Закономерности роста и развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.04 Кб (Скачать)

1. Закономерности роста  и развития человека

1.1. Понятие сензитивных  и критических  периодов

Каждый человек  имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные  и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный  цикл человека.

Развитие имеет  сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется прежде всего  тем, какое место этот временной  диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для 2-летнего  ребенка является очень серьезным  показателем неблагополучия, тогда  как то же отставание для ребенка 6 лет рассматривается как некоторое  снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет считается и вовсе незначительным.

Вторая особенность  состоит в гетерохронности развития. Это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении  разных психических процессов, так  и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются  одними сроками развития, тогда как  развитие эстетического восприятия человека происходит в зрелые периоды  его жизни.

Формирование  самосознания человека происходит в  процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического и психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально-психологического и эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные для подросткового возраста. Гетерохронность развития связана с сензитивными и критическми периодами развития.

Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после данного возраста. Это означает, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.

Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды в человеческом развитии чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитии человека может служить развитие бинокулярного зрения у младенцев. Критический период для развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2-летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения в более позднем возрасте уже невозможна.   

1.2. Жизненный цикл  человека

У психологов не существует единого мнения по вопросу  о критических периодах. Лев Семенович  Выготский (1896-1934) считал, что психическое  развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные  этапы - это время поворота в психическом  развитии, когда происходит появление  новых психических образований, которые он называл новообразованиями. Развитие речи приводит к тому, что  мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной у детей уже 2-летнего  возраста. Однако данное понимание  кризисных этапов скорее соответствует  определению сензитивного периода.

В настоящее  время жизненный цикл традиционно  разделяется на четыре больших периода: пренатальный (внутриутробный); детство; отрочество; зрелость.

В свою очередь, каждый из этих периодов состоит из трех стадий, обладающих своими особенностями.

Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет  лучше понять закономерности развития человека и специфику возрастных этапов. Обозначение периодов развития и временные рамки определяются концептуальными представлениями  автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Говоря о соотношении  возрастных новообразований и психического развития человека, мы будем отталкиваться  от концепции А. Баллона. По его мнению, ребенок с самого рождения обречен  на активную социализацию из-за своей  полной беспомощности. Поэтому Баллон рассматривает не только когнитивное  развитие, как Жан Пиаже (1896-1980), но и личностное становление самостоятельности  ребенка. Он выделяет следующие стадии детства:

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлекторных ответов на воздействие. Постепенно рефлексы сменяются контролируемыми движениями с новыми формами поведения, однако эти изменения связаны в основном с питанием ребенка.

2. Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, удивление и т. д.), что необходимо для социальной коммуникации: ребенок может выразить свои желания, намерения, показать свое состояние, может также оценить состояние и отношения других людей, распознавая их эмоции.

3. Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев). Образуется связь между действиями с предметами и перцептивными впечатлениями, которые получает ребенок, что становится основой практического мышления: если потрясти погремушку, то она зазвучит, если повернуть куклу - можно увидеть ее лицо.

4. Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок приобретает новые возможности освоения окружения, может воздействовать на объекты, исследовать их свойства, что позволяет перейти к их категоризации и называнию (обозначению категорий). Новые возможности делают ребенка более независимым, что способствует росту самоутверждения индивида.

5. Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет) включает три периода, связанные с развитием независимости ребенка и обогащением его "Я".

В 3-летнем возрасте наблюдается период противопоставления, необходимый для развития "Я" ребенка. Ребенок выделяет себя от других и сопоставляет себя с другими, что  способствует развитию его когнитивных  способностей и лучшей дифференциации предметов окружения.

В 4 года у ребенка  происходит процесс принятия себя, в силу чего отмечается нарциссический период, когда ребенок стремится  выставить себя в самом выгодном свете, получить благоприятные впечатления  о себе и развить положительную  самооценку. Рост представлений о  себе также сопровождается все более  абстрактным восприятием окружающего, означающего новый когнитивный  рост.

В 5 лет главным  механизмом, обеспечивающим развитие, становится подражание. Этот механизм позволяет ребенку освоить социальные роли и отношения. Однако на всем протяжении этой стадии развития мышление ребенка  остается синкретичным, что не позволяет  ему устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями.

6. Учебная стадия (от 6 до 12-14 лет) - стадия, на которой ребенок опирается более на суть вещей и явлений, чем на их видимость. Это способствует углублению знаний об окружающем мире, приводит к возрастанию независимости ребенка.

7. Стадия полового созревания. Ребенок сосредоточен на собственном "Я". Поиск большей независимости и своей индивидуальности дает возможность открыть новый ракурс вещей и явлений, что развивает абстрактное мышление и логику суждений.

Информация о работе Закономерности роста и развития человека