Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленное изучение государственного бюджета, его функций, а так же рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь.
Задачами данной работы является:
1) изучить содержание понятия «государственный бюджет»;
2) определить функции государственного бюджета, его структуру;
3) оценить роль государственного бюджета Республики Беларусь в развитии экономики, выявить пути совершенствования бюджетной политики, позволяющей эффективно воздействовать на экономическую активность, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность государственного бюджета…...…………………...…………...……..5
1.1 Понятие государственного бюджета, его роль и функции………………..…..5
1.2 Бюджетное устройство стран с рыночной экономикой………..…………..….7
2 Структура государственного бюджета………………………………………….11
2.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании….11
2.2Расходы государственного бюджета, их планирование и финансирование...12
2.3 Дефицит госбюджета и основные источники его покрытия……………......14
3 Государственный бюджет Республики ………………………………………...19
3.1 Бюджетная система Республики Беларусь: ее структура и принципы построения ……………………………………………..…………………….……..19
3.2 Динамика расходов и доходов государственного бюджета Республики Беларусь………………………………………………………………………..…....20
3.3 Особенности государственного бюджета Республики Беларусь и пути повышения его качественного уровня на современном этапе……………….….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.86 Кб (Скачать)

9. расходы на образование  включают расходы на все уровни  образования дошкольное, общее среднее,  профессионально-техническое, среднее  специальное, высшее и послевузовское  образование, также на повышение  квалификации и переподготовка  кадров, внешкольное воспитание  и обучение, прикладные научные  исследования, научно-технические программы  и проекты в области образования,  другие вопросы в области образования;

10.расходы на социальную  политику включают расходы на:

    • социальную защиту;
    • пенсионное обеспечение;
    • молодежная политика;
    • помощь в обеспечении жильем;
    • другие вопросы в области социальной политики.

Приоритетными направлениями  государственного  финансирования являются социальная политика и национальная экономика.

Если проанализировать структуру  доходов и расходов за период с 2000 по 2009 год, можно отметить, что только в 2004, 2006, 2007 и 2008 годах государственный  бюджет был сведен с профицитом, в остальные годы бюджет был дефицитным [Приложение А].

Если рассмотреть исполнение бюджета на 2010 год, то можно отметить, что в январе-июне 2010 года доходы консолидированного  бюджета  составили  22,1  трлн.  рублей,  что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные  на индекс потребительских цен, – на 1,5%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года.

Основными доходными источниками  остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно  увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов  – на 15,5% в реальном выражении [Приложение Б].

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности [табл. 1].

Таблица 1

Динамика структуры доходов  консолидированного бюджета

за январь-июнь 2009-2010 гг., %

 

Показатели

2009 год

2010 год

     1. Налоговые доходы - всего

90,3

91,5

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

21,6

23,4

             в т.ч.  -  подоходный налог

10,3

10,4

  • Налоги на собственность

3,8

3,8

  • Налоги на товары и услуги

44,9

45,5

             в т.ч.  - НДС

27,4

31,8

                       - акцизы

7,7

8,8

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

15,1

13,3

      2. Неналоговые доходы

9,7

8,3

      3. Безвозмездные  поступления

 

0,2

               Итого доходов  

100,0

100,0


 

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы  в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 3,6%.

Расходы консолидированного бюджета  в разрезе функциональной классификации  увеличились по всем разделам, кроме  «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная  политика» – на 22,3%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы  на Государственную инвестиционную программу – на 16%), «Здравоохранение» - 7,1%. Финансирование по разделу «Национальная  экономика» сократилось на 10,7%. 

Рост расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. За шесть месяцев  текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств  больше, чем за тот же период 2009 года.  Удельный вес расходов в целом  по разделу «Социальная политика»  в январе-июне 2010 года в структуре  расходов консолидированного бюджета  увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта.

В расходах консолидированного бюджета  за январь-июнь 2010 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 76% в общих  расходах, в том числе расходы  на заработную плату рабочих и  служащих и начисления на нее – 27,1%, субсидии и текущие трансферты – 28,6%, обслуживание государственного долга  – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 21,6%. На финансирование капитальных  вложений в основные фонды приходилось 13,7% всех бюджетных расходов.

Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-июне текущего года составил 18,9%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных  средств за шесть месяцев 2010 года возрос в 1,3 раза по сравнению с тем  же периодом 2009 года и составил 129,8 тыс. квадратных метров, или 4% от общей площади  введенного в эксплуатацию жилья (в  январе-июне 2009 года – 3,3%).

В январе-июне 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП  (в  январе-июне 2009 года  дефицит  составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6%  к  ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне текущего года сложились на 46,6% из  расходов республиканского бюджета и 53,4% - расходов местных  бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета  составил 62,2%.

Доходы республиканского бюджета составили 13,8 трлн. руб., или 99,2% (в реальном выражении) к уровню января-июня 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 15,5 трлн. руб., что на 8,1% больше, чем в январе-июне 2009 года.

Более трети (36,3%) всех поступлений  в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную  стоимость. По сравнению с январем-июнем 2009 года его объем увеличился на 22,1% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-июне 2010 года увеличился на 17%, составив 10,6% всех доходов республиканского бюджета. Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности сократились на 10,8%. Удельный вес этого источника доходов  республиканского бюджета составил 21,3%.

В январе-июне текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета  почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2009 года. Наиболее значительно  увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу  «Национальная экономика» сократилось  на 16% по сравнению с январем-июнем  прошлого года.

В январе-июне 2010 года расходы  республиканского бюджета превысили  доходы на 1,7 трлн. рублей, или 2,1% ВВП.

В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение  повышения  благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение  безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

 

 

 

 

3.3 Особенности государственного  бюджета Республики Беларусь  и пути повышения его качественного  уровня на современном этапе

 

 

На современном этапе  важную роль в экономическом и  социальном развитии Республики Беларусь играют территориальные органы власти. Таким образом, повышение самостоятельности  местных бюджетов является приоритетным направлением, которое требует детального рассмотрения.

В Беларуси все местные  бюджеты сбалансированы, что достигается  посредством действующего в настоящее  время механизма формирования доходов  местных бюджетов. Ежегодно законом  о бюджете утверждается перечень доходов, полностью зачисляемых  в бюджеты регионов (закрепленных доходов), дифференцированные нормативы  отчислений в местные бюджеты  от республиканских доходов и  налогов (регулирующих доходов), размеры  финансовой помощи в виде целевых  поступлений — субсидий и субвенций. Кроме того, утверждаются объемы дотаций  из фонда финансовой поддержки административно-территориальных  единиц, что обеспечивает сбалансирование  бюджетов.

В такой ситуации местным  органам управления достаточно сложно изыскивать дополнительные доходы в  необходимом объеме. Для привлечения  дополнительных доходов местные  Советы используют предоставленное  им право увеличивать ставки по закрепленным налогам: на недвижимость, на землю, за пользование природными ресурсами. Однако не все в полной мере используют это право. Кроме того, они предоставляют отдельным плательщикам льготы. В итоге эти взаимоисключающие меры существенного прироста доходов не дают.  В такой ситуации рациональным решением может быть ориентация на зарубежный опыт, на разнообразие систем межбюджетных отношений.

В виду того, что доходы республики растут медленнее, чем расходы, то необходимо совершенствовать структуру и доходной части бюджета, и расходной.

Важное значение для социальной сферы имеет изыскание дополнительных (внебюджетных) источников финансирования, в первую очередь, расширение платных услуг, которые оказывают учреждения и организации. Например, в сфере образования широко распространено репетиторство. Но средства от него идут репетиторам-частникам, минуя учреждения. Правительству следует продумать механизм, как легализовать эти средства.

Формирование  доходной части бюджета прямо зависит от результатов деятельности предприятий и организаций. И государство заинтересовано в повышении эффективности предприятий, повышении конкурентоспособности продукции. Снижение ставок налогообложения позволяет сохранять  у себя часть средств, которые могут быть инвестированы в развитие производства.

Весьма сложной представляется  система по взиманию налогов на добавленную стоимость, на прибыль, экологического и подоходного налогов, госпошлины, арендной платы за землю. Не первый год ведется работа по снижению налогового бремени. Некоторые виды налогов будут отменены с 1 января 2011 года. Запланирована отмена местного сбора на развитие территорий. В настоящее время он составляет 3%. Будут исключены из состава экологического налога отдельные виды платежей, отменены авансовые платежи по НДС. Ожидается отмена и других видов платежей [15].

Перед налоговыми органами поставлена задача по упрощению системы  налогообложения, снижению налоговой  нагрузки, объединению платежей, имеющих  сходные налоговые базы, оптимизации  размеров налоговых ставок и конкретизации  условий исчисления налогов. Все  это будет способствовать повышению  рейтинга страны, который определяет Всемирный банк в ежегодном отчете по ведению бизнеса.

В 2011 году в Беларуси будет  расширен перечень видов деятельности индивидуальных предпринимателей, по которым будет уплачиваться единый налог. Также предлагается снизить  с 10% до 8% налоговую ставку, установленную  для доплаты единого налога в  зависимости от выручки.

С вступлением Беларуси в  Таможенный союз, серьезных изменений  для субъектов хозяйствования в  налогообложении не предвидится.

В первом полугодии 2010 года увеличение ставки НДС с 18% до 20% практически  не повлекло увеличения налоговой нагрузки на предприятия.

В проекте бюджета на 2011 год предусматривается утвердить  нормативы отчислений от:

1) налога на прибыль,  уплачиваемого организациями, имущество  которых находится в собственности  Республики Беларусь, и организациями,  в уставных фондах которых  50 процентов и более акций (долей)  принадлежит Республике Беларусь:

  • получаемого на территории соответствующей области, в доход республи<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman',

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь