Двигательные функции ребенка до 1года

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:11, доклад

Описание работы

Уже в первые дни существования ребенка для него выступает в качестве самостоятельной, хотя и второстепенной, задача овладения собственным телом.
По мнению Г.Доман, Д. Доман, Б.Хаги, ребенок рождается уже готовым двигаться, и ему необходимо создать условия для применения своих способностей. Они утверждают, что чем больше дней потеряно для движений, тем труднее ребенку придется в дальнейшем [38].

Работа содержит 1 файл

Двигательные функции ребенка до 1 года.docx

— 27.99 Кб (Скачать)

 С развитием вставания и  стояния связано и развитие  ходьбы. Формирование ходьбы начинается  с попыток переступать (примерно  в 5 месяцев). К 8 месяцам дети  уже хорошо переступают, Делая  большое количество шагов, если  их поддерживать под мыш-КИ- Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

 Сидение, стояние, вставание,  ходьба представляют собой сложные  двигательные акты, построенные  по типу цепных рефлексов. Овладение  ими и произвольное выполнение  их ребенком свидетельствуют  о больших успехах в развитии  у него моторики.

 И.М.Сеченов отмечал, что вооруженный  умением смотреть, слушать, осязать,  ходить и управлять движениями  рук ребенок перестает быть  прикрепленным к месту и вступает  в эпоху более свободного и  самостоятельного общения с внешним  миром [40, с. 265]. На 1-м году жизни  количество движений, выполняемых  ребенком, резко возрастает, а общие  особенности его моторики сильно  изменяются: движения становятся  более координированными, точными,  приспособленными к внешним обстоятельствам  и в результате этого — более  произвольными.

 Данные исследований развития  движений ребенка 1-го года  жизни свидетельствуют, что целенаправленное  обучение ребенка взрослым не  имеет особого значения в приобретении  им новых действий. Они формируются  в ходе практической деятельности^малы-ша, в процессе которой движения полезные, успешные с точки зрения стоящих перед ним задач, закрепляются, а ненужные, не имея положительного подкрепления, затормаживаются.

 На 1-м году жизни это подкрепление  может выступать как удовлетворение  основных органических потребностей  ребенка. Известно, что даже стихийные  движения младенца способствуют  улучшению функций его органов  и систем, влияя на дыхание,  кровообращение, пищеварение; оно  также выполняет приспособительную  роль, вызывая изменение неудобной  позы тела, способствуя овладению  ребенком своим телом. Подкрепление  этого типа позволяет производить  отбор наиболее эффективных по  своей биомеханике движений, «снижая  при этом непроизводительные  энергетические расходы организма» (М.И.Лисина и др.).

 Д.Б.Эльконин писал, что удовлетворение органических потребностей само по себе не приводит ни к новым действиям, ни к пониманию речи, ни к ходьбе. Все эти приобретения возникают у ребенка в связи с потребностью в общении и на основе связанных с ним форм познания и действий с предметами.

 Таким образом, подкрепление  движений на первом году жизни  является формой удовлетворения  потребности ребенка в общении.  Оно играет важнейшую роль  в развитии моторики младенца, возникающей при общении со взрослым. При формировании движений каждое предшествующее подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего, т.е. развивается кисть руки (хватание, бросание и т.п.), ползание, ходьба, бег, прыжки.

 Ежедневно во время бодрствования  следует проводить с каждым  ребенком игры-занятия для развития  движений, пока эти движения не  сформируются и не закрепятся.

 Для стимулирования активности  используются врожденные безусловные  рефлексы. Во втором полугодии  жизни ребенка активность выполнения  упражнений стимулируется применением  условных раздражителей: зрительного,  двигательного, слухового. Хотя  слово в этом возрасте является  для малыша слабым раздражителем,  все действия ребенка должны  сопровождаться ласковыми словами  взрослого.

 При отсутствии противопоказаний  ребенку 1—1,5 месяца назначают  физические упражнения и массаж, которые хорошо сочетаются друг  с другом.

Массаж — это совокупность приемов  механического дозированного воздействия  в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности  тела ребенка как руками, так и специальными аппаратами.

 Массаж — это ритмичное  раздражение кожи с определенной  силой и определенной последовательностью  [41, с. 16].

 История возникновения слова  «массаж» противоречива. Одни  авторы считают, что оно произошло  от арабского mass или masch — «нежно разминать, надавливать», другие — от греческого masso — «тереть, мять, сжимать руками» [42, с. 5].

 С древних времен массаж  составляет часть врачебного  искусства. Индусы и китайцы  были первыми, кто описал приемы  массажа и их целительное воздействие  на организм.

 Благотворное влияние массажа  на организм ребенка отмечается  многими отечественными авторами: К.Д.Губерт, М.Г.Рысс, Б.Цукунф-Губер, З.С.Уваровой, Р.Г.Сорочек, В.П.Спириной, Г. П. Юрко и др. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных Центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ.

 Систематическое проведение  массажа улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные  связи коры головного мозга  с мышцами, сосудами, внутренними  органами, способствует более согласованному  функционированию основных систем  организма. Массаж оказывает тонизирующее  воздействие На центральную нервную систему, улучшая ее регулирующее воз-Действие на органы и системы.

 

У детей применяют следующие  виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поко-лачивание и вибрацию. Каждый из видов массажа оказывает различное физиологическое действие.

Поглаживание содействует расширению сосудов, улучшению циркуляции крови  и лимфы в коже. Оно оказывает  успокаивающее действие на центральную  нервную систему, снимает болевые  ощущения, нормализует функцию дыхания  и сердечно-сосудистой системы. Под воздействием поглаживания мышцы расслабляются и их работоспособность восстанавливается быстрее. Под воздействием поглаживания легко возбужденные дети засыпают быстрее, их сон протекает глубоко и длительно.

Растирание осуществляется при  несколько большем давлении рук, чем поглаживание. Оно воспринимается не только кожей, но и подкожной жировой  клетчаткой и поверхностно расположенными мышцами. Растирание улучшает питание сухожилий, суставных сумок, повышает сократительную способность

 мышц.

Разминание проводится короткими  движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании. Разминание повышает тонус и эластичность мышц, улучшает их сократительную способность. У детей, страдающих рахитом, разминание способствует восстановлению статических и моторных функций.

Поколачивание — более сильный  прием массажа. Оно проводится тыльной  поверхностью вначале одного пальца, потом двух, а затем трех и четырех  пальцев (поочередно обеих рук). Поколачивание  улучшает кровообращение, усиливает  питание глубоколежащих мышц, повышает деятельность внутренних органов.

Вибрация — наиболее сильно действующий  прием массажа. Этот прием используется реже, чем остальные. Вибрация применяется  для стимулирования деятельности нервно-мышечного  аппарата, усиления обменных процессов.

 Гимнастика и массаж в  раннем возрасте способствуют  оптимизации двигательной активности  и правильному психофизическому  развитию ребенка. Физиологическое  обоснование методик проведения  гимнастики и массажа основано  на знании состояния и развития  мускулатуры малыша.

 В первые 3 месяца жизни у ребенка наблюдается гипертонус мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. Постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению

 мышц.

 На первом году жизни массаж  рассматривается как вид пассив' ной гимнастики. Он охватывает  все мышечные группы — рук,  пле

 

чевого пояса, спины, живота, ног, стоп. Для достижения наивысшего эффекта и дозирования мышечной нагрузки рекомендуется соблюдать следующие требования:

массаж должен предшествовать физическим упражнениям и чередоваться с  ними;

упражнения проводятся последовательно  сверху вниз: руки, плечевой пояс, туловище, ноги;

упражнения для различных мышечных групп чередуются в процессе занятия;

исходные положения массажа  чередуются: лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя;

начинать следует с более  легких упражнений, постепенно переходя к более сложным, и заканчивать снова более легкими;

чередовать упражнения с отдыхом  или массажем, который обеспечивает наименьшее напряжение мышц;

физическая нагрузка повышается постепенно за счет частоты повторения упражнений, приемов массажа, увеличения длительности занятия с 5—6 минут в первые полгода жизни до 8—10 минут во второе полугодие.

 

Массаж и гимнастика должны стать  неотъемлемой частью жизни ребенка  с момента рождения. Массаж —  это общение на подсознательном  уровне, не имеющее словесных ограничений. Помимо физического воздействия  массаж — это «невероятные волны  эмоционштьного влияния и единения, порождаемые заботой и любовью. Легкое прикосновение к ребенку во время массажа способствует его расслаблению и повышению защитных сил организма. Массаж позволяет ребенку и взрослому лучше узнать друг друга, способствует укреплению связи между ними. Массажные движения проводятся с любовью. Массаж без любви станет просто набором повторяющихся механических движений» [43, с. 6].

 Исходя из анатомо-физиологических  особенностей ребенка 1-го года  жизни, составляются комплексы  физических упражнений. Они состоят  из 5 периодов: I — от 1,5 до 3 месяцев; II — от 3 до 4 месяцев; III — от 4 до 6 месяцев; IV — от 6 до 9 месяцев; V — от 9 до 12 месяцев.

 Занятия физическими упражнениями  и массаж проводятся ежедневно  в одно и то же время, желательно  в первой половине Дня, когда  ребенок бодр и весел. С ребенком  начинают заниматься спустя полчаса  после кормления. Перед началом массажа необходимо вымыть руки теплой водой; снять кольца, часы и другие предметы; ногти должны быть коротко острижены. Прикосновение к нему взрослого должно быть нежным, ласковым, приятным. Массажные действия сопровождаются словами, музыкой, песенкой. Таким образом, с первых мгновений появления ребенка на свет необходимо уделять особое внимание развитию его движений, укреплять его тело, развивать психику.


Информация о работе Двигательные функции ребенка до 1года