Гуманитарная и естественно-научная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:04, доклад

Описание работы

В науке принято выделять систему знаний о природе - естествознание, которое является предметом естественно-научной культуры, и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства и человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру.
Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знания о природе отличаются высокой степенью достоверности (истинности) и объективности. В данный вид культуры входит совокупный исторический объем знания о природе и обществе.

Работа содержит 1 файл

Культура.docx

— 22.10 Кб (Скачать)

В науке принято выделять систему  знаний о природе - естествознание, которое является предметом естественно-научной культуры, и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства и человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру.

Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знания о природе отличаются высокой степенью достоверности (истинности)  и объективности. В данный вид культуры входит совокупный исторический объем знания о природе и обществе.

Специфика гуманитарной культуры состоит  в том, что системообразующие  ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из социальной позиции человека. В данный вид  культуры входит совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, этики, юриспруденции, литературоведения, искусствознания и других наук.

1. если естественно-научная культура всегда фокусировалась на объекте (собственно природе), то гуманитарная культура обращена к субъекту, то есть человеку.

2.Естественные науки обладают  общим языком, основанным на жестких,  однозначных понятиях, позволяющим  всему мировому сообществу ученых  какие-то теории принимать, какие-то  отвергать, в то время как  за всю цивилизацию не существовало  философии, принятой всеми философами  в мире.

3. Считается, что естественные  науки имеют предмет, методы  исследования этого предмета, а  гуманитарные науки имеют предмет,  но как такового метода у  них нет. Естественные науки  часто именуются “точными”, а  гуманитарные - “неточными”.

Анализ  роли «наук о природе» и «наук  о духе» в развитии культуры.

 Объяснение - понимание. Науки о природе исходят из того, что Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.

Генерализация - индивидуализация. Другим существенным основанием выделения специфики наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Для первых характерен метод “генерализазующий” (выделяющий общее в вещах), для вторых - “индивидуализирующий” (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).

   Цель наук о природе  - отыскать общее в разнообразных  явлениях, подвести их под единое  правило. И чем больше различных  объектов подпадает под найденное  обобщение, тем фундаментальнее  данный закон.   Гуманитарная  наука, если она хочет оставаться  именно наукой, также обязана  искать общее в объектах своего  исследования и, следовательно,  устанавливать общие правила,  законы.

Отношение к ценностям также  различно у двух групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты и пр. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину. 

 Количество - качество. Существенное значение в обсуждаемой проблеме имеет и очевидная разница в объеме применения общенаучных методов естественной и гуманитарной отраслями научного знания. Общеизвестно, что естествознание превратилось в полноценную науку с тех самых пор, как сумело опереться на экспериментально-математические методы. Именно упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов и принес естествознанию славу «точных наук». Гуманитариям в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке, так еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных запретов. Устойчивость - подвижность объекта. Физик вполне может быть уверен, что какая-нибудь элементарная частица или целая звезда практически не изменились со времен древних греков.  Для появления нового вида растений или животных тоже требуется не одна сотня лет, а то и тысяча. По сравнению с масштабами человеческой жизни, природные объекты необычайно стабильны. Постоянство же объектов социальных - иное. Их динамика вполне сопоставима с протяженностью жизни отдельного человека. Среднее и старшее поколения нынешних россиян, например, с некоторым изумлением констатируют, что они живут совсем в другой стране по сравнению с той, в которой прошла их молодость.

Критерии различения 

Естественные науки 

Гуманитарные науки

Объект исследования 

Природа

Человек, общество 

Ведущая функция

Объяснение   (истины доказываются)

Понимание (истины истолковываются)

Характер методологии

Генерализирующий (обобщающий)

Индивидуализирующий

Влияние ценностей

Малозаметно, неявно

Существенно, открыто

Антропоцентризм 

Изгоняется

Неизбежен

Идеологическая нагрузка 

Идеологический нейтралитет

Идеологическая   нагруженность

Взаимоотношения субъекта   и   объекта Дознания

Строго разделены 

Частично совпадают

Количественно- качественные  характеристики

Преобладание количественных оценок

Преобладание   качественных оценок

Применение эксперимен.  методов

Составляет  основу методологии

Затруднено

Характер объекта ис­следования

 

  1. Материальный
  2. Относительно устойчивый

1.   Больше   идеальный, чем материальный

2. Относительно изменчивый


 

 

Науки об обществе

Науки о природе

Сходства

1) выведение закономерностей тех  или иных социальных явлений;

2) не всегда точные прогнозы;

3) возможность использования некоторых  общих с науками о природе  методов;

4) стремление к получению объективного  знания;

5) соответствие полученных знаний  критериям научности (объективность,  рациональность, системность, проверяемость).

1) выведение закономерностей тех  или иных прир./физических явлений;

2) не всегда точные прогнозы;

3) возможность использования некоторых  общих с науками об обществе  методов;

4) стремление к получению объективного  знания;

5) соответствие полученных знаний  критериям научности (объективность,  рациональность, системность, проверяемость).

Различия

1) невозможность выведения точных  законов (поведение человека индивидуально  и мало предсказуемо);

2) эксперимент меняет саму реальность;

3) знание об обществе зачастую  предвзято и субъективно.

1) возможно выведение точных законов;

2) эксперимент не влияет на  реальность;

3) знание о природе объективно.



Информация о работе Гуманитарная и естественно-научная культура