Социально-экономическое значение бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие вопросы: социально-экономическое значение бюджета, бюджет Российской Империи, развитие бюджетной системы России в 1917-1990 г.г., структура бюджетной системы РФ на современном этапе

Содержание

1. Социально-экономическое значение бюджета
2. Бюджет Российской Империи
3. Развитие бюджетной системы России в 1917-1990 г.г.
4. Структура бюджетной системы РФ на современном этапе
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 41.54 Кб (Скачать)

2. Внезапный приход к  власти совершенно новых лиц,  которые уверенно знают (прочтя  несколько книг или просто  веря в провидение), как следует  изменить общественное устройство  дабы решить все проблемы. Это  и молодые, порой экстерном  выучившиеся юристы, лидеры французской  и русской революций, жаждущие  на практике применить не очень  ясные и для самих авторов  теоретические схемы. Это и  российское правительство "завлабов", члены которого гордо носили звания кандидатов и докторов почти не существовавшей после 20-х годов в России экономической науки.

3. Расстройство финансов  и денежного обращения. К 1990 году окончательно осложнилось  финансовое положение России. Избыток  наличных и безналичных денег  привел к расстройству денежного  обращения. Покупательная способность  рубля начала катастрофически  падать. В 1991 г. и в дальнейшем  кризис финансов продолжал усугубляться. Постоянно увеличивающийся разрыв  между государственными доходами  и расходами привел к дефициту  госбюджета, к росту внутреннего  государственного долга, к росту  эмиссии и обесцениванию денег.  К концу 1991 года дефицит госбюджета  составил 26% ВНП [4]. Для покрытия  этого дефицита использовалась  главным образом эмиссия.

Финансовый кризис повлек за собой кризис потребительского рынка. Увеличение денежной массы, обесценивание  рубля и фиксированные цены в 1990-1991 гг. стали причиной тотального дефицита продовольственных и непродовольственных  товаров (в т.ч. товаров повседневного  спроса), роста черного рынка. В 1990 г. был всплеск ажиотажного спроса, вызванный общей нестабильностью  в стране и надвигающейся денежной реформой. Почти все бытовые и  хозяйственные товары исчезли из свободной продажи и реализовывались  путем распределения. Свободная  продажа товаров ограничивалась талонной системой, нормированием отпуска  и другими мерами. С 1 января 1992 г. отпустили цены и они стали  стремительно нарастать. В продаже  появились товары по недоступно высоким  ценам. Начались кризисы неплатежей, наличности, нарастание дефицита, отсрочки выплат зарплат и пенсий и другие эффекты, свидетельствующие о продолжающемся развале денежной системы.

Все это позволяет провести аналогию кризиса начала 90-х гг. с  разрухой периода "военного коммунизма".

У России весь ХХ век был  переполнен счастьем по Тютчеву, но не по Монтескье. Впрочем, и французы не последовали мудрому совету своего великого ученого (книга которого "О  духе законов" легла в основу построения конституции США и использовалась при организации государственного устройства многих стран, которые теперь называются развитыми). Вторая половина XVIII и весь XIX век для Франции  были наполнены социальными потрясениями.

Существует в разных видах  теория, по которой войны и революции  выполняют очистительную роль в  обществе. Так же, как в теории Дарвина естественного отбора биологических  видов (кстати, далеко не бесспорной), в  теории социального отбора войны  и революции предназначены для  того, чтобы могли побеждать наиболее прогрессивные общественные силы и  идеи. Именно этим в годы советской  власти (кстати, здесь известная  подмена понятия - вплоть до 90-х годов, власть была не у Советов) объяснялась  целесообразность спровоцированной большевиками Октябрьской революции 1917 г. и последующей  гражданской войны.

Непродолжительное время  в 1922 г. в Петрограде выходил журнал "Экономист". Он был закрыт властями в том же 1922 году, но имеется во многих областных библиотеках. Там  был ряд очень интересных статей. Например, дневниковые записки очевидца голода 1921 года в Поволжье. Излагаемые в этих записках факты удручающие. Многие из них страшнее любых фильмов  ужасов. Их знание необходимо для понимания  истории и предотвращения потрясений в будущем.

В одном из номеров этого  журнала была опубликована статья Питирима Сорокина, молодого тогда российского  ученого, коми по национальности. Он стал одним из основателей науки социологии, но уже в Америке. В этой статье Сорокин на огромном историческом материале, в том числе по Первой Мировой  войне, доказывал, что войны ведут  к регрессу - в них погибают лучшие.

В результате Первой Мировой  и Гражданской войн Россия понесла  колоссальные людские потери. В боях, от голода, болезней, расстрелов погибло  более 10 млн. человек. Конечно, в боях и расстрелах была задействована  наиболее социально активная и физически  здоровая часть населения. Более 1,5 млн. человек вынуждены были эмигрировать, и это были отнюдь не отбросы, а  цвет российского общества.

За период гражданской  войны более 5 млн. человек перебрались  из города в деревню. Численность  промышленных рабочих (и без того малочисленного в России "гегемона революции") сократилась почти  в 2 раза: с 2,4 млн. человек в 1913 г. до 1,3 млн. человек в 1920 году. Причем далеко не все рабочие были изначально пролетариями. Далеко не все из них поддерживали "правительство рабочих и крестьян", которое к тому же состояло совсем не из рабочих и крестьян (их там  не было - лицемерие долгие годы стало  править Россией). Так, высмеивавшиеся в некоторых советских фильмах  капелевцы были совсем не белогвардейскими офицерами (как это можно было понять по фильмам). Это были полки, составленные из рабочих-добровольцев (!) Урала, выступавших в поддержку  Учредительного Собрания, за установление подлинной демократии в России.

Была жажда власти у  пришедшей к ней в октябре 1917 года группы лиц, но у них не было четких идей по организации нового общественного устройства. У марксизма, социал-демократического и коммунистического  движений в целом имелся хороший  анализ и критика социальных язв  сложившейся в XIX веке капиталистической  экономической системы. Позитивной программы (что надо взамен) не было. Кстати, ее нет и до сих пор, через 100 лет. Это в те далекие годы признавали лидеры анархизма (наиболее последовательной и интеллигентной части коммунистического  движения), многие социал-демократы  и теоретики марксизма (к примеру, Плеханов). Единственная идея, имевшая  широкий пропагандистский эффект, состояла в лозунгах установления общества с  полным экономическим равенством людей. Фабрики - рабочим! Земля - крестьянам! Всем поровну: не должно быть бедных и  богатых.

В одном из номеров упоминавшегося журнала 1922 года "Экономист" была опубликована еще одна интересная статья П. Сорокина под названием "Голод  и коммунизм". Под голодом в  этой статье понимается полное обнищание  в стране, сокращение до предельно  низкого уровня располагаемых на душу экономических благ. Коммунизм  определяется как идея экономического равенства, когда все имеющееся  богатство страны делится поровну  на всех. Идея так определяемого  коммунизма не раз в истории под  другими названиями овладевала массами. В том числе в виде изначального христианства и многочисленных протестантских движений в нем, в виде исходных принципов  ислама, других религий и социальных учений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Структура бюджетной системы РФ на современном этапе

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных  бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Консолидированный  бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты  государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.

Показатели доходов и  расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической  политики государственной власти и  экономического роста территории.

Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная  система РФ имеет многоуровневую структуру (рис.1). В нашем государстве  существует несколько уровней публичной  власти - федеральный, региональный и  местный, каждый из которых действует  самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень  государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому  каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный  бюджет, из которого финансируются  общегосударственные программы. Федеральный  бюджет принимается государственной  Думой, одобряется Президентом РФ и  Советом федерации, за его исполнением  следят Федеральное казначейство и  Министерство финансов РФ.

Каждый регион (субъект  РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы  обеспечить выполнение государственных  функций на своей территории. В  бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные  и исполнительные органы власти региона. В бюджетную систему РФ входят 89 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных  бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета  городов федерального значения.

Кроме федерального и регионального  уровней власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных  образованиях осуществляется местное  самоуправление. Муниципальными образованиями  в Российской Федерации считаются  муниципальные районы (несколько  поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские  и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные  образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета субъектов  РФ существуют также такие формы  образования и расходования денежных средств как для государственные  внебюджетные фонды. Государственные  внебюджетные фонды созданы для  реализации конституционных прав граждан  РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких  фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные  фонды).

В соответствии с бюджетным  Кодексом первый и второй уровни бюджетной  системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы  друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета  другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения  отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и  органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения  средств между бюджетами.

Важной чертой бюджетной  системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация  и то, что роль федерального бюджета  в ней очень велика. Это в  частности выражается в том, что  с его помощью могут финансироваться  не только общегосударственные, но и  региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник / Под ред.  М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2007

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Официальный текст. - 2-е  изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2009

3. Ефимова Е.Г. Экономика  для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 2009

4. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой  политике на 2010 год (анализ концепции) // Экономист, 2010. - №11. - с.59-67

5. Финансы: Учебник для  вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009

6. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник для вузов / Под  ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы,  ЮНИТИ, 2009

7. Бюджетная система РФ : учебно-практическое пособие / Т.П.  Николаева- М.: Изд. Центр ЕАОИ 2010,380с.

8. Финансы: учебник, Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г.

9. Финансы: учебник / Грязнова А., Маркина Е. — М.: Финансы и статистика, 2012. ГРИФ


Информация о работе Социально-экономическое значение бюджета