Потребности человека в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:14, реферат

Описание работы

Среди множества психических явлений (мышление, память, способности, темперамент и т.д.) есть одно, стоящее наособицу и превосходящее по значению все другие – потребность. Это особая сущностная сила Я, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития недавно приобрела статус центрального психологического явления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Понятие о потребностях…………………………………………………...4
Особенности потребностей………………………………………………..5
Классификация потребностей……………………………………………..7
Взаимоотношения организма на разных этапах онтогенеза …………..10
Характеристика основных периодов…………………………………….13
Характеристика критического периода………………………………..14
Взаимоотношение основных периодов………………………………..15
Периодизация онтогенеза на основе его взаимодействия со средой…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…….24

Работа содержит 1 файл

потребности человека в онтогенезе.docx

— 239.04 Кб (Скачать)

    Ходьба, самостоятельное передвижение обеспечивают значительное расширение границ среды, с которой человек может взаимодействовать  лично, причем взаимодействовать активно. Ограничение движения тормозит развитие, а полная его невозможность делает невозможным и само существование  человека. Жизнь может поддерживаться только в искусственных условиях, если данного человека кто-то обслуживает.

    Невозможность самостоятельного перемещения не затормозит умственное развитие только в том  случае, если окружающие люди смогут создать  ребенку обогащенную, постоянно  меняющуюся среду, и так организуют воспитание, что личная воля ребенка  будет играть ведущую роль при  взаимодействии со средой.

    Восьмой критический период — социализация. Он приходится примерно на возраст 3-х  лет.

    Продолжительность равна 1 — 3 неделям.

    Критериями  перехода ребенка в новый период развития служит появление способности  играть с детьми примерно своего возраста и осознание понятия "Я". С  этого момента он разделяет себя и среду и смотрит на среду  как на объект приложения собственных  сил. В состав среды он включает и  других людей.

    Остановка или торможение развития происходит в двух случаях: если ребенок к  трем годам не созрел для взаимодействия с другими людьми (такое бывает при умственной отсталости, а также при неправильной организации среды и дефектах воспитания на предыдущих этапах) или лишен возможности вступать в контакт с другим детьми и проявлять личную активность и волю при взаимодействии с ними.

    При сильно выраженных ограничениях свободы  воли дело может закончиться не только отставанием в развитии, но и гибелью.

    Девятый критический период приходится на 7-й  год жизни. Его интуитивно ощущают  и педагоги и психологи, но каковы его критерии, пока не ясно. Косвенным  доказательством того, что данный период является критическим, служит повышение  заболеваемости и смертности детей  по сравнению с предыдущими и  последующими возрастами.

    Наши  собственные исследования позволяют  выдвинуть предположение, что в  возрасте 7 лет ребенок осознает понятие "Я знаю" и "Я не знаю". Дошкольники прекрасно дифференцируют понятия "умею — не умею", "сделаю — не сделаю", но не всегда отдают себе отчет в том, "знают" они  или "не знают". Осознание понятия "не знаю" — важный этап в становлении  взаимоотношений со средой, поскольку  с этого момента процесс ее познания делается целенаправленным и  осознанным. Если в период структуризации среды ведущей формой деятельности было манипулирование предметами, в  период социализации — любопытство ("Что это такое?"), то после 7 лет ведущим фактором, обеспечивающим полноценное развитие, является сознательное и целенаправленное экспериментирование  со всеми живыми и неживыми компонентами среды, включая человека. Ребенок  приобретает способность вычленять, что ему известно и что неизвестно об окружающей его среде, и благодаря  этому начинает исследовать ее целенаправленно  и произвольно. Вероятно, именно это  свойство делает возможным выделение  учебной деятельности как ведущей  после 7 лет.

    В принципе ребенок учился и приобретал знания во все возрастные периоды, начиная  с рождения (возможно, и до рождения), но до 7 лет он обучался непроизвольно. После 7 лет (с колебаниями в обе  стороны в пределах одного года) обучение становится произвольным. Именно произвольность процесса познания делается ведущим фактором, обеспечивающим полноценное  развитие. Лишение ребенка этой возможности, передача ему знаний в готовом  виде (в вербальной форме) ограничивает развитие, приводит к неполноценности. В данной системе периодизации этот период назван инновационным.

    Критерием его наступления служат фразы: "Я  не знаю" и "Я знаю".

    Торможение  развития происходит в двух случаях: если наблюдается задержка в развитии ребенка; если взрослые не создают условия  для того, чтобы ребенок сам  осознал свое знание или незнание, если все знания даются ему в готовом  виде. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Рассмотрев  классификации потребностей человека в онтогенезе, можно сказать, что центральным звеном является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений. Потребность - это психологическое отношение личности, переживаемое как противоречие между общественным эталоном потребления какой-то ценности или блага и уровнем потребления данного индивида и выступающее силой активности. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиски нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития потребностной сферы школьников осуществляется развитие их познавательных способностей, навыков и умений.

 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Чтецова, В. П. Морфология человека / под ред. Б. А. Чтецова. М., 1990 – 59 с.
  2. Харрисон,  Дж. Биология человека / под ред. Дж. Уайнер, Дж. Харрисон, Н. Барникот. М., 1979 – 256 с.
  3. Хрисанфова, Е. Н. Антропология : Учебник. 2-е изд. Под ред / И. В. Перевозчиков, Е. Н. Хрисанфова. М., 1999 – 125 с.
  4. Властовский, В. Г. Акселерация роста и развития детей (эпохальная и внутригрупповая). М., 1976 – 45с.
  5. Павловский, О. М. Биологический возраст человека. М., 1987 – 405 с.

Информация о работе Потребности человека в онтогенезе