Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленное изучение государственного бюджета, его функций, а так же рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь.
Задачами данной работы является:
1) изучить содержание понятия «государственный бюджет»;
2) определить функции государственного бюджета, его структуру;
3) оценить роль государственного бюджета Республики Беларусь в развитии экономики, выявить пути совершенствования бюджетной политики, позволяющей эффективно воздействовать на экономическую активность, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность государственного бюджета…...…………………...…………...……..5
1.1 Понятие государственного бюджета, его роль и функции………………..…..5
1.2 Бюджетное устройство стран с рыночной экономикой………..…………..….7
2 Структура государственного бюджета………………………………………….11
2.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании….11
2.2Расходы государственного бюджета, их планирование и финансирование...12
2.3 Дефицит госбюджета и основные источники его покрытия……………......14
3 Государственный бюджет Республики ………………………………………...19
3.1 Бюджетная система Республики Беларусь: ее структура и принципы построения ……………………………………………..…………………….……..19
3.2 Динамика расходов и доходов государственного бюджета Республики Беларусь………………………………………………………………………..…....20
3.3 Особенности государственного бюджета Республики Беларусь и пути повышения его качественного уровня на современном этапе……………….….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.86 Кб (Скачать)
  • государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства);
  • бюджеты членов федераций (штатов в США, земель (ландов) в ФРГ, провинций в Канаде);
  • местные бюджеты. Они не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет [26,с.57].

В каждой стране структура  государственного бюджета имеет  свои национальные особенности. Она  зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и других факторов.

 

 

США

Организационное устройство государства - федеративное. Федеральный  бюджет устроен по принципу “полного”  бюджета и состоит из двух частей: собственно правительственного бюджета (федеральных фондов) и доверительных  фондов.

Собственно правительственный  бюджет охватывает и финансирует  общенародные программы, которые связаны  с политическими, экономическими и  социальными функциями государства. Расходы бюджета используются на: военные цели (занимающие центральное  место), аппарат управления, экономические, внешнеэкономические, внешнеполитические и социальные нужды, выплату процентов  по федеральному долгу.

Доходная часть бюджета  в основном формируется за счёт налогов.

Федеральные фонды составляют около 70 процентов всего федерального бюджета. На них приходится вся сумма  бюджетного дефицита.[27,с.86].

Вторая часть федерального бюджета  - доверительные фонды, которые  носят целевой характер. Их деятельность связана с отдельными видами государственной  производственной инфраструктуры (содержание и строительство автодорог, железных дорог, портов, аэропортов, электростанций и др.). Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования, которые охватывают различные виды пенсионного обеспечения, а также  пособия по безработице.

Фонды социального страхования  в частном секторе создаются  за счёт взносов работающих и предпринимателей, а для государственных служащих - из взносов самих служащих и  федерального правительства.

Объём доверительных фондов систематически возрастает. Эти фонды, как правило, имеют положительное  сальдо. За счёт этого остатка дефицит  федерального бюджета обычно показывается в заниженном размере [27,с.99].

 

Великобритания

Государственный бюджет состоит  из двух частей: из обычного бюджета  и национального фонда займов.

Обычный бюджет предназначен для финансирования текущих затрат государства. Его расходы подразделяются на расходы, ежегодно утверждённые парламентом, и консолидированный фонд постоянных затрат [27,с.54].

К ежегодно утверждённым относят  затраты на оборону, экономические  и социальные цели, субсидии местным  органам власти, помощь развивающимся  странам, на управление.

Расходы консолидированного фонда не рассматриваются парламентом, к ним относят: выплаты по государственному долгу (они передаются в фонд займов и выплачиваются из него), взносы в бюджет и другие фонды ЕЭС, расходы  по “цивилизованному листу” (содержание королевы и двора) [26,с.78].

Доходная часть бюджета  в основном формируется за счёт налоговых  поступлений (свыше 90 %). Удельный вес  прямых и косвенных налогов примерно равный. Обычные бюджеты чаще всего  дефицитны и “покрываются” ссудой из национального фонда займов.

Национальный фонда займов представляет собой бюджет капиталовложений. Из него осуществляются платежи по государственному долгу, выдаются долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным  предприятиям и местным органам  власти.

Доходы формируются за счёт следующих поступлений: процентов  по долгосрочным кредитам, прибыли  эмиссионного департамента Банка Англии, а также средств, поступивших  из обычного бюджета при образовании  положительного сальдо.

 

Франция

Во Франции центральный  бюджет содержит три части: обычный  общий (государственный) бюджет, присоединённые бюджеты различных государственных  организаций, специальные счета казначейства [27,с.123].

Центральный бюджет подразделяется на два вида операций: на операции окончательного характера - безотзывное финансирование, на которое приходится около 90 % всех бюджетных средств, и взаимного  характера - кредиты.

На долю общего бюджета  приходится более 70 % средств центрального бюджета. Общий бюджет в своей  расходной части делится на функциональный и институционный  (ведомственный). Первый группирует расходы по их функциям (содержание административных служб, обслуживание государственного долга, капиталовложения, затраты, сопутствующие капитальным  вложениям, трансферты и расходы  подразделяются на текущие и капитальные). Институционный бюджет группирует расходы  по ведомствам, исполняющим бюджет, и направляет их на оборону, уплату процентов и погашение государственного долга, оказание помощи развивающимся  странам и т. д.

Основными видами доходов  общего бюджета являются прямые и  косвенные налоги и поступления  от предпринимательской деятельности государства. Около 40 % всех налоговых  поступлений дают индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций [7,с.142].

Присоединённые бюджеты  введены для организаций, не имеющих  статуса юридического лица, но осуществляющих торгово-промышленную деятельность и  обладающих финансовой автономией (бюджеты  почты, телеграфа, телефона, национальной типографии, монетного двора и  т. д.).

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды (инвестиционно-дорожный, национально-спортивный,  различные  торговые счета казначейства).

Центральный бюджет хронически дефицитен, однако значительная часть  дефицита приходится на присоединённые бюджеты и специальные счета казначейства [16,с.167].

В разных государствах начало бюджетного года различно. Так, во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии оно совпадает с  календарным годом. В Великобритании, Японии, Канаде бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта, в Швеции, Норвегии - с 1 июля по 30 июня, в США - с 1 октября по 30 сентября. Это объясняется историческими  причинами, традициями, связанными со сроками созыва сессий законодательных  органов.

Льготный срок - время, предоставляемое  для завершения финансирования отдельных  объектов, закрытия финансовых счетов.

Этот период колеблется по странам от одного до пяти месяцев. В течение этого времени правительство  имеет право производить финансирование за счет средств, предусмотренных по уже закончившемуся бюджетному году, не испрашивая новых разрешений. Бюджетный  год с включением льготного срока  образует счетный период, под которым  понимается фактический период исполнения бюджета с добавлением льготного  срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура государственного бюджета

2.1 Доходы государственного  бюджета и роль налогов в  их формировании

 

 

Организационное построение бюджетной системы страны непосредственно зависит от формы государственного устройства.

Так, бюджетная система  унитарного государства (например, Беларуси) включает только два уровня – республиканский  и местный. Поэтому выделяются республиканские и местные бюджеты. В рамках государственной финансовой системы складываются межбюджетные отношения (центр - регион) по поводу формирования и использования финансовых средств, выводится консолидированный бюджет [1,с.342].

Консолидированный бюджет не подлежит законодательному утверждению  и не является правовым актом. Составление  консолидированного бюджета имеет  исключительно технический характер. Ведущим элементом здесь выступает  республиканский бюджет.

Республиканский бюджет –  это баланс доходов и расходов республики как субъекта финансовых отношений. Основным предназначением  республиканского бюджета выступает  удовлетворение финансовых потребностей центрального правительства. За счет средств  республиканского бюджета финансируются  общенациональные нужды.

В республиканском бюджете  выделяется доходная и расходная  часть. Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы бюджета - экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в  процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.    

Форма проявления этих экономических  отношений  - различные виды платежей предприятий, организаций и населения  в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение  - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет [5,с.258].

Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального  дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми  государством для перераспределения  национального дохода и образования  бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение  между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.

Налоги  - главный метод  перераспределения национального  дохода. Их доля составляет до 90% общей  доходной части государственного бюджета [3,с.275].

Налоги, поступающие в  соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета  могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они  получили название регулирующих доходов.

К доходам бюджета относят  государственные займы, к которым  государство прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов  осуществляются за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых  займов.

Третий метод самый  непопулярный: к нему прибегают при  чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым социально-экономическим  последствиям.

Также к источникам формирования доходов бюджета относят поступления: от внешнеэкономической деятельности, от эксплуатации государственной собственности, от реализации облигаций государственных  займов и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции  высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды).

 

 

2.2 Расходы государственного  бюджета, их планирование и  финансирование

 

 

Так как все общественное производство можно разделить на две части, то и расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального  производства, совершенствованием его  материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому выделяются текущие  и капитальные расходы. Текущие  расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств для покрытия затрат на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров  гражданского и военного характера).

Капитальные затраты - это  денежные средства, вложенные в основной капитал и прирост запасов. К  ним относят капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли  народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты [20,с.283].

В соответствии с общественным назначением расходы бюджета  подразделяются на несколько наружных групп. Как правило, выделяются группы расходов, направленные на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной  власти и управления, внешнеэкономической  деятельности, на создание резервных  фондов, на расходы по обслуживанию государственного долга и прочие.

Каждая из вышеперечисленных  групп расходов делится по ведомственному и целевому признакам.

Осуществление расходов бюджета  достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств  предприятиям, организациям и учреждениям  на проведение мероприятий, предусмотренных  бюджетом.

Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется  специфическими формами и методами предоставления средств.

Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а  именно [10,с.285]:

1) принцип получения максимального  эффекта при минимизации затрат;

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь