Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Совершенствование имущества казны РФ.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     Проведенные Счетной палатой в 2005-2007 годах  проверки территориальных управлений Росимущества выявили значительные нарушения при заключении договоров аренды имущества казны. Так, в Ленинградской области в нарушение действующего законодательства при передаче в аренду недвижимого имущества памятников истории и культуры федерального значения не были заключены охранные обязательства с собственниками недвижимого имущества на здания: «Здание почтовой станции» в дер. Каськово Волосовского района - ОАО «Сельцо», «Здание почтовой станции» в дер. Чирковицы Волосовского района - ЗАО «Труд», «Дом Петрашевского» в дер. Матвеево Волховского района - ОАО «Сясьский ЦБК», с собственниками жилых домов и квартир на улицах Штурма, Островной и Петровской г. Выборга, «Дом С. П. Боткина» в пос. Тарасовское Выборгского района - ОАО «ЛОМО», «Дом Нестерова» по ул. Чкалова, 16, г. Гатчина.

     Территориальным управлением по Свердловской области  не обеспечивается контроль за исполнением  условий договоров аренды в части  обязательной страховки переданного  имущества и государственной  регистрации в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

     В ряде случаев, по договорам аренды имущественных  комплексов, передача имущества производилась  без учета стоимости земельных  участков, на которых находилось недвижимое имущество казны. Так, в договорах аренды с ОАО «Святогор» (3,2 га), с артелью старателей «Южно-Заозерский прииск» (7,66 га), с артелью старателей «Урал-Норд» (19,2 га) земельные участки в стоимость оцениваемого имущества не включены.

     Следующим способом распоряжения объектами имущества  казны является передача объектов недвижимости в безвозмездное пользование.

       По сведениям Росимущества, в  безвозмездном пользовании находятся  объекты, которые с максимальной  эффективностью могли быть переданы в аренду, в результате чего в федеральный бюджет ежегодно недопоступают значительные средства. При этом общая сумма выпадающих доходов составила более 2 млрд. рублей. Так, на территории Санкт-Петербурга в безвозмездном пользовании находятся 27 объектов недвижимого имущества, культурного наследия, нежилые здания и сооружения общей площадью более 15 тыс. кв. м, а также Ратные палаты (памятник исторического и культурного наследия) в г. Пушкине (1642 кв. метра).

     Договором аренды с АООТ «Уральский завод химических реактивов» в безвозмездное пользование переданы здания и сооружения общей полезной площадью производственных сооружений более 34 тыс. кв. м. Годовая сумма, подлежащая к оплате, рассчитанная только в соответствии методикой, утвержденной распоряжением Минимущества России от 30 апреля 1998 года № 396-р, составляла бы 6,864 млн. рублей в год.

     Пользование федеральным имуществом зачастую осуществлялось с нарушением условий договоров  и, в случае отнесения объектов к  памятникам истории и культуры, охранных обязательств, что ухудшало техническое состояние объектов недвижимости. Так, проверкой соответствия технического состояния объектов культурного наследия г. Суздаля - храмов, относящихся к федеральной собственности, переданных в 90-х годах в пользование Суздальскому епархиальному управлению Российской Православной Церкви заграницей, но фактически находящихся в пользовании Суздальской епархии Российской Православной автономной Церкви, установлено, что объекты культурного наследия федерального значения используются с нарушением действующего законодательства - отсутствуют договоры безвозмездного пользования и законные основания для заключения договоров о сохранности и использования недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения в нарушение Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

     Установлены факты ненадлежащего использования  объектов федерального имущества в  Свердловской области. Так, ОАО «Аэропорт Кольцово» без согласования с территориальным управлением списана часть имущества из состава переданного в аренду имущественного комплекса (22 объекта движимого имущества балансовой стоимостью 1,396 млн. рублей и 1 объект недвижимости (рулежная дорожка) балансовой стоимостью 7,8 млн. рублей).

     При этом Росимуществом не применяется  статья 7.24 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, предусматривающая  наложение административного штрафа на должностных лиц в случае нарушения порядка распоряжения и использования объектов нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных правил и эксплуатации.

     Договоры  безвозмездного пользования, как правило, не имеют государственной регистрации. Не выполняются условия договоров об обязанности арендатора страховать помещения от риска гибели и повреждений.

     Так, недвижимое имущество по адресу: г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 23а, передано в безвозмездное пользование Саратовской епархии сроком на 3 года, договор в установленном порядке не зарегистрирован, таким образом пользователем не исполнены требования статьи 131, пункта 2 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем договор не имеет юридической силы.

     Рассмотрим  вопрос пользования объектами недвижимого имущества, относящегося к казне РФ, в отсутствие правовых оснований. В соответствии с отчетными данными территориальных управлений Росимущества, по состоянию на 1 января 2010 года в фактическом пользовании (в отсутствие соответствующих договоров) находилось 24961 (46,58 %) здание и помещение, составляющие казну Российской Федерации.

     Анализ  информации, представленной в Росимущество территориальными управлениями, показал, что балансодержателями данных объектов являются учреждения и организации, не заключившие своевременно с территориальными управлениями Росимущества договоры безвозмездного пользования зданиями и помещениями, но фактически занимающие их в течение длительного времени на основании договоров, заключенных с государственными органами исполнительной власти, осуществлявшими ранее полномочия собственника федерального имущества.

     По  ряду объектов в 2010 году выявлены факты  неправомерного использования зданий и помещений, относящихся к имуществу  казны Российской Федерации, различными юридическими лицами. Так, в Ярославской  области из 873 объектов имущества казны без правовых оснований используются 228 объектов. В Свердловской области отсутствуют договоры аренды объектов имущества казны, изъятых из гражданского оборота: ОАО «Ключевской завод ферросплавов» (9 объектов), ОАО «Нижнетуринский машиностроительный завод» (3 объекта), ОАО «Лобва» (5 объектов), ОАО «Кировоградский завод твердых сплавов» (4 объекта), ОАО «Уралстальконструкция» (1 объект).

     В Приморском крае в результате использования  в отсутствие правовых оснований  четырех помещений в административных зданиях, относящихся к имуществу казны, общей площадью 9953,6 кв. м, в федеральный бюджет недопоступило около 12 млн. рублей; в Ленинградской области в результате использования без правовых оснований части здания общей площадью 857,7 кв. м в федеральный бюджет только за 2010 год недопоступило 1,8 млн. рублей.

     Особое  внимание стоит уделить вопросу  распоряжения выморочным имуществом.

     Действующим законодательством недостаточно и  противоречиво регулируются правоотношения по распоряжению выморочным имуществом (имущество умершего человека, не имеющего наследников по завещанию и закону, переходящее согласно гражданскому праву в собственность государства). Отсутствует федеральный закон, который в соответствии с пунктом 3 статьи 1151 части III Гражданского кодекса Российской Федерации должен определять порядок передачи его в собственность Российской Федерации, субъектов или муниципальных образований.

     Кроме того, существуют противоречия в правовых нормах о порядке распределения  полномочий по учету и реализации выморочного имущества между Федеральной налоговой службой и Росимуществом.

     Так, в соответствии с пунктом 5.30 Положения  о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 ноября 2004 года № 691, полномочия по принятию выморочного имущества в собственность Российской Федерации осуществляет Росимущество и его территориальные органы.

     Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, не наделяет налоговые органы подобными полномочиями, а это означает, что нормы Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года № 683, не соответствуют требованиям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и, как следствие, не подлежат применению.

     Однако  инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 года № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» оформление имущества возложено на налоговые органы. В соответствии с пунктом 16а налоговые органы передают жилой фонд в муниципальную собственность. При этом документы, подтверждающие право государства на наследство (свидетельство о праве на наследство) в соответствии со статьей 5 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года № 4462-I, должны быть выданы нотариальным органом соответствующему налоговому органу.

     Как следует из отчета Минфина России о кассовых поступлениях и выбытиях по состоянию на 1 января 2010 года, средства от реализации выморочного имущества в части реализации основных средств составили 6,7 млн. рублей, средства от реализации выморочного имущества в части реализации материальных запасов - 12,7 млн. рублей.

     По  данным Федеральной налоговой службы, за 2009 год получено только 190 свидетельств о праве Российской Федерации на наследство по закону, в том числе на объекты недвижимого имущества - 136.

     Однако  на значительное число объектов выморочного  имущества права Российской Федерации  не оформлялись. Так, по информации, представленной заместителем председателя правительства Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия, на 1 января 2010 года учтено 2890 объектов выморочного имущества, в городе Туле учтено 36 квартир, не оформленных в собственность государства. В Краснодарском крае числится 192 объекта выморочного имущества, на которые права собственности Российской Федерации не оформлены.

     До  настоящего времени отсутствует  механизм и не урегулированы вопросы  взаимодействия территориальных органов  Федеральной налоговой службы и  Росимущества по учету выморочного  имущества.

     Инспекции Федеральной налоговой службы, в  отсутствие соответствующих полномочий, продолжают получать свидетельства о праве собственности Российской Федерации на наследство по закону. При этом зачастую получаемые налоговыми органами свидетельства территориальным управлениям Росимущества не передавались. Это также приводит к росту неучтенных объектов недвижимого имущества, относящегося к казне Российской Федерации, и к потерям федерального бюджета, росту коррупции.

     Анализ  предложений субъектов Российской Федерации показал их заинтересованность в решении этого вопроса. Так, Законодательным собранием Краснодарского края от 24 января 2009 года № 2844-П в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О порядке наследования, учета выморочного имущества и передачи его в собственность Российской Федерации и муниципальных образований».

     Правительство Ставропольского края считает целесообразным в качестве механизма распоряжения жилыми помещениями, перешедшими в  порядке наследования по закону в  собственность Российской Федерации, закреплять их на вещных правах за федеральными предприятиями и учреждениями или передавать безвозмездно в муниципальную собственность поселений по месту их нахождения.

     Правительство Санкт-Петербурга считает, что в  настоящее время существует возможность  формирования жилого фонда региона, муниципального образования за счет выморочных жилых объектов, перешедших в федеральную собственность. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122 устанавливает порядок безвозмездной передачи в связи с разграничением полномочий между федеральными органами власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

     В сентябре 2007 был принят закон о внесении поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, которые позволят муниципалитетам наследовать выморочное имущество.

     На  сегодняшний день Источниками формирования федеральной казны также является имущество:

     - созданное или приобретенное  за счет средств федерального  бюджета;

     - переданное в федеральную собственность  с другого публично-правового  уровня;

Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ