Социально-экономическое значение бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие вопросы: социально-экономическое значение бюджета, бюджет Российской Империи, развитие бюджетной системы России в 1917-1990 г.г., структура бюджетной системы РФ на современном этапе

Содержание

1. Социально-экономическое значение бюджета
2. Бюджет Российской Империи
3. Развитие бюджетной системы России в 1917-1990 г.г.
4. Структура бюджетной системы РФ на современном этапе
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 41.54 Кб (Скачать)

 

Содержание

1. Социально-экономическое значение  бюджета-------------------------------------3

2. Бюджет Российской Империи---------------------------------------------------------6

3. Развитие бюджетной системы  России в 1917-1990 гг.--------------------------9

4.Структура бюджетной системы  РФ на современном этапе--------------------15

Список использованной литературы--------------------------------------------------17

 

1.Социально-экономическое значение бюджета

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Государственный бюджет –  это основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  фонда денежных средств (государственного бюджета), закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений.

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый  одновременно с планом социального  развития системы как составная  его часть. Финансовый план призван  отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций  общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету  новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет – основный финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности страны.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства  в централизации и перераспределении  валового общественного дохода. Государственный  бюджет страны – основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование  государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных  черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется  следующими чертами:

1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов  установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета  позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет  делать выводы о необходимости изменения  тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал с инициативой местных  органов власти. Развитие местного  самоуправления – экономическая  основа реализации принципа развития  демократического общества.

3. С помощью государственного  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  народного хозяйства, субъектами  РФ и иными сферами.

4. Отличительной чертой  государственного бюджет является  его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми  отраслями народного хозяйства

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального  дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения  национального дохода государство  получает в свое распоряжение часть  чистого дохода в форме налогов (НДС, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает  часть прибыли предприятий и  хозяйственных организаций различных  форм собственности.

На современном этапе  развития экономики государственный  бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в  руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования  микроэкономических пропорций при  формировании государственного бюджета  на предстоящие годы, в том числе  на предстоящий финансовый год.

Бюджетная политика в новых  условиях хозяйствования нацеливает па повышение устойчивости доходной части  бюджета. Взаимоотношения государства  и предприятий по формированию бюджетных  средств в перспективе устанавливаются  на нормативной основе. Это дает определенную стабильность и позволяет  теснее привязать источники доходов  бюджета к результатам хозяйствования, к росту эффективности производства. Нормативный принцип может быть использован в различных перспективных формах – посредством взимания платежей по нормам за ресурсы или через налогообложение доходов предприятий.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и  политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйств; государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

– образования  бюджетного фонда (бюджетные доходы);

– использования  бюджетного фонда (бюджетные расходы);

– контроля.

Первую  функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих, доходовлиц, работающих по найму, предпринимательской прибыли, ренты, процентов.

Вторая  функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля. Она обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Бюджетные параметры по доходам  и расходам определяются на основе прогнозных показателей социально-экономического развития страны. Т.о., бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем для выполнения экономических, социальных и политических задач.

 

2.Бюджет Российской  Империи

Дефицитность бюджета, существовавшая и до войны, усугубилась в этот период еще и тем, что расходные  сметы, установленные в бюджетной  росписи, вовсе не были обязательными  для ведомств, большинство которых  в середине бюджетного года испрашивало  и получало дополнительные ассигнования. Благодаря этому расходная часть  бюджета намного превысила суммы, предусмотренные государственной  росписью. Одним из источников, за счет которого покрывалась дефицитность бюджета, были "позаимствования" казны из привлеченных средств государственных  кредитных учреждений. За период с 1850 по 1860 г. казна заняла в дореволюционных  банках 296 млн. руб. Кроме того, в течение  этого десятилетия правительство  выпустило кредитных билетов  на 400 млн. руб.; за 1854 и 1855 гг. заключило  два иностранных займа на 100 млн. руб. и, наконец, в 1859 г. выпустило 5% банковские билеты на сумму в 277 млн. руб. . Платежи  по государственному долгу (проценты и  погашения) составляли значительную статью расходной части государственного бюджета. Накануне отмены крепостного  права на это затрачивалось около 50 млн. руб. . Другим наиболее крупным  и непрерывно возраставшим источником поступления денег в казну  был так называемый "питейный доход". С 1832 г. по 1862 г. этот вид государственного дохода увеличился почти в 4 раза: с 34 до 127 млн. руб. Накануне финансовых реформ он составлял около 40 % всей доходной части государственного бюджета . "Питейный доход" находился на откупе у нескольких крупнейших купцов и впоследствии стал важнейшим источником первоначального  накопления капитала в России - Бенардаки, Кокарев, Мамонтов, Гинзбург и многие другие винные откупщики нажили миллионные состояния. Из их среды вышли впоследствии крупнейшие предприниматели, железнодорожные  концессионеры и банкиры. Однако в целом откупная система имела  отрицательное воздействие на экономику  страны. Известный русский статистик  А. Арсеньев писал в 1817 г., что винный откуп "от беднейшей части народа вытягивал последнюю копейку, не токмо многие семейства оставляет  без пищи, одежды и самонужнейшего содержания, но есть виной великого числа недоимок в податях государственных, которые, будучи пропиты в кабаках, в казну не поступают" . Накануне реформы даже министерство финансов признавало вред откупной системы, отмечая, что она разоряет широкие слои населения и таким образом  способствует созданию недоимок по другим видам налогов. Важнейшим следствием слабости и неустойчивости государственных  финансов было расстройство денежной системы. Проведенная в 1839 - 1843 гг. денежная реформа, основывавшаяся на началах биметаллизма, в ходе которой доходы и расходы страны начали производить в серебряном исчислении (3 р. 50 коп. приравнивались к одному серебряному рублю), а выпущенные новые кредитные билеты разменивались как на золото, так и на серебро, только на короткое время восстановила размен и нормальное денежное обращение в стране. Начавшаяся через 10 лет Крымская война вновь заставила правительство прибегнуть к бумажно-денежной эмиссии как к важнейшему источнику покрытия военных расходов и послевоенных дефицитов. 
 
Сохранившиеся данные о бюджете России в предреформенный период отражают лишь централизованную часть государственных финансов и не дают никакого представления об отдельных, обособленных капиталах и сметах, существовавших помимо общей росписи. Это обуславливалось тем, что многие ведомства дореформенной России пользовались правом самостоятельно получать доходы и расходовать эти средства вне всякой связи с общегосударственной бюджетной росписью. Логическим следствием множественности и неупорядоченности бюджетного дела было отсутствие кассового единства. Каждое ведомство могло хранить любые суммы капиталов и средств в своих кассах неограниченное время, сужая возможности министерства финансов в манипулировании наличностью. Весьма характерно было и то, что в ряде законодательных актов специально подчеркивалась сугубая секретность бюджетных росписей, которые не подлежали рассмотрению даже высших государственных учреждений. Вплоть до финансовой реформы 1862 г. государственный бюджет нигде не публиковался и утверждался царем в секретном порядке. "До 1862 года, - писал в своем дневнике А. Н. Куломзин, - финансы, т. е. бюджет, его размер и положение, доходность налогов и монополий казны - все это составляло предмет непроницаемой государственной тайны" . Когда для занятий с Александром II, в бытность его наследником, потребовалась роспись, то министр финансов Канкрин выдал ее только со специального разрешения царя. Николай I был непреклонно убежден в необходимости полной секретности бюджета, также как и в том, что бесконтрольное расходование государственных средств - неоспоримое преимущественное право государственной власти. Когда в 1850 г. бюджет страны был сведен с дефицитом в 33,5 млн. руб., Николай I приказал скрыть создавшееся положение даже от государственного совета. По приказанию царя министерство финансов в графе расходов по военному ведомству показало на 38 млн. руб. меньше, чем предполагалось. Таким образом, на 1850 г. существовали две бюджетные росписи: одна - фальсифицированная , утвержденная государственным советом, и вторая - действующая, утвержденная царем. Секретность бюджета усиливала произвол и казнокрадство, господствовавшие в государственном аппарате. Этому также способствовала и полная бесконтрольность расходования государственных средств. Организованный во времена Александра I Особый государственный контроль не имел никакого серьезного значения. Вплоть до финансовой реформы 1862 г. органы государственного контроля не пользовались правом документальной ревизии по подлинным книгам, а производили лишь поверхностную проверку генеральных отчетов ведомств. Государственный контролер В. А. Татаринов в своем отчете царю за 1865 г. так характеризовал состояние контрольного дела в дореформенной России. Действовавшая в империи до настоящего времени система отчетности состояла преимущественно в том, что кассы ревизовались по книгам и документам и притом окончательно самими управляющими, при коих они состояли, а государственный контроль проверял действия распорядителей не по документам, а по генеральным отчетам, составленным высшими распорядительными учреждениями из местных отчетов подведомственных губернских учреждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Развитие бюджетной  системы России в 1917-1990 гг.

В течение всего периода  революции и гражданской войны  с 1917 по 1920 гг. шло непрерывное разрушение экономики, падение промышленного  и сельскохозяйственного производства.

В результате Октябрьской  революции, начавшейся Гражданской  войны и интервенции экономика  страны была почти полностью разрушена. Ликвидация международных торговых связей привела к тому, что Россия оказалась полностью оторванной от международного рынка. Гражданская  война шла вдоль основных транспортных (железнодорожных, водных, гужевых) магистралей, что крайне затрудняло продуктообмен  города и деревни. Произошло резкое падение промышленного производства. Промышленность работала в основном на военные цели. В стране был  товарный голод. Валовая продукция  промышленности страны в 1920 г. составила 20% от уровня 1913 г. Особенно сильно пострадала крупная промышленность. Ее валовая  продукция в 1920 году составляла 12% от уровня 1913 г.

Валовое производство мелкой промышленности сократилось до 44% от уровня 1913 г. Грузооборот всех видов  транспорта в 1920 году составил 17% от 1913 года [2], а без учета воинских грузов и нужд самой дороги всего 12%.

Произошло значительное сокращение сельскохозяйственного производства. В 1921 г. валовая продукция сельского  хозяйства составила 67% от уровня 1913 г., причем в гораздо большей степени, в 2,5 раза сократилась товарность сельскохозяйственного  производства.

После революций и войн на Россию обрушилась новая беда - голод  зимы 1921-22 годов. В городах голодало 20% населения. Одной из причин была жестокая засуха в Поволжье. Но главная причина  была в отсутствии каких-либо продовольственных  резервов и в продразверстке. Весной 1920 года у многих крестьян был конфискован  даже семенной фонд. В результате голода погибло не менее 5 млн. человек, в  т.ч. около 1 млн. крестьян.

После национализации промышленности товарооборот стал натуральным, денежное обращение было практически ликвидировано. В 1918-20 гг. был полностью разрушен свободный рынок. Государство стремилось заменить денежный оборот организованным обменом и распределением продуктов. Производилось директивное снабжение  госпредприятий ресурсами. Торговли фактически не существовало, она была заменена заготовкой и распределением сельскохозяйственных продуктов и промышленных изделий  по твердым ценам или бесплатно. Этих продуктов было недостаточно даже для покрытия минимальной потребности  населения. Нормировались и оптовые, и розничные цены.

Весь рыночный товарооборот сводился к нелегальной базарной торговле вещами и продуктами. С  вольным рынком и рыночными отношениями  велась борьба. Торговля преследовалась и перешла на нелегальное положение, что вызвало рост "подпольной" спекуляции. Также было распространено "мешочничество", когда горожане ездили по деревням и обменивали там  промышленные товары на продукты питания. Недостаток продовольствия вызвал с конца 1917 г. усиленный рост цен на продовольствие.

Продукты изымались принудительно. Крестьяне были вынуждены все  излишки, а чаще всего и часть  самого необходимого, сдавать государству  без всякого эквивалента, т.к. промышленных товаров почти не было. В 1918-1920 гг. происходили массовые выступления  крестьян. От продразверстки уклонялись также путем сокрытия зерна, перевода зерна в самогон и другими  способами. У мелкотоварного сельского  хозяйства не было стимула сохранять  производство на имеющемся уровне, тем более расширять. Недостаток тяги, рабочей силы, изношенность инвентаря  приводили к сокращению производства.

Абсолютное количество сельского  населения с 1913 по 1920 г. почти не изменилось, но процент трудоспособных в связи  с мобилизациями и результатами войны заметно понизился с 45% примерно до 36 %. Площадь запашек сократилась  за 1913-1916 гг. на 7 %, а за 1916-1920 гг. - на 20,3 % [7 ]. Производство ограничивалось лишь собственными потребностями, стремлением  обеспечить себя всем необходимым. В  Средней Азии практически прекратилось выращивание хлопка, вместо этого  стали сеять хлеб. На Украине резко  сократились посевы сахарной свеклы. Это вело к снижению товарности сельского  хозяйства, т.к. свекла и хлопок - высокотоварные культуры. Сельское хозяйство стало  почти полностью натуральным.

Вплоть до 1921 г. экономическая  и политическая жизнь страны проходила  в соответствии с политикой "военного коммунизма", политикой полного  отказа от частной собственности, рыночных отношений, абсолютного контроля и  управления со стороны государства. Управление было централизовано, предприятия  и учреждения на местах не имели  никакой самостоятельности. Это  явление получило название "главкизм" и "центризм". Но все эти кардинальные изменения в экономике страны были введены стихийно, не были спланированы и жизнеспособны. Такая жесткая  политика лишь усугубляла разруху в  стране. Это было время топливных, транспортных и других кризисов, падения  промышленности и сельского хозяйства, нехватки хлеба и карточного распределения  продуктов.

В стране был хаос, постоянно  происходили стачки и манифестации. В 1918 г. было введено военное положение. Для выхода из создавшегося в стране после войн и революций бедственного положения необходимо было произвести кардинальные социально-экономические  изменения. Политика "военного коммунизма" была "политикой командования в  осажденной крепости". "Военный  коммунизм" своей стихийностью и  экстремизмом подходил для периода  революции и гражданской войны, но начинать восстановление экономики  при нем было невозможно. Для выхода из сложившейся ситуации советская  власть пошла на компромисс и провозгласила "новую экономическую политику", сочетавшую директивное управление с рыночной самоорганизацией экономики.

5. Аналогии с экономическим  кризисом 90-х годов Существует  мнение, что социальные катастрофы  даются людям для того, чтобы  извлечь из них уроки на  будущее и прийти в конечном  итоге к более совершенному  общественному устройству. Увы, похоже, что пока общественная память  коротка: государства не вырабатывают, как собака Павлова, условные  рефлексы на ситуации и наступают  на одни и те же грабли  много раз.

Экономический кризис 90-х  годов удивительно совпадает  по многим показателям с хозяйственной  разрухой революции и гражданской  войны. За пять лет начала 90-х годов, так же, как и за пять лет с 1917 по 1921 гг., национальный доход сократился в два раза, еще в большей  степени упало промышленное производство, на треть сократился выпуск сельскохозяйственной продукции (см. табл. 2). Неумелое управление и реформирование экономики может  иметь такой же разрушающий эффект, как несколько войн и революций.

Табл.1. Изменения  за пятилетия в Российской экономике.

 

 

 

. 1921/1916 гг.

1995/1990 гг

Национальный доход

0.5

0.5

 

Валовая продукция промышленности

0.3

0.4

 

Валовая продукция сельского  хозяйства

0.7

0.7

 

Обесценение рубля

104

104

 

 Конечно, имеются и  существенные различия. В 90-х годах  сокращение производства происходило  со значительно более высокого  уровня развития, и в экономике,  не обремененной всеобщей мобилизацией  и необходимостью поддержания  сверхвысоких военных расходов. Наоборот, происходило резкое сокращение  расходов на военно-промышленный  комплекс. К 90-ым годам были  накоплены колоссальные запасы  материальных ценностей, имелось  много открытых и разработанных  месторождений природных ресурсов. Все это смягчило на время  социальные последствия кризиса.

Важно выделить общие причины  кризисов.

1. Накапливавшаяся в течение  предшествующего длительного периода  несостоятельность правительства  в условиях невозможности его  замены. Правительства Людовика XVI, Николая II и дряхлеющего Политбюро  ЦК постепенно утрачивали контроль  над экономической ситуацией,  не были способны вырабатывать  сколько-нибудь эффективные решения,  теряли моральное доверие.

Информация о работе Социально-экономическое значение бюджета