Зрительный анализатор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 18:40, лекция

Описание работы

Образовательные:

1.Рассмотреть строение и функции глаза, зрительного анализатора;

2.Сформировать представление об оптической системе глаза;

3.Ввести понятие «бинокулярное зрение».

Работа содержит 1 файл

Урок Зрительный анализатор..doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Тема  урока: Зрительный анализатор.

Задачи.

Образовательные:

1.Рассмотреть  строение и функции глаза, зрительного  анализатора;

2.Сформировать  представление об оптической  системе глаза;

3.Ввести  понятие «бинокулярное зрение».

Развивающие:

1.Формировать  умение добывать знания опытным путем.

Воспитательные: 1.Воспитать бережное отношение к учебному оборудованию.

Оборудование: электронный атлас анатомии и физиологии человека, модель глаза.

План  урока:

I. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление знаний.

IV. Задание на дом.

Ход урока.

I. Проверка знаний.

Фронтальная беседа. 

II. Изучение нового материала.

1.Значение зрения. (Беседа).

     Среди раздражителей внешней среды  для человека особенно большое значение имеют зрительные. Большая часть  наших сведений о внешнем мире связана со зрением. Благодаря зрению мы различаем окружающие нас предметы, движение живых и неживых тел, графические и цветовые сигналы (буквы, цифры, портреты и т.п.). Зрение важно для всех видов трудовой деятельности. Известно, какая долгая, упорная работа нужна для того, чтобы дать возможность слепому приобщиться к труду.

     В течение многих тысячелетий человечество накапливает опыт, развиваются наука, искусство. Весь этот опыт передается последующим поколениям через книги, через письменную речь, воспринимаемую с помощью зрения.

2.Положение и строение глаза.

     (Демонстрируется,  из электронного атласа, вид черепа  спереди).

     Задание 1. Установите, отростки каких костей участвуют в образовании глазницы.

     Ответ: - Отростки лобной, верхнечелюстной и скуловой костей.

     Задание 2. Определите функции глазных мышц.

     Опыт: учащийся просит соседа по парте взглядом проследить за движениями карандаша. Карандаш передвигают на расстоянии 20 см от глаз. Карандаш перемещают вверх, вниз, вправо, влево, затем им описывают окружность.

     Вопрос: - Сколько мышц может приводить  в движение глазное яблоко?

     Ответ: - Не менее четырех, поскольку глаза  могут передвигаться в любом  направлении.

     На  самом деле существует шесть глазных  мышц: четыре прямые и две косые. Благодаря наличию как прямых, так и косых мышц глазные яблоки способны перемещаться по круговой орбите. Они могут занять любое положение в глазнице.

     Работа  с моделью глаза  или электронным  атласом по анатомии.

     Защищают  глаз брови, они отводят в стороны  стекающий со лба пот. Веки и ресницы защищают глаз от пыли. Слезная железа, расположенная у наружного угла глаза, выделяет жидкость, которая увлажняет поверхность глазного яблока, согревает глаз, смывает попадающие на него посторонние частицы, а затем стекает из внутреннего угла глаза по слезному каналу в носовую полость.

     Глазное яблоко покрыто плотной белочной оболочкой, защищающей его от механических и химических повреждений и проникновения посторонних частиц и микроорганизмов снаружи. Эта оболочка в передней части глаза прозрачна. Она называется роговицей. Роговица свободно пропускает лучи света.

     Средняя сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, снабжающих глазное яблоко кровью. На внутренней поверхности этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество – черный пигмент, который поглощает световые лучи. Передняя часть сосудистой оболочки глаза называется радужкой. Цвет ее (от светло-голубого до темно-коричневого) определяется количеством и распределением пигмента.

     Зрачок – отверстие в центре радужной оболочки. Зрачок регулирует поступление внутрь глаза лучей света. При ярком освещении зрачок рефлекторно суживается. При слабом освещении зрачок расширяется. За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый хрусталик.

  Глазное яблоко наполнено бесцветной прозрачной массой – стекловидным телом.  
 
Склера  – наружная белковая оболочка  
 
 
 
Роговица  – передняя часть склеры  
 
 
Сосудистая  оболочка   Радужная  оболочка – передняя часть сосудистой   Сетчатка  – на ее внутреннем слое фоторецепторные  клетки: колбочки и палочки
     
Зрачок  – отверстие в центре радужной оболочки, хрусталик – «линза»  позади зрачка   Слепое  пятно – участок сетчатки на входе  зрительного нерва.

3.Ход лучей через прозрачную среду глаза.

     Хрусталик окружен ресничной мышцей. Всю  внутреннюю часть глазного яблока заполняет стекловидное тело – прозрачное студенистое вещество. Глаз пропускает лучи света таким образом, что изображения предметов фокусируются на внутренней оболочке глазного яблока – сетчатке. В сетчатке расположены рецепторы глаза – палочки и колбочки. Палочки – рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ними связано цветное зрение.

4.Корковая часть зрительного анализатора.

     В сетчатке происходит преобразование света  в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг к зрительной зоне коры больших полушарий. В этой зоне происходит окончательное различение раздражений – формы предметов, их окраски, величины, освещенности, расположения и движения.

III. Закрепление знаний.

1.Опыт «Обнаружение слепого пятна».

     Выполняется по инструкции в учебнике на стр. 247.

2. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

     Выполняется по инструкции в учебнике на стр. 249.

IV. Задание на дом.

     § 49, ответить на вопросы в конце  параграфа.

Информация о работе Зрительный анализатор