Понятие бюджетного процесса, его принципы и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Финансовое право Российской Федерации – наука и отрасль права в современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя всё более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 137.00 Кб (Скачать)


АННООСПО

Санкт-Петербургский  полицейский юридический колледж

“ИнтерПолисКолледж”

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат.

По  предмету “Финансовое право”

По  Теме “ Понятие бюджетного процесса, его принципы и структура”

 

 

 

 

 

 

Слушателя 15/1 группы

Заочного обучения

Бурова А.Г.

 

Преподаватель

Г.М.Погорелова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

Содержание

 

 

 

Введение

 

Финансовое право Российской Федерации  – наука и отрасль права  в современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма  управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя всё более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Финансовые отношения выступают  неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями( Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионные фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значения изучения дисциплины финансового права.

При этом данный учебный курс занимает особое место учебном процессе на юридических факультетах, изучение его сопряжено с рядом трудностей. Во первых финансовое право, как никакая другая юридическая дисциплина, самым тесным образом связана с юридической наукой. Для успешного усвоения этого учебного курса требуется владение как финансово правовыми категориями, таки и основами экономических знаний.

Во вторых, чрезвычайно обширным становится сегодня сам предмет финансового права – российское законодательство, регулирующее публичные финансы, и складывающаяся на его базе правоприменительная практика. Разрастание предмета финансового права порождает новые требования к его изучению.

В третьих, финансовое законодательство отличается динамизмом, очень нестабильно  и периодически изменяется. Реформы  налогового и бюджетного регулирования. Административная реформа заставляют изучать многие вопросы финансового права с нуля, используя в качестве источника только нормативный правовой акт,  и фактически отсутствует возможность использовать какие либо учебно-методические пособия, поскольку стремительные изменения финансового законодательства приводит к быстрому устареванию учебников и иной учебно методической литературы.

Данная работа будет посвящена  теме Бюджетного процесса, его принципам  и структуре, надо сказать, что бюджетный  процесс являясь частью бюджетного права которое регулирует такие моменты как бюджетное устройство РФ, структуру доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию РФ, субъектов РФ и МО в области бюджета ну и конкретно сам бюджетный процесс, то есть порядок формирования и реализации бюджета, а так же отчетности об его исполнении.

 Целью работы является изучение  вопроса бюджетного процесса, на  основе действующих Законов и  иных нормативно- правовых актов,  раскрытие его принципов и  структуры

 1.Понятие Бюджетного процесса и основные полномочия его участников

 

Бюджетный процесс – составная  часть бюджетного права, а точнее один из правовых институтов, входящих в подотрасль «Бюджетное право». Бюджетный  процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение. В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ. Однако учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне её субъектов. Кроме того, бюджетный процесс имеет место и на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.

Понятие бюджетного процесса в РФ раскрыто в ст. 6 БК Ф. здесь он определен как регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Данное понятие бюджетного процесса имеет ряд недостатков. Самый главный состоит в том, что это понятие не охватывает всего содержания бюджетного процесса, а описывает лишь его часть. В связи с этим представляется более полезным исходить из научного понятия бюджетного процесса, устоявшегося в финансово-правовой и экономической науке на протяжении многих лет. Учитывая, что сегодня бюджетный процесс обеспечивает не только формирование и реализацию бюжета, но и государственных внебюджетных фондов, правильно будет сказать, что бюджетный процесс – это установленный нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а так же составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.

Таким образом  получается что бюджетный процесс  это сложный правовой механизм, в  котором выделяются следующие стадии:

    • Составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
    • Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
    • Исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
    • Составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

При этом на всех стадия бюджетного процесса имеет место государственный финансовый контроль.

Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность  во времени. В целом, бюджетный процесс  по бюджету и государственным  внебюджетным фондам на предстоящий  финансовый год начинается не позднее десяти месяцев до начала очередного  финансового года, а заканчивается к концу года, следующего за годом исполнения бюджетов. В частности, в соответствии со ст. 275, 279 БК РФ бюджетный процесс по федеральному бюджету заканчивается в последних числах ноября месяца, следующего за годом исполнения ежегодного федерального бюджета. Таким образом, весь цикл бюджетного процесса длится более двух лет. При этом, непрерывность бюджетного  процесса выражается в том, что бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на новый финансовый года начинается тогда, когда еще не закончен бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на текущий финансовый год.

В бюджетном процессе принимает участие значительный круг субъектов. В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются: 1) Президент РФ; 2) органы законодательной власти; 3) органы исполнительной власти 4) органы денежно-кредитного регулирования; 5) органы государственного и муниципального финансового контроля; 6) государственные внебюджетные фонды; 7) главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 8) бюджетные учреждения; 9) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 10) другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета. Законодательством РФ и субъектов РФ бюджетные  полномочия могут быть возложены и на иные органы.

Полномочия Президента РФ в бюджетном процессе вытекают из Конституции РФ, согласно которой Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая финансово-экономическую политику, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и, соответственно, с бюджетным посланием, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и уполномочен использовать в этих целях согласительные процедуры, в том числе в бюджетном процессе.

Бюджетные полномочия законодательных органов государственной власти  и представительных органов местного самоуправления сводятся в основном к рассмотрению и утверждению соответствующих бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении. Кроме того, они осуществляют парламентский контроль на различных стадиях бюджетного процесса( ст.153 БК РФ).

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в свою очередь осуществляют составление  проекта бюджета, внесение его с  необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного(представительного) органа, исполнение бюджета, включая сбор доходов бюджета, управление государственным или муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных( представительных) органов. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Органом денежно-кредитного регулирования, обладающим бюджетными полномочиями, является Банк России, который совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно- кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. К работе с бюджетными средствами могут также привлекаться иные кредитные организации для осуществления операций по представлению бюджетных средств на возвратной основе, а также в целом для обслуживания бюджетных счетов, если на соответствующей территории Банк России не может выполнить эту функцию( ст.155-156 БК РФ).

Органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют в ходе бюджетного процесса финансовый контроль за исполнением  бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, нормативных правовых актов в области бюджета(ст. 157 БК РФ). К числу этих органов относятся: счетная палата РФ, счетные палаты в субъектах РФ и другие органы.

Главным распорядителем средств бюджета как участником бюджетного процесса является орган  государственной власти РФ, субъекта РФ, орган местного самоуправления, определенные ведомственной классификацией расходов бюджета и имеющие право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Перечень главных  распорядителей и распорядителей бюджетных  средств определяется органом исполнительной власти соответствующего уровня в зависимости от структуры органов власти и способов организации финансовых потоков( ст. 25 БК РФ).

Главными распорядителями  средств федерального бюджета являются, как правило, министерства и ведомства, а средств бюджетов субъектов  РФ министерства, управления и отделы исполнительных органов власти субъектов РФ. Приведем пример: Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, а управление здравоохранения администрации субъекта РФ главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета. На уровне муниципальных образований главного распорядителя средств по муниципальному образованию может и не быть. Однако в крупных городах в качестве главного распорядителя средств городского бюджета выступает глава исполнительного органа местного управления.

Бюджетное законодательство определяет понятие «ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ  БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ» в первую очередь по наличию учтено распорядительной функции, в соответствии с которой главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств имеет при этом право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями.

Важное место отводится главному распорядителю бюджетных средств  в заемно-инвестиционном процессе. Он может быть уполномочен представлять сторону государства, субъекта РФ или  органа местного самоуправления в договорах  о предоставлении бюджетных средств  на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. С другой стороны, главный распорядитель бюджетных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат( ст. 158 БК РФ)

Не менее значимы контрольные  полномочия главного распорядителя  бюджетных средств. Он осуществляет контроль получателей бюджетных  средств в части обеспечения  целевого использования бюджетных  средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель бюджетных  средств осуществляет также контроль за использование бюджетных средств  распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля ( ст. 160 БК РФ).

Информация о работе Понятие бюджетного процесса, его принципы и структура