Основные экономические понятия в Бюджетном кодексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

Государству, независимо от формы правления, формы государственного устройства и политического режима, на любом этапе исторического развития необходимы финансовые ресурсы для решения задач, которые связаны с функциями государства. Как известно, в функциях государства сосредоточены усилия государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней и внешней деятельности. Не стоит забывать, что вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Работа содержит 1 файл

ФП 00 00 Основные экономические понятия в Бюджетном кодексе.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

1 осударственпый (муниципальный) долг представляет собой задолженность Российской Федерации (муниципального образования), срок платежа по которой уже наступил Рассматривая государственный и муниципальный дол! с позиции науки финансового права и, следовательно, как один из финансово-правовых институтов, следует отметить, что долговая деятельность публично-правовых образований осуществляется посредством использования финансово-кредитных инструментов (публичных займов, кредитов, ценных бумаг и др ) При этом сама публичная (государственная и муниципальная) долговая деятельность есть не что иное, как один из самостоятельных видов финансовой деятельности государства и его территориальных подразделений наряду с такими ее видами, как налоговая, эмиссионная, инвестиционная. 13 соответствии со ст. 103 БК РФ под государственными заимствованиями Российской Федерации понимают ся государственные займы, осуществляемые путем выпуска 1 осударственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (займет вования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, но которым возникают долговые обяза 1 ельства Российской Федерации.

Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства России

В настоящее  время понятие государственного долга содержится в Бюджетом кодексе  РФ, где этому институту посвящена  целая глава. Анализ трансформации  попят пя государственного долга  показывает, что в Бюджетном кодексе  РФ законодатель не только определяет общее понятие государе!венного долга, но и выделяет государственный долг Российской Федерации и государеI венный долг муниципального образования. В соответствии со ст 97 БК РФ государственный долг Российской Федерации определяется как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими п юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства., возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ. Как видно из приведенного определения, круг возможных участников правоотношений, складывающихся по поводу долговых обязательств Российской Федерации, законодателем установлен довольно широко - от субъектов национального права до субъектов международною права.

Государственный долг Российской Федерации полностью  и без каких-либо условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственное! и имуществом, составляющим государственную казну.

Под муниципальным долгом понимается общая сумма задолженности муниципального образования, срок выплаты по которым уже наступил, т.е. совокупность всех долговых обязательств муниципального образования. Так же как и государственный долг Российской Федерации, долг муниципального образования обеспечивается полностью и без условий всем муниципальным имуществом, составляющим казну муниципальной-) образования.

Формы (виды) государственного и  муниципального долга

    Внешний долг - обязательства, возникающие в  иностранной валюте, за исключением  ооязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  перед

Российской  Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использовании целевых иностранных кредитов (заимствовании);

    Внутренний  долг - обязательства, возникающие в  валюте Российской Федерации, а также  обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

    В экономической теории внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов, а внешний государственный долг - в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям. 

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включается:

1) номинальная сумма долга по государственным цепным бумагам Российской 
Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и 
обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

л) объем  основного долга но бюджетным  кредитам, полученным Российской Федерацией; 4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5 1   объем   иных  (за   исключением   указанных)  долговых   обязательств   Российской

Федерации,    оплата   которых    в   валюте   Российской    Федерации    предусмотрена

федеральными  законами до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

В свою очередь, в объем государственного внешнего долга Российской Федерации

включается:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской 
Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и 
обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе но целевым 
иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии 
Российской Федерации;

л) объем  обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Государственный внешний долг Российской Федерации  выражен в иностранной валюте, I е в денежных знаках в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории иностранного государства.

Размер  государственного долга Российской Федерации - нормативная величина. Гжегодно в федеральном бюджете утверждается его верхний предел Например, в  соответствии со ст. I Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации установлен на 1 января 2010 1. в сумме 2 275 764 772,0 тыс рублей и на I января 2011 г. - в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей, а верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации составляет на 1 января 2010 г. 43,9 млрд. долларов США, или 32.3 млрд. евро, а па I января 2011 I - 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро.

Законодателем установлено, что долговые обязательства  субъекта Российской Федерации могут  быть краткосрочными - менее одного года, среднесрочными - от одного года до пяти лет. и долгосрочными - от пяти до 30 лет включительно

Бюджетное регулирование. Закрепленные и регулирующие доходы. Дотации, субвенции, субсидии. Использование секвестра. Защищенные статьи расходов бюджета

11од  бюджетным регулированием понимается  распределение доходов федерального  бюджета между различными уровнями  в целях их сбалансированности (ст 18 Закона РСФСР "05 основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"), 

В экономической  теории под сбалансированностью бюджетов понимается состояние бюджетов хозяйственной системы предприятия, региона, государстна, при котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу.

Различают четыре группы методов бюджетного регулирования.

I. установление  и распределение регулирующих  источников доходов бюджета;

2 перераспределение самих бюджетных источников,

3. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств 
вышестоящего бюджета;
 

4. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов. 

Основным  методом бюдже! пого регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов. 

Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо  фиксированной доле  (в процентах)  на  постоянной  или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК РФ. 

Регулирующие  доходы бюджетов.1 о доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст ст 48,63 БК РФ). 

Кслп  названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются  методы оказания прямой финансовой поддержки ( ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции пли субсидии. 

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на ос тпмс и)шт и ое'мющниттп основах для покрытия текущих расходов (ст 5 Б К РФ). 

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на 6сшпиешя)шт и (кпелгщчттои осштих на осуществление определенных целевых расходов (ст. 5 БК РФ). 

В отличие  от дотации субвенция предоставляется  на финансирование конкретно!о мероприятия  в течение определенного срока  и в случае неиспользования ее в срок пли использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему  се органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу па условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 5 БК РФ). 

Трансфер!' - наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт , под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов. 

Межбюджетные  трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

В экономической теории трансферт (англ. transfer, франц. transfert - передача от лат transterre - переносить, переводить) - 1) выплаты из юсударственного бюджета; 2) перевод иносфанной валюты из одной страны в другую.

В условиях бюджетного дефицита предусмотрено  применение следующих мер I) при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) дефицита; 2) привлечение средств путем выпуска, займов (государственных пли мест пых) и использование кредитов; 3) при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов 

Секвестр ( от .шт. sequestrum - юр. запрещение, ограничение пользованием или распоряжением каким-либо имуществом) - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государе i венных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года 

Решение о секвестре принимается представительным органом по предложению исполнительного  органа власти. Механизм секвестра  может вводится и в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования бюджетом мероприятий. 

Секвестру не подлежат защищенные статьи , состав которых определяется Государственной Думой, высшими представительными органами власти субъектов РФ и местными органами. 

В бюджете  текущих расходов выделяются защищенные статьи, но которым гарантируется производство расходов в полном объеме в условиях применения механизма секвестра. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении coo 1 вететвующего бюджета. К ним относятся статьи, предусматривающие выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопление, освещение и др. 

Информация о работе Основные экономические понятия в Бюджетном кодексе