Принципы бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:26, статья

Описание работы

Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства и расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

Работа содержит 1 файл

Принципы бюджетного процесса.docx

— 19.88 Кб (Скачать)

Сигули Натальи, гр. 2403

 

Принципы бюджетного процесса.

 

 

             Государственный бюджет является  одним из важнейших звеньев  финансовой системы страны. Через  бюджет производится мобилизация  финансовых ресурсов государства  и расходование на цели, определяемые  государством в лице соответствующих  органов государственной власти.

             Согласно статье 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, бюджет  является формой образования  и расходования фонда денежных  средств, предназначенных для  финансового обеспечения задач  и функций государства и местного  самоуправления.   

             Бюджетный процесс – регламентированная  нормами процессуального бюджетного  права деятельность государства  по составлению, рассмотрению  и утверждению бюджета, его  исполнению и заключению, а также  составлению, рассмотрению и утверждению  отчёта об его исполнении.

             Нормы бюджетного процесса предписывают  правила и порядок применения  норм материального бюджетного  права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета  от момента его составления  до момента утверждения отчёта  об его исполнении, порядок и  последовательность вступления  в бюджетные правоотношения различных  субъектов – участников этих  правоотношений на разных стадиях  бюджетного процесса.

             Деятельность  государственных органов  от начала составления государственного  бюджета до утверждения отчёта  о его исполнении длиться около  трёх с половиной лет, и этот  срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится  на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют  одна другую.  В частности это  стадии:

  1. Составления.
  2. Рассмотрения.
  3. Утверждения.
  4. Исполнения и заключения.
  5. Составления и утверждения отчёта об исполнении.

             Сам бюджет действует в течение  одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный)  год на территории Российской  Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

             Стадии бюджетного процесса следуют  строго последовательно, и этот  порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз  работа с новым бюджетом начинается  снова, так как ежегодно изменяется  объём национального дохода государства,  перераспределяются по-разному государственные  средства, в зависимости от задач,  решаемых государством в данный  период времени. Кроме того, ежегодно  изменяются потребности каждого  субъекта Российской Федерации  и органа местного самоуправления  в денежных средствах, что зависит  от того, как будет развиваться  хозяйство и социальная сфера  данной территории в следующем   году.

             Однако порядок, предполагающий  последовательность стадий составления,  рассмотрения, утверждения бюджета,  его исполнения, составление, рассмотрение  и утверждение отчёта об исполнении  бюджета остаётся неизменным.

             На каждой стадии бюджетного  процесса решаются вопросы, которые  не могут быть решены в другое  время. Так, вопросы бюджетного  регулирования за счёт процентных  отчислений от федеральных налогов  и налогов республик в составе  Российской Федерации, а также  вопросы финансовой поддержки  территорий решаются в момент  составления бюджета. Окончательно  процентные отчисления от регулирующих  источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

             Вопросы открытия бюджетных ассигнований  решаются финансовыми органами  и банком только после утверждения  соответствующего бюджета и т.  п.

             В основе бюджетного процесса  лежат определённые принципы, соблюдение  которых даёт возможность правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет так, чтобы средства  государства были использованы  экономно и с максимальной  пользой для развития общества. В настоящее время в связи  с принятием Бюджетного кодекса  РФ для всей бюджетной системы  предусмотрены общие принципы. Это:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджетов;
  • эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

             Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют исполнительные органы, закон или решение о бюджете принимаются представительным органом, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

             Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д.

             Особое внимание в бюджетном  процессе заслуживает принцип  публичности и гласности, которые  для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его  принятия широко обсуждается  как представительными органами, так и общественностью. Принятый  бюджет обязательно публикуется  в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.

             В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета  или о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати.

             Органы представительной и исполнительной  власти также постоянно отчитываются  перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета. 

             Важным для бюджетного процесса  остаётся принцип специализации  бюджетных показателей, который  состоит в том, что в основе  и составления, и исполнения  бюджета лежит бюджетная классификация,  которая предполагает группировку  всех доходов бюджетов всех  уровней по источнику возникновения,  а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

             Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех  стадиях бюджетного процесса. Бюджетная  классификация – специальный  юридический акт, ледащий в  основе всей бюджетной деятельности  финансовых органов. Следует иметь  в виду, что бюджетная классификация  имеет значение не только для  процессуального бюджетного права,  но и лежит в основе материального  бюджетного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Принципы бюджетного процесса