Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 01:09, контрольная работа

Описание работы

Бюджетные учреждения создаются органами государственной власти или органами местного самоуправления и содержатся за счет средств, выделяемых из государственного или из местных бюджетов.
Бюджет -- это план доходов и расходов государства, его административно-территориальных образований, предприятий или бюджетных учреждений на определенный период времени, обычно на год. Соответственно, государственный бюджет Украины -- это план доходов и расходов государства на общегосударственные нужды в определенных законом размерах и по целевому назначению, а местный бюджет это план доходов и расходов административно территориального образования государства.

Содержание

1. Виды бюджетов, их назначение и характеристика……3-20
2. Основы бюджетного финансирования общего образования. ……………………………………………………………………21-27
3. Список используемой литературы…………………………28

Работа содержит 1 файл

бюджетная сисиема аня 4курс.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Виды бюджетов, их  назначение и характеристика……3-20

2. Основы  бюджетного финансирования общего образования. ……………………………………………………………………21-27

3. Список используемой  литературы…………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Виды бюджетов, их  назначение и характеристика.

     Бюджетные учреждения создаются органами государственной  власти или органами местного самоуправления и содержатся за счет средств, выделяемых из государственного или из местных  бюджетов.

     Бюджет  -- это план доходов и расходов государства, его административно-территориальных образований, предприятий или бюджетных учреждений на определенный период времени, обычно на год. Соответственно, государственный бюджет Украины -- это план доходов и расходов государства на общегосударственные нужды в определенных законом размерах и по целевому назначению, а местный бюджет это план доходов и расходов административно территориального образования государства.

     К местным бюджетам в Украине относятся бюджеты Автономной Республики Крым, областей, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

     Государственный бюджет и местные бюджеты составляют в совокупности бюджетную систему Украины.

Основным законодательным  актом, регламентирующим правоотношения. возникающие в процессе составления, утверждения и выполнения государственного и местных бюджетов, а также устанавливающим порядок контроля за их выполнением, является Бюджетный кодекс Украины (далее Кодекс). Действующий Бюджетный кодекс утвержден 21 июня 2001 г: за №2542-111 (с последующими изменениями и дополнениями).

     Законодательным актом, который определяет пропорции  государственного бюджета текущего года, а также утверждает полномочия органов государственной власти, осуществлять выполнение Государственного бюджета Украины, является закон о Государственном бюджете Украины. Согласно Кодексу Закон о Государственном бюджете Украины должен быть принят Верховной Радой Украины до 1 декабря года, предшествующею плановому.

На уровне местных  бюджетов таким актом является решение  о местном бюджете.

     Согласно  п. 35 ст. 2 Кодекса решение о местном  бюджете -- это нормативно-правовой акт Верховного Совета АР Крым или  соответствующего совета, изданный в  установленном законодательством  Украины порядке, который содержит утвержденные полномочия, соответственно Совета министров АР Крым, местной государственной администрации или исполнительного органа местного самоуправления, осуществлять исполнение местного бюджета на протяжении бюджетного периода.

     Решение о местном бюджете на текущий  год, в котором устанавливается общая сумма доходов бюджета и его расходов с распределением по направлениям использования, утверждается соответствующим местным советом в следующие сроки:

-- для бюджета  АР Крым, областных и районных  бюджетов, а также бюджетов некоторых  городов Украины (городов Киев. Севастополь, городов республиканского АР Крым и городов областного значения) -- не позднее чем в двухнедельный срок после официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины;

--для остальных  местных бюджетов -- не позднее  чем в двухнедельный срок после утверждения районного или городского (городов Киев, Севастополь, городов республиканского АР Крым и городов областного значения).

Для анализа  и прогнозирования экономического и социального развития страны или  отдельных регионов государственными органами может рассчитываться сводный бюджет Украины или административно-территориального образования.

     Сводный бюджет Украины представляет собой  совокупность показателей всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системы  Украины. На уровне административно-территориальных образований сводный бюджет включает показатели бюджета данной административно-территориальной единицы и показатели местных бюджетов нижестоящего уровня.

Ст. 3 Кодекса  определено, что бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, совпадает с календарным годом, т.е. начинается 1-го января и заканчивается 31 декабря.

     Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах: единство, сбалансированность, самостоятельность, полнота, обоснованность, эффективность, субсидиарность, целевое использование, справедливость и непредубежденность, публичность и прозрачность, ответственность (см. ст. 7. Кодекса).

     Принцип единства бюджетной  системы Украины  обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой в государстве, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единым порядком выполнения бюджетов и едиными правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетных учреждениях.

     Единство  бюджетной системы обеспечивается деятельностью Государственного казначейства Украины, одной из задач которого является разработка нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней. Эти документы являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, которые используют бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов.

     Принцип сбалансированности заключается в том, что полномочия на осущестатение расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет в течение бюджетного периода, иными словами, нельзя истратить средств больше, чем поступило в бюджет.

     Для нормального функционирования государства  необходима сбалансированность его  бюджета по доходам и расходам. Превышение доходов над расходами составляет излишек бюджета (профицит). Сумма, на которую расходы бюджета превышают его доходы, состаатяет дефицит бюджета. Покрытие дефицита возможно за счет внутренних или внешних займов. Альтернативный путь -- жесткое регулирование расходов бюджета, приведение их в соответствие с доходами.

     Предельный  размер внутреннего и внешнего государственного долга на текущий год устанавливается  законом о государственном бюджете, а для местных бюджетов -- решением о местном бюджете (ст. 18 Кодекса). Величина основной суммы государственного долга не толжна превышать 60 процентов фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины.

     Если  в процессе выполнения бюджета уровень  дефицита превышает установленный  в законе, или возникло значительное снижение поступлений от источников доходов (в государственный бюджет--более 15% за квартал от суммы, предусмотренной росписью государственного бюджета на соответствующий период). Верховная Рада по предложению Кабинета министров Украины может принять закон о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины. Этим законом изменяется структура расходной части бюджета, однако изменения не могут затрагивать защищенные статьи бюджета, перечень которых определяется законом о Государственном бюджете Украины. Аналогичные решения могут принимать на уровне местных бюджетов соответствующие местные советы.

     Принцип самостоятельности  заключается в том, что 1осударст-венный бюджет Украины, республиканский бюджет Автономной республики Крым и все местные бюджеты являются самостоятельными и независимыми друг от друга. Каждый из уровней власти в государстве отвечает только но своим бюджетным обязательствам. Каждый из бюджетов имеет собственные источники доходов и направления их использования.

     Принцип полноты заключается в отображении в бюджете всех доходов и расходов. Все средства, поступившие в бюджет, должны отражаться в соответствующей строке доходов государственного или местного бюджета; точно также должны быть зафиксированы все расходы бюджета. Этот принцип провозглашает невозможность создания из средств, поступивших в бюджет, скрытых резервов и неучтенных направлений расходов. Принцип полноты обеспечивается единой системой бюджетного учета.

     Принцип обоснованности заключается в том, что бюджет формируется на базе реалистичных макропоказателей экономического и социального развития государства или региона и анализе выполнения бюджета текущею года, расчетах поступления в бюджет сумм налогов, сборов, других платежей.

Достоверность доходной части разрабатываемого бюджета основывается на точности расчетов темпов изменения объемов производства в наступающем году, уровня налоговых поступлений, точности плановых расчетов по всем разделам доходной части бюджета. Эти расчеты выполняют соответствующие государственные службы при подготовке проекта бюджета на будущий год. Расходная часть бюджета может быть выполнена только в меру полученных доходов.

     Принцип эффективности  требует от всех участников бюджетного процесса обеспечения максимального результата при использовании минимальных бюджетных средств.

На практике результатом бюджетного процесса является зачастую компромиссный вариант  бюджета, гак как интересы участников бюджетного процесса не совпадают и  в результате цели в бюджете могут  быть определены неверно.

     Принцип субсидиариости заключается в распределении видов расходов между государственным и местными бюджетами разных уровней таким образом, чтобы оказание услуг соответствующим бюджетом было как можно ближе к потребителю. Этот принцип лежит в основе межбюджетных отношений и определяет правила разграничения расходов между бюджетами.

     Принцип целевого использования  бюджетных средств  устанавливает правило, согласно которому бюджетные средства могут быть использованы только на те цели, которые определены бюджетным назначением.

За нецелевое  использование бюджетных средств  должностные лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную  ответственность.

     Принцип справедливости и  непредубежденности декларирует справедливое и непредубежденное распределение общественного богатства между гражданами и территориями. Обеспечить такое справедливое распределение общественного богатства призвана деятельность, которая называется бюджетным процессом.

     Выше  уже говорилось, что бюджетный  процесс -- это регламентированная нормами права деятельность по принятию и выполнению бюджета. Бюджетный процесс включает такие стадии:

1)составление  проекта бюджета;

2)рассмотрение  и принягае закона о Государственном  бюджете Украины, решений о  местных бюджетах;

3)выполнение  бюджета (а в случае необходимости -- внесение в него в установленном Кодексом порядке изменений);

4)подготовка  отчета о выполнении бюджета,  рассмотрение его в законодательном  органе и принятие решения  о результатах его выполнения.

Такая ступенчатость  бюджетного процесса вместе с финансовым контролем целевого и эффективного использования бюджетных средств, который осуществляется на всех его стадиях, позволяет гарантировать справедливость распределения бюджетных средств.

Принцип публичности и  прозрачности обеспечивается доступностью информации о бюджете. Верховная Рада Украины и соответствующие местные советы обсуждают бюджеты и рассматривают отчеты об их исполнении открыто. Информация о принятых решениях публикуется в печати.

     Согласно  ст. 28 Кодекса Министерство финансов Украины обязано обеспечить доступность для публикации следующей информации:

1)о проекте  закона о государственном бюджете;

2)о законе  Украины о Государственном бюджете  Украины на соответствующий период  с дополнениями, являющимися его  неотъемлемой частью,

3)о выполнении  Государственного бюджета Украины  по итогам квартала или года;

4)о показателях  выполнения сводного бюджета,

5)прочей дополнительной  тшформации о выполнении Государственною  бюджета Украины.

На уровне административно-территориальных  образований должна обеспечиваться возможность для публикации аналогичной информации о местных бюджетах.

Принцип ответственности  участников бюджетного процесса гарантирует, что каждый участник бюджетного процесса, а ими являются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями (правами и обязанностями, которыми обладают участники бюджетных правоотношений), несет ответственность за свои действия или безде ятелытость на каждой ступени бюджетного процесса.

     В соответствии с принципом самостоятельности  в Кодексе и Законе о Государственном бюджете определены доходы, тюстл'пающие в государственный бюджет и в местные бюджеты. Там же определяются виды и направления расходов для бюджетов всех уровней.

Информация о работе Бюджетная система