Методы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет.
Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание

Введение 3
1. Понятие дефицита бюджета. 4
2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. 6
3. Последствия дефицита государственного бюджета. 13
Заключение 18
ЗАДАНИЕ 12. 19
Литература 21

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

       • Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое  финансирование   дефицита   государственного   бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя  дефицит   бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот  метод   финансирования   дефицита   государственного   бюджета , то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество  государственных облигаций и расходы по обслуживанию  государственного  долга будут столь значительны), что его финансирование  долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное  финансирование . Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

       Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы  избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа  финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

       • Существенным недостатком долгового  способа  финансирования  является «эффект вытеснения» частных  инвестиций. Мы уже рассмотрели его  механизм при анализе недостатков  фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов  бюджета  (государственных  закупок и трансфертов) и сокращения доходов  бюджета  (налогов), что порождает  дефицит   бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения  финансирования  этого  дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества  государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает  финансирование   дефицита   государственного   бюджета , т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

       Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества  государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

       • Долговой способ  финансирования   дефицита   государственного   бюджета  может привести к  дефициту  платежного баланса.

       Финансирование   дефицита   государственного   бюджета  с помощью  внешнего долга. В этом случае  дефицит   бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового  финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного  метода:

  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер

       Недостатки:

  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
  • Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При  дефиците  платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

       Итак, все три способа  финансирования   дефицита   государственного   бюджета  имеют свои достоинства  и недостатки.

       Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать  такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:

  • изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;
  • более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;
  • резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;
  • снижение военных расходов;
  • сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
  • запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

       Помимо  этого, в мировой практике для  снижения бюджетного дефицита широко используется система мер, стимулирующих  привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу  несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для  производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.

       Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся  на внутренние и внешние.

       Внутренние  источники

       • Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

       • средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;

       • бюджетные кредиты;

       • кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

       • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

       • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

       • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

       • курсовая разница по средствам бюджета;

       • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

       Внешние источники

       В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

       • средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

       • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

       • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

       • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

  1. Последствия дефицита государственного бюджета.

       Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.

       1. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае он отражает не кризисное  течение общественных процессов,  а государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление  обеспечить прогрессивные сдвиги  в структуре общественного производства.

       2. Дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны,  крупные стихийные бедствия и  т.п.), когда обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам особого рода.

       3. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране. В этом случае он — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

       Последствиями бюджетного дефицита являются:

  1. Инфляция.

       Дефицит государственного бюджета как основной инфляционный фактор учитывается по тем же отчётным периодам (окончательный  обычно за год), по которым определяются результаты экономического роста и  другие макроэкономические показатели. Возникший впервые дефицит госбюджета увеличивает за данный отчётный период расходы сферы потребления без  соответствующего увеличения производства реальных потребительских благ, что  неизбежно вызывает инфляцию, уровень  которой равен в данном случае проценту дефицита к НД.

       Поскольку дефицит госбюджета синхронно вызывает и такой же прирост доходов  сферы производства, то в силу устанавливающегося равновесия цен на товары и тарифов  на трудовые услуги часть этого прироста её дохода в следующем году уйдёт  на увеличение заработной платы производственников (как частичная компенсация на инфляционный рост цен) и через государственные  налоги на увеличение дохода вообще сферы  потребления. Государство тоже будет вынуждено за счёт увеличения при этом налоговых поступлений (своих доходов) повысить заработную плату госбюджетников и через трансфертные выплаты – доход остального населения с целью привести их в определённое соответствие с зарплатой производственников.

       Значит, дефицит госбюджета оказывает своё влияние на инфляцию за отчётный год, а доход сферы потребления  повышается от этого спустя год.

       Следовательно, дефицит госбюджета, вызывающий инфляцию и рост номинального дохода производственной сферы, сопровождается и некоторым  ростом номинальной заработной платы  и доходов населения в целом, правда, с некоторым отставанием  от роста цен.

       В дальнейшем с исчезновением дефицита госбюджета исчезает и инфляция, но цены, возросшие в результате инфляции, остаются на том же уровне, т. е. не снижаются.

       Сбережение  госбюджета (профицит) приводит к недополучению сферой производства части своего дохода, что замедляет темпы роста национальной экономики и вызывает дефляцию, уровень которой равен проценту этих сбережений к НД. Последующее использование этих сбережений равносильно денежной эмиссии. Поэтому лучше, если экономика развивается без дефицита и профицита госбюджета.

  1. Появление и рост государственного долга.

       Государственный долг – это сумма накопленных  за определенный период времени бюджетных  дефицитов за вычетом имевшихся  в это время положительных  сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним.

       Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга  на последующие поколения.

       Внутренний  долг – это задолженность правительства  данной страны ее гражданам.

       Рост  государственного долга сокращает  запас капитала в экономике, так  как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки  акций промышленных компаний или  кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга  снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной  величины.

       Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

       1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

Информация о работе Методы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия