Методы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет.
Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание

Введение 3
1. Понятие дефицита бюджета. 4
2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. 6
3. Последствия дефицита государственного бюджета. 13
Заключение 18
ЗАДАНИЕ 12. 19
Литература 21

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ  – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ 

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине « Бюджетная система Российской Федерации»

Тема 8 (3)

Методы  финансирования дефицита государственного бюджета  и их макроэкономические последствия. 
 
 
 
 
 
 

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

2011

Оглавление

 

Введение 3

1. Понятие дефицита бюджета. 4

2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. 6

3. Последствия дефицита государственного бюджета. 13

Заключение 18

ЗАДАНИЕ 12. 19

Литература 21 
 

 

Введение

       Любому  государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость  создания такого фонда, который бы занимался  регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет.

       Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам  дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это  является существенной проблемой практически  для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому  важнейшей задачей экономической  политики государств является поиск  оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

       Одной из главных целей государственной  финансовой политики является макроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, государственные расходы бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструментов на экономический рост и стабильность является предметом дискуссий много лет. Для проведения антициклической экономической политики государство может увеличить расходы бюджета, стимулируя спрос или уменьшать налоги, но может использовать и эти оба инструмента. Можно выделить три типа бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное.

       Бюджет  состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

       Бюджетный дефицит – превышение расходной частью бюджета его доходной части. В государственном бюджете допускается дефицит величиной до 20% от доходной части или 7-8% от величины валового национального продукта. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

       Целью данной работы является раскрытие понятия  бюджетного дефицита, методов его финансирования.

  1. Понятие дефицита бюджета.

       Дефицит бюджета – такие объективные  экономические отношения, которые  возникают между участниками  общественного производства касательно использования денежных средств  больше, чем присущие закрепленные источники доходов бюджета в  силу роста предельных расходов производства.

       Это состояние бюджета свидетельствует  о недостаточно эффективном государственном  управлении, поскольку в стране отсутствует  инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

       Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов  власти и квалификации доходов и  расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет  определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает  свои расходы и выдаваемые в целях  проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных  трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных  средств. Исходя из этого принципа дефицит  равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

       Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными  причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

       Другим  важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды  депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход  сокращаются, автоматически сокращаются  также налоговые поступления. В  то же время расходы сохраняют  тенденции оставаться на прежнем  уровне. В итоге возникает или  увеличивается разрыв между расходами  и доходами, растёт дефицит.

       Выделяют  следующие виды бюджетного дефицита:

       1) Структурный бюджетный дефицит  – разница между расходами  и доходами бюджета при определенной  фискальной политике и среднем  уровне безработицы.

       2) Циклический бюджетный дефицит  – часто оценивается как разница  между структурным и фактически  сложившимся при неизменной финансовой  политике, и является результатом  действия встроенных стабилизаторов.

       3) Первичный дефицит – разность  между величиной общего дефицита  и суммой выплат по долгу.

       4) Операционный дефицит – общий  дефицит государственного бюджета  за вычетом инфляционной части  процентных платежей по обслуживанию  государственного долга.

       5) Квазибюджетный (квазифискальный) – скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства (финансирование государственных предприятий избыточной занятости в государственном секторе и выплата им заработной платы по ставкам, выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; накопления в коммерческих банках, так называемых,  плохих долгов, отдельные операции, связанные с государственным долгом).

       6) Активный дефицит – вложения  в такие отрасли экономики,  которые в будущем дадут отдачу.

       7) Пассивный дефицит.

       Последствиями бюджетного дефицита являются:

       1) Инфляция.

       2) Появление и рост государственного  долга.

       3) Снижение деловой активности.

       4) Ухудшение жизненного уровня  населения.

       Накопленная сумма заимствованных правительством средств для финансирования дефицита государственного бюджета составляет государственный долг.

  1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.

       Решение проблемы дефицита должно иметь публичный  характер, быть прозрачным. Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете  при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

       Дефицит   государственного   бюджета  может  быть профинансирован тремя способами:

       1) за счет эмиссии денег; 

       2) за счет займа у населения  своей страны (внутренний долг);

       3) за счет займа у других стран  или международных финансовых  организаций (внешний долг).

       Первый  способ называется эмиссионным или  денежным способом, а второй и третий – долговым способом  финансирования   дефицита   государственного   бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

       Основными методами покрытия бюджетных дефицитов  служат выпуск государственных займов и эмиссия кредитных денег. В  целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать  предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета  происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение  оставшегося времени текущего финансового  года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

       Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа  финансирования:

  • Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служить средством выхода из состояния рецессии.
  • Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает  государственные  ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

       Недостатки:

       • Главный недостаток эмиссионного способа  финансирования   дефицита   государственного   бюджета  состоит  в том, что в долгосрочном периоде  увеличение денежной массы ведет  к инфляции, т.е. это инфляционный способ  финансирования .

       • Этот  метод  может оказать  дестабилизирующее воздействие  на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует  увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет  к еще большему росту деловой  активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

         Финансирование   дефицита   государственного   бюджета  за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования  превышения государственных расходов над доходами.

       Достоинства этого способа  финансирования :

       • Он не ведет к инфляции, так как  денежная масса не изменяется, т.е. это  не  инфляционный способ  финансирования.

       • Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно  обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку  они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент). 
 

       Недостатки:

       • По долгам надо платить. Очевидно, что  население не будет покупать  государственные  облигации, если они  не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться  процент. Выплата процентов по  государственным облигациям называется «обслуживанием  государственного  долга». Чем больше  государственный  долг (т.е. чем больше выпущено  государственных  облигаций), тем большие суммы  должны идти на обслуживание долга. А  выплата процентов по  государственным  облигациям является частью расходов  государственного   бюджета, и чем они больше, тем больше  дефицит   бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования   дефицита   государственного   бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Информация о работе Методы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия