Этико - правовые проблемы новых репродуктивных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Успехи фундаментальных наук (в первую очередь молекулярной биологии, генетики, цитологии и эмбриологии), разработка и широкое внедрение в медицинскую практику биомедицинских технологий ставят ряд морально-этических и правовых вопросов, связанных: с ответственностью ученого и врача перед обществом за свою профессиональную деятельность, с регулированием использования биомедицинских технологий и последствиями их применения (социальными, экологическими, медицинскими).

Работа содержит 1 файл

биоэтика.docx

— 32.89 Кб (Скачать)

 

 

 

  1.  Нравственная оценка новых репродуктивных технологий.

 

 

 

Достижения современной биологической  науки открывают широкие возможности  для технологического вмешательства  в процесс зарождения человеческой жизни. Применение новых биомедицинских методов, с одной стороны, сулит  многообещающие возможности, с другой же - представляет вполне реальную угрозу для физического здоровья и духовной целостности человека, для сохранения нравственных устоев общества.

Благодаря усилиям ученых многие прежде бесплодные пары обретают возможность  иметь детей. Становятся реальностью  выбор пола будущего ребенка, определение  на ранней стадии развития вероятности  наследственных или врожденных аномалий плода.

В то же время получает все более  широкое развитие практика анонимного "донорства" половых клеток, а  также предоставления услуг "вынашивающей матери", которая по условиям контракта  обязана расстаться с рожденным  ею младенцем немедленно после его  появления на свет. Новые методики предполагают уничтожение "избыточных" или "бесперспективных" человеческих эмбрионов, либо их криоконсервацию с последующим применением в исследовательских, медицинских или коммерческих целях. В различных странах мира по-разному решается вопрос о правах "владельцев" человеческих эмбрионов и о границах допустимого в экспериментах над этими "биологическими объектами". Возникают судебные тяжбы между "генетической" и "вынашивающей" или "суррогатной" матерью за право на ребенка.

Уже в самом названии репродуктивных технологий содержится указание на общую  опасность всех этих методик.

Современная медицинская наука располагает новыми средствами технологического вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни, получившими название "новых (вспомогательных) репродуктивных технологий" - этой фразой начинается заявление Церковно-общественного совета (ЦОС) по биомедицинской этике Московского Патриархата "О нравственных проблемах, связанных с развитием "новых репродуктивных технологий". Как известно, Совет объединяет священников и богословов, ведущих ученых, авторитетных врачей, которые сочли необходимым проанализировать ситуацию в этой новой области медицины. "Испытывая глубокую тревогу в связи с обозначившимися тенденциями, мы считаем своим долгом свидетельствовать об опасностях, ожидающих общество в результате искажения общепринятых нравственных норм, которые лежат в основе его жизни.

Рождение детей - одна из основных, но не единственная цель брачных  отношений, основанных на пожизненной  и всецелой верности мужчины и  женщины, соединенных благословенным от Бога союзом любви. Испрашивая супругам в молитвах брачного венчания дар целомудрия и "плод чрева на пользу", Православная Церковь не может считать нравственно оправданными любые пути к деторождению, если они связаны с нарушением достоинства богоподобной человеческой личности, а также целостности супружеских отношений, которая несовместима с вторжением в них третьей стороны. Однако в тех случаях, когда иные терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, искусственное оплодотворение половыми клетками мужа может считаться допустимым, так как оно не нарушает целостности брачного союза и не отличается принципиальным образом от других лечебных процедур.

Донорство половых клеток размывает основы семейных взаимоотношений, поскольку предполагает наличие  у ребенка "генетических родителей", которым противопоставляются родители "социальные". В отличие от благородного по своим мотивам усыновления (удочерения) детей, уже лишившихся "генетических родителей", когда приемные родители восполняют недостаток любви и родительского  попечения о них, такая практика, напротив, поощряет анонимное отцовство  или материнство, заведомо освобожденное  от всяких обязательств по отношению  к тем, кто является "плотью от плоти" их. Кроме того, анонимность  донорства открывает возможность  для непреднамеренного генетического  инцеста.

"Суррогатное материнство" (вынашивание оплодотворенной яйцеклетки  женщиной, которая после родов  возвращает ребенка "генетическим  родителям"), даже в тех случаях,  когда оно осуществляется на  некоммерческой основе, противоестественно  и морально недопустимо. Травмируя  как вынашивающую мать, так и  дитя, этот метод пренебрегает  той глубокой эмоциональной и  духовной близостью, которая устанавливается  между матерью и младенцем  во время беременности и провоцирует  кризис идентичности у ребенка  (которая мать - настоящая?).

Все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, включающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных эмбрионов", представляются нравственно недопустимыми  с православной точки зрения. Именно на признании человеческого эмбриона носителем человеческого достоинства  основана моральная оценка аборта, который всегда осуждался Православной Церковью. Сегодня не только богословы, но и многие ученые согласны в том, что именно момент оплодотворения яйцеклетки является единственным актом подлинно качественного изменения, полагающим начало человеческой жизни и формирования будущей человеческой личности.

Безнравственным является и  лишение жизни зачатого человеческого  существа по причине нежелательного для родителей пола или наличия  врожденного недуга.

Реализация "репродуктивных прав" одиноких женщин с использованием донорской спермы нарушает право  будущего ребенка иметь отца. Использование  репродуктивных технологий для обеспечения  тех же "репродуктивных прав" лиц  с "нестандартной сексуальной  ориентацией" неизбежно способствует разрушению традиционных форм семейных отношений.

Нельзя забывать и о  том, что применение репродуктивных технологий связано с угрозой  развития онкологических заболеваний  у женщин (в результате гормональной гиперстимуляции овуляции) и с частыми нарушения здоровья у зачатых таким образом детей.

 

 

Заключение

 

 

 

Если подвести итоги, то биоэтические аспекты ЭКО во многом совпадают с теми границами, которые проведены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. С учетом ряда оговорок ЭКО не порождает нравственных возражений, однако три момента представляются абсолютно неприемлемыми:

1) Создание и уничтожение  "лишних" эмбрионов.

2) Суррогатное материнство.

3) Донорство половых клеток (третья сторона в браке).

Но ЭКО можно производить  и без этих манипуляций. Тем самым  не вызывает непреодолимых нравственных возражений такой подход в ЭКО, при котором: 
1) используются половые клетки только родителей (никакой третьей донорской стороны, никакого выбора внешности и других параметров ребенка) 
2) все созданные эмбрионы не замораживаются и не уничтожаются, а имплантируются. Соответственно, создается и переносится не более 3 эмбрионов. 
3) все они имплантируются матери (а не суррогатной матери). 
Запрет на криоконсервацию эмбрионов не распространяется на заморозку половых клеток; она вполне допустима.

Пожалуй, самым серьезным  возражением против ЭКО является рост статистики заболеваний и патологий у ребенка. Фундаментальная норма современной биоэтики: недопустимо производить эксперимент над человеком без его согласия. Но в случае ЭКО данное согласие невозможно испросить, поскольку сама жизнь возникает в его результате. Можно ли считать желание получить своего ребенка достаточным основанием для того, чтобы подвергать риску его здоровье и жизнь?

Преодоление проблемы бесплодия  всегда будет оставаться в фокусе внимания врачей; важно, чтобы предлагаемые методы не выходили за рамки базовых  биоэтических принципов. В этом отношении весьма примечательно совпадение христианского подхода к проблеме ЭКО, базовых биоэтических принципов и того правового регулирования данной проблемы, которое было реализовано в Италии, где ЭКО проводится только для родителей, на основе половых клеток, полученных от них, и без какой-либо дискриминации эмбрионов, каторые все имплантируются матери.

 

Список литературы.

 

 

 

  1. Экстракорпоральное ополодотворение и его новые направления в лечении женского и мужского бесплодия / Кулаков В.И., Леонов Б.В.. — М.: Медицинское информационное агентство, 2000. 
  2. Лечение женского и мужского бесплодия. Вспомогательные репродуктивные технологии / Кулаков В.И., Леонов Б.В., Кузмичев Л.И.. — М.: Медицинское информационное агентство, 2008
  3. http://www.rusmedserv.com

Информация о работе Этико - правовые проблемы новых репродуктивных технологий