Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Очевидно, что наше время - время максимально негативного влияния антропогенных факторов на биосферу. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду. Поэтому особенно в преподавании биологии приоритетным, я считаю, экологическое направление со здоровьесберегающими технологиями. В результате чего, учащиеся должны научиться строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы.

Работа содержит 1 файл

Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Биолого-экологическое  обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями

 

Сегодня человечество ежегодно  
тратит на вооружение, на уничтожение 
жизни 1 трлн. долларов, а на поддержание жизни, 
на все экологические программы ООН около  
10 млрд долларов, т.е. в 100 раз меньше. 
В настоящее время в мире производится 2465 химических соединений . 
Из них детально проверено в отношении безопасности для человека и 
окружающей среды только 31 соединение.

Очевидно, что  наше время - время максимально негативного  влияния антропогенных факторов на биосферу. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду. Поэтому особенно в преподавании биологии приоритетным, я считаю, экологическое направление со здоровьесберегающими технологиями. В результате чего, учащиеся должны научиться строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы.

При этом учащиеся должны понимать и ощущать свою ведущую  роль в поддержание устойчивости природной среды.

В процессе обучения и воспитания я обязана формировать  ответственное отношение к окружающей среде, экокультуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические  нормы и правила, что без сомнения помогает моим ученикам-выпусникам правильно оценивать своё место в жизни, осознанно себя профессионально ориентировать.

Нового я ничего не открою, но хотелось бы поделиться наиболее эффективными и интересными моментами  в моей работе, которые помогают мне с учащимися находить оптимальные решения многих жизненно важных проблем.

В первую очередь, это интегрированные уроки. Значительную часть тем курса “Биология  растений” и курса “Биология  животных” провожу интегрированными уроками (используя знания и понятия  биологии – географии – экологии, или биологии – географии – экологии - изобразительного искусства), используя при этом географические карты, диаграммы; конструируя и анализируя с учащимися всевозможные таблицы, графики с основами экологии. Например, тема “Закономерности размещения животных. Ареалы обитания. Миграции” - очень объёмна и интересна. Ребята с особым увлечением выполняют и удачно комментируют суть таблицы “Зоогеографические области мира”, а некоторые учащиеся ещё успевают и нанести на контурную карту:

- возрастную миграцию животных;

- сезонную миграцию  животных.

В курсе “Биология  растений” темы “Роль бактерий в природе и в жизни человека”, “Распространение и разнообразие растений”, “Взаимосвязь растений в сообществе”  и многие другие очень информативно объёмны, поэтому анализируя таблицы, диаграммы, схемы, интегрируя знания по биологии, географии и основам экологии, удачнее усваиваются новые понятия, составляются правильные выводы по соответствующей теме.

Ну а интеграция междисциплинарных знаний и человеческих ценностей в изучении практически всех тем курса “Биология человека в большей степени помогают утверждать необходимость здорового образа жизни, что, как считаю я, особенно важно для соответствующей возрастной категории учащихся. Некоторые темы позволяют интегрировать сведения, знания и понятия таких наук, как анатомия – физиология – химия - экология; или анатомия – физиология – психология – экология. Иногда такие уроки реализуются сложно, но вызывают особую заинтересованность и увлечённость со стороны учащихся.

Например, такая объемная тема как “Пищеварение и гигиена питания” эффективнее усваивается учащимися с помощью интегрированных уроков, которые сопровождаются творческой работой учащихся (индивидуальной или групповой) в виде:

  • выполнения схем:

-“режим питания  и рацион питания”

-“функции питательных  веществ”

-“правила гигиены  питания”

  • выполнения таблиц:

-“расщепление  питательных веществ в различных  органах пищеварительной системы”;

-“виды регуляции  отделения пищеварительных соков”

В ходе работы по отдельным вопросам темы возникает стремление отдельных учащихся подготовить сообщения и плакаты о влиянии вредных привычек и нездорового образа жизни на органы пищеварения и на организм в целом. В данном случае удается нам интегрировать знания по анатомии, физиологии, химии, экологии, этики, медицины и изобразительному искусству.

Буквально при  изучении любой темы курса “Биология  человека” уделяем внимание негативному  влиянию вредных привычек на здоровье, самочувствие человека и его трудоспособность. А также ежеурочно утверждаем необходимость здорового образа жизни.

С учащимися  старших классов мы обратили внимание на такую информацию, что XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система  образования названа стратегически  важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества.

Названы две  взаимосвязанные глобальные функции  образования: гуманистическая и экологическая. Я считаю, что на сегодняшний день реализация этих функций только через повседневную урочную работу будет не совсем достаточна, интересна и удачна. Поэтому мы выполняем биолого-экологические проекты, которые могут быть коллективными, масштабными по своему содержанию и целям, и малые индивидуальные. Работа над проектами развивает умения самостоятельно конструировать систему своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, исследовательские и творческие навыки. Увлеченно работают над проектами старшеклассники; восьмиклассники, изучая курс “Человек и его здоровье”, более старшие, изучая курс “Общая биология”. Учащиеся могут выбрать тему и объекты исследований самостоятельно, а могут работать над темой, предложенной мною.

Такой проект как  “Красота и здоровье неразделимы” включает в себя три составные  блока:

- теоретический

- исследовательский

- творческий.

Теоретический блок представляет собой информацию по теме проекта; исследовательский блок состоит из практической работы “Оценка состояния здоровья” в результате чего подростки учатся оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели, зависимость здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Наблюдения проводят в течение двух недель и результаты фиксируют в таблице:

После наблюдений и исследований формируется учащимися  вывод о характере зависимости состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий и режима дня, что в значительной степени поможет моим детям управлять своими эмоциями и придерживаться режима дня.

И, наконец, творческий блок проекта. Дети представляют видеофильм, в котором участвуют члены семьи, родные и друзья.

Такой проект “Наше  здоровье – национальное богатство” представляет собой теоретическую  часть и практическую. Практическая часть представлена исследовательской  работой “Определение влияния образа жизни на состояние здоровья”. Результаты исследований фиксируются в примерной таблице:

В результате наблюдений, исследований и заполнения таблицы  формируются собственные выводы, которые служат серьезным ориентиром в поведении, в поступках и образе жизни.

Обсуждая результаты работы, мы убеждаемся с детьми, что  лучший способ уберечь себя от болезней – следовать принципам здорового  образа жизни.

Некоторые биоэкологические проекты учащихся представляют серьезную исследовательскую работу. Учащиеся, определяя объекты и методы исследования, сами формируют цели, задачи и выводы исследований.

Почти каждая исследовательская , практическая работа требует интеграции, знаний многих школьных предметов : химии, физики, географии, биологии, основ экологии и многих других.

Выполнение коллективного  проекта “Вода – основа жизни” вызвало особый интерес как у  учащихся 7-х классов, так и у  учащихся 9-11-х классов. Был проведен мониторинг водопроводной воды школы и воды природных водоемов.

А такой проект, как “Лес – уникальное природное  сообщество” увлек уч-ся наблюдать  и исследовать природные объекты  с апреля месяца по октябрь. Учащиеся 6-х классов изучали многообразие, условия обитания и особенности произрастания растений, отмечали взаимоотношения с другими растениями и взаимосвязь с животными. Учащиеся 7-х классов наблюдали с особым интересом за птицами, насекомыми, млекопитающими и другими животными. Учащиеся 11-х классов изучали сложные взаимосвязи живых организмов в этом природном сообществе, а также отмечали влияние человеческой деятельности на лесные сообщества. Выводы своих исследовательских работ мы оформляли в виде таблиц, графиков и диаграмм.

Как правило, результаты наших проектов мы выносим на более массовое обсуждение, проводим школьные конференции, “круглые столы”. Тем самым утверждаем здоровый образ жизни, обращаем внимание многих на необходимость сбережения своего здоровья, а также здоровья природной среды, опять-таки используя межпредметное взаимодействие (биология, химия, экология, психология, этика).

Желаемым результатом  моей работы является способность моих учащихся самим правильно и своевременно решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья. Приятно видеть и у сегодняшних учеников, и у бывших выпускников стремление выработать свой собственный здоровый образ жизни.

Далее привожу  краткое содержание биоэкологических проектов, каждый из которых реализовывался в процессе всего учебного года.

Информация о работе Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями