Наследственность в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 26.94 Кб (Скачать)

Введение

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно  происходит под влиянием, как внешних  воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как  всякому живому и растущему организму

Педагогическая  наука в оценке факторов развития личности прошла несколько этапов, которые отразили как становление  научного знания в области социальных и естественных наук, так и политические приоритеты.

Уже педагогическая дискуссия 20х г. отвергла биогенетический  подход, которого придерживались А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский . Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, что  главное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в  ней 90% социального и лишь 10% биологического.

С течением времени, однако, психологи и педагоги вынуждены  были поставить вопрос о том, что  без признания роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в «бездетную»  науку. Невозможно было игнорировать известных  фактов науки о том, что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка , наряду с окружающей средой, воспитанием  и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики.

Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности. 

1. Основные факторы,  влияющие на развитие  человека

Развитие человека — это процесс становления  и формирования его личности под  влиянием внешних и внутренних, управляемых  и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного  роста человека и охватывает все  количественные и качественные изменения  врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного  созревания, по существу, означает превращение  ребенка, биологического индивида, обладающего  задатками человека как представителя  биологического рода, в человека как  личность, члена человеческого общества.[1]

Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному  изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.

Развитие —  это прежде всего качественные изменения  в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его  людей[2].

В процессе развития человек вовлекается в различные  виды деятельности, проявляя внутренне  присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает  его жизненный опыт, сталкивает с  различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями  человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.[3]

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Зеньковский предлагал  следующую схему факторов развития личности[4]:

1. Наследственность:

а )физическая (таланты, нравственный потенциал родителей  «укорененность греха», психофизиологические особенности);

б) социальная (соборность);

в) духовная, его  «крест».

2. Среда :

а) социальная наследственность (традиции);

б) социальная среда (круг общения);

в) географическая среда.

3. Воспитание:

а) социальное;

б) активность (самовоспитание).   

2. Понятие о наследственности  и ее роль в  развитии личности  человека  

Наследственность  определяют как совокупность природных  свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как  «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»[5].

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет  человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в  биологическом мире. С момента  рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся  к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову)[6]. К ним относятся:

·  пищеварительные рефлексы (слюноотделение),

·  оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),

·  ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

Говоря о нерасторжимой  связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Однако в пределах биологической эволюции возникла новая  форма отражения, обеспечившая переход  предков в современных людей:

·  развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),

·  предрасположенность к целенаправленному труду,

·  развитие мыслительных способностей человека,

·  осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность  программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

·  физический облик,

·  цвет волос,

·  физические данные;

·  группу крови и резус-фактор,

·  задатки способностей;

·  программирует также свойства нервной системы,

·  свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.[7]

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью  понимается передача от родителей к  детям определенных качеств и  особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей  к детям передаются особенности  телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности  нервной системы, на основе которых  развивается определенный тип нервной  деятельности.[8]

Наследственность  предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области  деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и  психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а  лишь потенциальные возможности  для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены  индивидуальными структурно-функциональными  различиями головного мозга и  речедвигательных органов, органов  чувств, и их следует рассматривать  лишь как анатомо-морфологические  предпосылки способностей[9].

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную  развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это

·  умственные способности,

·  тонкость и точность ручных движений,

·  развитая память,

·  совершенная речь и ряд других.

Специальные способности  раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических  видах деятельности, для осуществления  которых необходимы задатки особого  рода и их развитие. К ним можно  отнести:

·  математические,

·  музыкальные,

·  лингвистические,

·  литературные,

·  художественно-творческие,

·  технические,

·  спортивные,

·  организаторские,

·  экономические и др.

Общие и специальные  способности могут гармонизировать  между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать  друг друга .

Значительный  теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и  способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное  положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек  наделен от природы Так, К. Маркс  писал: «Человек является непосредственно  природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...»[10]. Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе  человека и проявляющихся в форме  задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом  довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий  жизни и воспитания.

Наследование  способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений  людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере  интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к  этой деятельности.

Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически  обусловлены и связаны с определенными  видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки  заложены в структуре мозга, органах  чувств, речедвигательных органах и  служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком  под влиянием условий и обстоятельств  жизни. Однако в значительно большей  степени успех в этой области  деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением  опыта в сфере данного вида труда.

Особенно острые, принципиальные теоретические споры  вызывает вопрос о наследовании или  наличии врожденных способностей к  интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная  для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость  клеток коры полушарий мозга детей  алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические  заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах  высшей нервной деятельности придают  известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует  признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически  здоровых и психически нормальных людей  во многом определяется тем, в какие  условия обучения они поставлены[11].

Признавая возможное  биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и  приспособлений к ним обучения, а  на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система  обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для  всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного  подхода к учащимся и учета  их индивидуальных особенностей.

Информация о работе Наследственность в развитии личности