлива и бензина  объемом около 100

тыс. т, занимающее площадь до 10 га. Аналогичные «месторождения» найдены в

Туле, Орле, Ростове  и на Камчатке.

От неучтенных сбросов  гибнут малые реки, особенно в Кал­мыкии, Башкирии,

Белгородской, Воронежской, Саратовской, Челябинской, Вологодской областях.

Все эти примеры  можно отнести к неучтенным загрязнениям окружающей среды —

это хроническая  экологическая бесхозяйст­венность. Если условно принять за

100% общий экологический  беспорядок, то значительная его  часть — 30-40%

приходится на последствия  местной бесхозяйственности. Это  огромный резерв

улучшения сферы  обитания человека.

Проблема переработки  скапливающихся отходов становится в современных условиях

одной из первоочередных проблем, ко­торые необходимо решать немедленно для

сохранения окружаю­щей  среды и своего собственного здоровья.

    

V.        ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ОТХОДЫ». 

 

    Общие  положения. 
 

В целях реализации норм и положений Закона «Об охране окружающей природной

среды» Министерством  охраны окру­жающей среды и природных ресурсов

разрабатывается Россий­ская Государственная программа «Отходы». Основная цель

этой программы  состоит в обеспечении одного из условий экологиче­ски

безопасного развития страны: стабилизации, а в дальнейшем сокращении

загрязнения окружающей среды отходами и эконо­мии природных ресурсов за счет

максимально возможного вто­ричного вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Программа предусматривает  решение следующих задач:

·        снижение объемов образования отходов  на основе внедрения

малоотходных и  безотходных технологий;

·        сокращение на основе применения новых  технологических решений видов

и объемов токсичных  и опасных отходов;

·        повышение уровня использования  отходов;

·        эффективное использование сырьевого  и энергетического по­тенциала

вторичных материальных ресурсов;

·        экологически безопасное размещение отходов;

·        целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на

удаление отходов  и их вовлечение в хозяйственный  оборот.

Программа должна предусмотреть  единую научно обоснован­ную систему

формирования и  реализации федеральной, регио­нальных и отраслевых программ,

охватывающих комплексное  решение проблемы на различных уровнях  управления. По

отходам, переработка  которых требует создания регио­нальных

специализированных  предприятий или объемы образо­вания которых таковы, что

предприятия не могут  самостоятель­но решить проблему использования отходов,

разрабатываются региональные программы.

Отраслевые министерства и ведомства разрабатывают науч­но-техническую

политику в области  снижения объемов образова­ния отходов и повышения уровня

их использования  по обез­вреживанию отходов на предприятиях этих отраслей, а

также соответствующие  научно-технические и экологические  програм­мы и

участвуют в разработке и реализации федеральной и реги­ональных программ.

Реализация Государственной  программы «Отходы» предус­матривается до 2010 г.

В концепции определены цели, задачи и структура програм­мы, а также задания,

необходимые для  ее разработки и реа­лизации.

    

    Информационное  обеспечение. 

 

Своевременное информационное обеспечение программы — это одно из важнейших

условий ее успешной разработки и реализации.

В Российской Федерации  отсутствует единая информа­ционная система по отходам.

Такая информация частично содержится в статистической отчетности, а также в

экологических паспортах предприятий. Однако зачастую эти паспорта не

заполняются и не всегда отражают истинное экологическое  состояние

предприятий. В некоторых отраслях промышленности и в регионах разработаны и

функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам  отходов.

Однако отсутствие единой системы накопления информации и обмена ею, а также

координации деятельности указанных банков снижает их информационную ценность,

приводит к дублированию информационных документов и не позволяет обеспечить

полное информационное обслуживание.

В целях повышения  эффективности информационного обеспечения программы должны

быть разработаны система единого государственного информационного банка

«Отходы» и ее структура, включающая создание информационных систем на уровне

предприятия, региона, отрасли и Российской Федерации в целом. Информационный

банк должен содержать  сведения об отходах, технологиях, оборудовании и

эффективности переработки, сведения об отечественном и зарубежном научно-

тех­ническом потенциале, о проводимых и внедренных НИР  и ОКР, о конъюнктуре

отечественного и  зарубежного рынка вторичного сырья  и пр.

Создание единой информационной системы предполагается осуществлять по

следующим основным направлениям: научно-методическое обеспечение  системы,

формирование специализированных банков и справочно-информационное

обеспечение потребителей.

     

                        Научно-методическое обеспечение системы. 

 

Заключается в раз­работке  документов, определяющих организационно-

функциональную структуру системы, основные принципы и направления ее

развития, а также  комплекса нормативно-технических и методических

документов, обеспечивающих техническую и языковую совместимость  и

взаимодействие подсистем.

В состав специализированных банков должны входить:

·        банк сведений по полигонам, хранилищам, отвалам и другим местам

хранения и захоронения  отходов;

·        банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов;

·        банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР;

·        банк патентно-информационных документов;

·        банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, предприятиях и

организациях, занятых вопросами сбора, переработки и реализации отходов;

·        банк сведений о конъюнктуре отечественного и международного рынков

отходов.

Банк отходов должен содержать сведения об объемах отходов  и источниках их

образования, об объемах  и направлениях их использования, лимитах  размещения и

размерах платежей, о физико-химических свойствах и классах токсичности,

сведения о полигонах, шламо- и хвостохранилищах, свалках, объектах

раз­мещения и уничтожения отходов на уровне предприятий, регио­нов и в целом

по России.

Основой формирования информационного банка отходов  могут служить данные

действующих форм статистической отчетности, данные эко­логических паспортов

предприятий, а также  данные инвентаризации токсичных отходов  пред­приятий.

Банк внедренных технологий и оборудования по переработке  отходов должен

содержать данные об основных техникоэкономических показателях производств,

сведения об организациях-разработчиках  и предприятиях, внедривших разработки,

Информация о работе Без отходное производство