Бюджетное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:07, доклад

Описание работы

Бюджетное право — это раздел Особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов.
Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.

Работа содержит 1 файл

бюдж право.docx

— 19.19 Кб (Скачать)

            Бюджетное право.

Бюджетное право  — это раздел Особенной части  финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие  в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи  с формированием, распределением и  организацией использования центрального и местных бюджетов.

Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной  деятельности государства, т. е. организационные  и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право  использует два метода правового  регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее отчетливо  проявляет себя при реализации таких  способов бюджетной деятельности, как  добывание государством денежных средств  посредством их односторонне-принудительного  их изъятия. Диспозитивный метод  применяется для правового регулирования  тех бюджетных отношений, которые  по своей экономической природе  являются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования).

В системе бюджетного права выделяются две части: Общая  и Особенная.

Для бюджетных  правоотношений характерны следующие  признаки:  
1) они возникают в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. деятельности по формированию бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов;  
2) являются продуктом правового регулирования государства общественных (экономических и организационных) бюджетных отношений;  
3) материальным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования бюджета, либо его расходования в форме распределения;  
4) обязательным субъектом материального бюджетного правоотношения выступает либо государство в целом (если речь вдет о республиканском бюджете), либо соответствующая административно-территориальная единица, представленные соответствующим государственным органом или иным лицом. Государственные органы могут выступать в качестве самостоятельного субъекта организационных бюджетных правоотношений;  
5) бюджетные правоотношения (как материальные, так и организационные) носят государственно-властный характер.

В практике бюджетного планирования встречаются  два понятия: «бюджетный год» (или  «финансовый год») и «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»). Бюджетный  год означает отрезок времени, в  течение которого исполняется бюджет — основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу  которых относится и Казахстан, бюджетный год совпадает с  календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Бюджетный  период — отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента  начала работы по составлению проекта  бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении.

Процесс бюджетного планирования.

Процесс бюджетного планирования распадается на несколько  стадий, а именно:  
а) составление проекта бюджета;  
б) рассмотрение проекта бюджета;  
в) утверждение бюджета;  
г) организация исполнения бюджета и контроль за этим исполнением;  
д) заключение бюджета, что включает в себя составление и утверждение отчета о его исполнении.

Как одно из направлений  бюджетной деятельности, бюджетный  контроль представляет собой деятельность уполномоченных на то государственных  органов (органов бюджетного контроля) по проверке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а также  законности и целесообразности использования  бюджетных средств их получателями.

В зависимости  от осуществляющих его органов бюджетный  контроль можно подразделить на три  вида:  
1) бюджетный контроль, осуществляемый представительными органами;  
2) бюджетный контроль, осуществляемый исполнительными органами общей компетенции;  
3) контроль, осуществляемый специализированными органами бюджетного контроля.

Основными методами бюджетного контроля являются:  
1) рассмотрение проекта бюджета и проверка обоснованности заложенных в него показателей;  
2) установление системы отчетности об исполнении бюджетов и рассмотрении этих отчетов;  
3) проверка использования выделенных бюджетных средств на предмет законности бюджета, соблюдение целевой направленности, эффективности и рациональности; 
4) проверка хода исполнения бюджета;  
5) рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов как осуществление стадий бюджетного планирования.

В целях осуществления  контроля за исполнением бюджета  установлена целая система государственной  отчетности. Получатели бюджетных средств  представляют отчеты об их использовании  в соответствующие финансовые органы, а также в вышестоящие органы управления.

В зависимости  от времени своего осуществления  бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В материальном смысле бюджет — это государственный  денежный фонд.

Бюджетная система.

Бюджетную систему  РК составляют совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а  также бюджетных процесса и отношений.

Бюджетный процесс- это регламентированная бюджетным  законодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю, а также по планированию и использованию  связанных грантов.

Бюджетные отношения  — это отношения, возникающие  в бюджетном процессе.

Существуют государственный  и местный бюджет. Государственный  бюджет - сводный бюджет, объединяющий республиканский и местные бюджеты  без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению. Бюджет государства состоит  из бюджетных средств, т.е. это деньги и иные активы государства, поступление  в государственную собственность  и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме. Местный  бюджет — областной бюджета бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

В зависимости  от процедуры поправки бюджет бывает скорректированный, утвержденный и  уточненный. Скорректированный бюджет _ утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством РК или  местными исполнительными органами, без уточнения соответственно в  Парламенте РК или маслихате.

Утвержденный  бюджет — бюджет на соответствующий  финансовый год, утвержденный Парламентом  РК или соответствующим маслихатом;

Уточненный бюджет — утвержденный бюджет на соответствующий  финансовый год с учетом изменений  и дополнений, принятых Парламентом  РК или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения.

В Республике Казахстан  существуют следующие уровни бюджета:  
1) республиканский бюджет;  
2) областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;  
3) бюджет района (города областного значения)  
4) в случаях, установленных БК РК, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет.

Структура бюджета  состоит из следующих разделов:  
1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; поступления официальных трансфертов;  
2) затраты;  
3) операционное сальдо;  
4) чистое бюджетное кредитование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов;  
5) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства;  
6) дефицит (профицит) бюджета;  
7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета: поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств.

Принципы  бюджетной системы:

1) принцип  единства - применение единых принципов  организации и функционирования  бюджетной системы, использование  единой бюджетной классификации  и единых процедур бюджетного  процесса в Республике Казахстан; 
      2) принцип полноты - отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам; 
      3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов; 
      4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюжетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации; 
      5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений; 
      6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов; 
      7) принцип самостоятельности бюджета - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации; 
      8) принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов; 
      9) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов; 
      10) принцип своевременности - зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке Республики Казахстан, принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами; 
      11) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте; 
      12) принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств; 
      13) принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан; 
      14) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - направление и использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ на достижение показателей результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, с соблюдением законодательства Республики Казахстан.

В Республике Казахстан утверждаются, исполняются  и являются самостоятельными бюджеты  следующих уровней: республиканский  бюджет; областной бюджет, бюджеты  города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения). 
      Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам. 
     В Республике Казахстан в случаях, установленных настоящим Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет. 
     В Республике Казахстан составляются государственный и консолидированный бюджеты, бюджет области, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению. 
      Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними. 
      Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, города республиканского значения, столицы и поступления, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, без учета взаимопогашаемых операций между ними. 
      Бюджетом области является централизованный денежный фонд, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Информация о работе Бюджетное право