Основные экономические понятия в Бюджетном кодексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

Государству, независимо от формы правления, формы государственного устройства и политического режима, на любом этапе исторического развития необходимы финансовые ресурсы для решения задач, которые связаны с функциями государства. Как известно, в функциях государства сосредоточены усилия государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней и внешней деятельности. Не стоит забывать, что вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Работа содержит 1 файл

ФП 00 00 Основные экономические понятия в Бюджетном кодексе.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

Основные  экономические понятия  в Бюджетном кодексе 

Понятие бюджета.

Государству, независимо от формы правления, формы  государственного устройства и политического  режима, на любом этапе исторического  развития необходимы финансовые ресурсы для решения задач, которые связаны с функциями государства. Как известно, в функциях государства сосредоточены усилия государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней и внешней деятельности. Не стоит забывать, что вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

О.Н. Горбунова  указывает, что "некоторые люди ошибочно представляют бюджел как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет можно представить как форму оперативного направления денежных средств на определенные цели. Причем форма, которой придали режим закона". "Под бюджетом разумейся план ведения государственного хозяйства на данный период времени". - писал И X Озеров. В Бюджетном кодексе РФ под бюджетом понимается форма образования п расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6).

В теории финансового права бюджет рассматривается  в трех аспектах. В материальном аспекте I осударственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении обманов государственной власти или местного самоуправления. 11ри этом сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных н муниципальных образований и выполнения функций органов власти и самоуправления Как экономическая кате!-ория бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются государственные потребности в денежной форме. Д. Боголспов под бюджетом понимал "...прежде всего, совокупность доходов п расходов в течение определенного периода времени... выраженные в цифрах план ведения государственного хозяйства, установленный на предстоящий бюджетный период, и закон, па основании которого собираются доходы и производятся расходы".

Бюджетный кодекс РФ указывает на правовую форму  бюджета: в п. II БК РФ определено, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджет у государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона

Бюджет - это способ функционирования механизма  образования и расходования денежных средет в, используемых для государственных  нужд Указанное состояние (функционирование) бюджета предполагает процесс реализации экономических и юридических законов во взаимосвязи, что также отражается на материальном аспекте бюджета. При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных среде 1 в. финансовые ресурсы обладают способное! ыо быть бюджетом. 

Бюджет  как форма образования и использования  фондои денежных средств существует в течение определенного периода  времени.

Виды  бюджетов. 11аиболее распространенным критерием классификации видов бюджетов выступает их принадлежность к тому или иному уровню бюджетной системы России. По этому критерию принято различать федеральный, субъектов Федерации и месшые бюджеты.

В соотиетствии со ст 6 БК РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации на тон или иной территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Иными словами, консолидированный бюджет не принадлежит к уровню бюджетной системы России, а представляет собой учет пые параметры, отражающие функционирование вышестоящих и нижестоящих бюджетов. В экономической теории под бюджетом (от англ. budget - сумка) понимается имеющая официальную силу, признанная пли принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего па год, составленная с указанием источников поступления 1 осударственпых доходов и направлений, каналов расходования срсдсчи. Кроме 1010 в экономической теории выделяют: потребительский бюджет семьи, рекламный бюджет, бюджет Геллера (бюджет среднестатистической семьи из 4 человек), бюджет социальный, тендерный бюджет и т.н. Таким образом, если в Бюджетном праве понятие бюджет применяется только к смете доходов и расходов государства, субъекта РФ, местного самоуправления, то в экономической теории - это ведомость доходов и расходов любого экономического субъекта. 

Доходы бюджета.

Доходы  бюджета в соответствии со ст. 6 БК РФ - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета Формирование доходов бюджетов проводится на основании бюджетною законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах (а. У) БК РФ),

Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных  поступлений. В соответствии с ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пеней п штрафов но ним. 1 lajioi овые доходы бюджетов существенно отличаются от неналоговых доходов объемом поступлений и характером правового регулирования. Доходы бюджетов в зависимости от уровня бюджетной системы подразделяются на доходы федерального бюджета, субъектов РФ и бюджетов муниципальных районов, доходы бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы п Санкт-Петербурга, доходы бюджетов городских и сельских поселений

В зависимости  от права собственности выделяют собственные доходы бюджетов. В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным 
законодательством РФ и законодательством РФ о налогах п сборах;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательство РФ. 
законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами предаавительных органов 
муниципальных образований;

в) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, таких, как 
дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов
 

?

бюджет ноп  системы РФ (межбюджетные субсидии), межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные  поступления от физических и юридических лип. международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Под собственными доходами понимаются такие виды доходов. которые законодательством РФ (ст. 47 БК РФ) полностью или частично закреплены на постоянной основе за соответствующими бюджетами. Конкретный перечень и нормативы зачисления в бюджеты от определенных видов доходов, которые формируют собственные доходы бюджетов, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. 

Расходы бюджета.

Использование бюджетных средеI в, будучи компонентом финансовой деяIельности, порождает общественные отношения, к которым применяется понятие расходов бюджетов

Расходы бюджета - это отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Современное законодательство опредсляе! расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета (сг (~> БК РФ). 11риведенное легальное определение отражает лишь материальное содержание бюджетных расходов. Однако "бюджетные расходы" следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления) Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономическою развития страны, формами предоставления бюджетных средств.

Содержание  бюджетных расходов можно рассматривать  и с других методологических позиций. Бюджетные расходы необходимо делить на так называемые обыкновенные и чрезвычайные расходы. Обыкновенные расходы - это установленные законом (решением) о бюджете бюджетные средства, которые призваны покрывать основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных бюджетных расходов. Чрезвычайные расходы представляют собой расходы временного характера; их размер также установлен законом (решением) о бюджете в переделах сформированных в составе бюджетов резервных фондов. В составе расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) Бюджетным кодексом РФ (ст. 81) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на. финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последе 1 вин стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В указанной статье установлены правовые основы образования и использования резервных фондов; размер данного фонда не может превышать 3% от общего объема расходов бюджета. В федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ (ст. 82 БК РФ), ею размер не может превышать 1% от утвержденных расходов федерального бюджета Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, за исключением проведения выборов, референдумов, освещения деятельности Президент Российской Федерации. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляем на основании указов и распоряжений Главы государства

Не меньшее  значение имеет н экономическая классификация бюджетных расходов По

экономическому  содержанию бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные расходы. Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки др\т им бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К текущим расходам относятся такие расходы, как заработная плата, приобретение услуг, транспортные услуги, коммунальные услуги. Однако даже своевременного и полного финансирования всех текущих расходов, направленных на поддержание жизнедеятельности общества, недостаточно. Для его нормального развития необходимы капитальные расходы. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответвии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создастся или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. К капитальным расходам относится капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря длительного пользования и земли

Действующим бюджетным законодательством бюджетные  кредиты выведены из состава расходов бюджетов, но в теории придерживаются вышеприведенной классификации  и включают бюджетные кредиты  в состав капитальных расходов бюджетов. Это обьяеняется тем, что бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах бюджетных ассигновании, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ). 

Понятие и значение государственного и муниципального долга

Основополагающие  принципы политики государства в  области управления государственным  долгом заложены в Конституции Российской Федерации. Помимо положений общего характера, определяющих принципы государственного управления, федеративного устройства, разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, которые имеют значение для регулирования финансовой системы в целом, Конституция России содержит нормы, непосредственно касающиеся системы управления государственным долгом. Речь идет, в частности, о п. 4 ст. 75, где предусмотрено, что "государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе". В результате осуществления Российской Федерацией или муниципальными образованиями заимствований образуется соответственно государа венный или муниципальный долг. Понятие государственного долга тесно связано с такой финансово-правовой" категорией, как государственный (муниципальный) кредит, где юсударство (муниципальное образование) выступает в разных ипоаасях - как кредитор и как заемщик.

Информация о работе Основные экономические понятия в Бюджетном кодексе