Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Совершенствование имущества казны РФ.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     Т сод. и рем. – тариф на содержание и ремонт, утвержденный в установленном  порядке;

     П – период, в течение которого по нераспределенному объекту имущественной  казны осуществлялись содержание и ремонт.

     3. С суб. отоп. (тыс. руб.) = Т отоп. (руб.) х Sоик (кв.м.) х П (мес.) 

     где:

     С суб. – сумма субсидий на отопление;

       Т отоп. – тариф на отопление,  утвержденный в установленном  порядке;

       П – период, в течение которого  в нераспределенный объект имущественной казны подавалась тепловая энергия.

     4. С суб. тер. (тыс. руб.) = Т тер. (руб.) х S тер. (кв.м.) х К х П (мес.) 

     где:

     С суб. тер. – сумма субсидий на  содержание прилегающей территории;

     Т тер – тариф на содержание прилегающей  территории;

     S тер – площадь прилегающей территории;

     К – коэффициент, определяющий соотношение  нераспределенной площади к общей  площади здания.

     5. С суб. общ. = С суб.у. + С суб.  сод. и рем. + С суб. отоп. + С  суб. тер.

     где:

     С суб. общ. – общая сумма бюджетной  субсидии. 

     Автором предлагается рассмотреть вопрос государственной регистрации права Российской Федерации  на имущество федеральной казны.

     До  настоящего времени более 80 % объектов недвижимого имущества казны, учтенного  Росимуществом, не имеет стоимостной  оценки и государственной регистрации прав собственности Российской Федерации. В результате у государства отсутствуют необходимые для управления сведения о стоимости своих активов и в полной мере не обеспечено закрепление его прав. Это создает условия для неправомерного использования и распоряжения имуществом казны.

     Так, в 2007 году общее количество судебных дел, рассмотренных с участием Росимущества, выступающим в защиту имущественных  интересов Российской Федерации, составило 3086 ед. На основании постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 комплекс зданий «Дома Гостяжпромурала», находящийся в г. Екатеринбурге, пр. Ленина 52-54, включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. В нарушение действующего законодательства в 2002 году администрация МО «Город Екатеринбург» зарегистрировала право муниципальной собственности на это здание - памятник. Однако в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 вышеуказанные объекты относятся исключительно к федеральной собственности. Решением Арбитражного суда от 19 марта 2007 года, по иску Территориального управления Росимущества по Свердловской области, признано право федеральной собственности на спорные помещения. В результате противоправных действий администрации г. Екатеринбурга федеральный бюджет недополучил только в 2007 году более 4,34 млн. рублей.

     Проведение  работ по государственной регистрации  объектов недвижимого имущества  казны, особенно объектов культурного наследия является задачей первостепенной важности. При этом необходимо обеспечить финансирование проведения таких работ. 

     Проведенные Счетной палатой проверки Росимущества, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества казны Российской Федерации, и его территориальных управлений показали, что не обеспечиваются надлежащее функционирование системы учета федерального имущества и контроль за его использованием в части ведения реестра федерального имущества и публичного реестра государственной недвижимости, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества».

     Так, Росимуществом не сформированы и  не велись информационные блоки по таким объектам учета, относящимся к казне Российской Федерации, как участки леса, недр, водные объекты, не велся учет объектов имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, сведения о которых отнесены к государственной тайне.

     Территориальные управления Росимущества не обеспечивают своевременное внесение в реестр федерального имущества информации об объектах недвижимого имущества  казны. Так, Территориальным управлением  Росимущества по Свердловской области  в реестре не учтено имущество, не вошедшее в уставный капитал ОАО «ИЗОТОП» и ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» (на сумму 832 тыс. рублей и 4460 тыс. рублей, соответственно), используемое предприятиями и находящееся на их бухгалтерском балансе. В реестре также отсутствует достоверная информация о количестве объектов выморочного недвижимого имущества.

     При этом, по экспертным оценкам Росимуществом в реестре федерального имущества учтено лишь 20 % от общего количества объектов, запрещенных к приватизации.

     Одним из принципиальных требований, предъявляемых к реестру федеральной собственности, является его информационная совместимость с базами данных других учетных систем (Единого государственного реестра прав, государственного земельного кадастра и т. д.). Основой учета федерального имущества является территориальный принцип, в соответствии с которым юридические лица, имеющие федеральное имущество и зарегистрированные на территории субъектов Российской Федерации, представляют и регулярно обновляют сведения о нем. Сведения представляются в соответствующие территориальные органы Росимущества и органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенные полномочиями территориального органа Росимущества с последующим автоматизированным объединением данных о федеральном имуществе в единый банк данных реестра.

     Однако  программное обеспечение электронной  базы реестра федерального имущества  не унифицировано, имеет низкую производительность и неудовлетворительную степень  защищенности реестра от несанкционированного доступа и утраты данных. Отсутствие взаимодействия и обмена информацией между Росимуществом и заинтересованными ведомствами (Росстат, ФНС России, а также с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях) препятствует эффективному вовлечению имущества в хозяйственный оборот.

     При этом в Росимуществе в полном объеме отсутствуют сведения о результатах  управления государственными пакетами акций, в том числе о полученной чистой прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности, о начислении дивидендов и о перечислении дивидендов в федеральный бюджет. Кроме того, в результате неисполнения постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года № 23 территориальными органами управления, министерствами и агентствами, а также Росимуществом, на которое возложена функция по контролю, реестр показателей экономической эффективности акционерных обществ не сформирован, что негативно сказывается на управлении государственными пакетами акций.

     Проведенные Счетной палатой проверки также  показали, что в публичном реестре, в нарушение постановления Правительства  Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» и распоряжения Минимущества России от 19 января 2004 года № 164-р, Росимуществом не обеспечена публикация сведений об имуществе, предлагаемом к сдаче в аренду и на иных правах физическим и юридическим лицам. Представленная на официальном сайте информация не содержит сведений о предлагаемом к вовлечению в хозяйственный оборот имуществе, в том числе составляющем казну Российской Федерации, и бесполезна для потенциальных арендаторов федерального имущества.

     В развитие порядка учета федерального имущества и ведения реестра  федерального имущества Правительство  Российской Федерации приняло постановление  от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», которым утвердило Положение об учете федерального имущества и отменило постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества».

     Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества. Однако постановлением не установлен порядок, регламентирующий учет федерального имущества в части внесения в реестр сведений, отнесенных в установленном порядке к государственной тайне.

     Объектами учета является расположенное на территории Российской Федерации или  за рубежом следующее федеральное имущество:

     - недвижимое (земельный участок, жилое  или нежилое помещение, воздушное  или морское судно, судно внутреннего  плавания, космический объект или  прочно связанный с землей  объект, перемещение которого без  несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здания, сооружения или объекты незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

     - движимое (акции, доля (вклад) в  уставном (складочном) капитале хозяйственного  общества или товарищества, либо иное, не относящееся к недвижимости имущество, в том числе интеллектуальная собственность).

     Из  состава недвижимого имущества, учитываемого ранее в реестре  Росимуществом в соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 696, исключены участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности. Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством о природных ресурсах, музейном фонде и бюджетным законодательством Российской Федерации.

     В Положении отсутствует определение понятия «имущество, составляющее казну Российской Федерации». В связи с проведенным в Положении делением федерального имущества под имуществом, составляющим казну, понимается только движимое (без акций и долей) и недвижимое (без земельных участков) имущество.

     При этом создается понятийное противоречие, так как в состав зарубежного  имущества, составляющего казну, включены земельные участки, не предоставленные  правообладателем на соответствующем  вещном праве (договоре), а в формах годовой отчетности Росимущества в состав прав Российской Федерации включены права на акции открытых акционерных обществ и доли хозяйствующих обществ, составляющие казну Российской Федерации.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 16 июля 2007 года № 447 определена последовательная процедура учета и представления правообладателями в соответствующий территориальный орган сведений о принадлежащем им федеральном имуществе, а также порядок действий Росимущества и территориального органа по внесению в реестр или исключению из него сведений об имуществе государственной казны Российской Федерации. При этом имущество казны к учету представляют исключительно территориальные агентства Росимущества.

     Реестр  состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о федеральном недвижимом имуществе, в том числе о зданиях, строениях, земельных участках, судах (морских, речных, воздушных), космических аппаратах; в раздел 2 - о движимом имуществе, в том числе об акциях и долях в уставном (складочном) капитале хозяйствующего общества или товарищества, движимом имуществе первоначальной стоимостью более 200 тыс. рублей, а также сведения об оборотных средствах (интеллектуальной собственности Российской Федерации); в раздел 3 - о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, в том числе сведения о правообладателях объектов учета, не являющихся хозяйствующими обществами и товариществами, об акционерных обществах (эмитентах), об иных лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения) вещных прав на объекты учета. Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

     Положением  также предусмотрено обязательное наличие в реестре стоимостных показателей федерального имущества казны.

     Положением  предусмотрено, в отличие от ранее  действовавшего Положения в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 696, что в случае непредоставления (или несвоевременного предоставления) данных в территориальные органы Росимущества для внесения в реестр могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством. Применение таких мер для юридических лиц в соответствии со статьей 19.7 Административного кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает по решению суда штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

     Аналогичные меры воздействия могли применяться  территориальными органами Росимущества и ранее, однако не использовались. 
 

    1.   Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ

Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ